Submitted by Светлана Комарова on пн, 07/06/2010 - 13:42
ХОД УРОКА
Оргнизационный этап:
- Взаимное приветствие учителя и учащихся.
Формулировка целей и задач урока:
- повторить и обобщить знания, полученные в ходе уроков в шестом классе (слайд № 2)
- Ребята разгадывают загадку(слайд № 3):
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам (глагол).
Повторение грамматических признаков глагола:
1) - что такое глагол? (слайд № 4)
- чем глагол является в предложении? (сказуемым).
- привести примеры глаголов.
- найти четвертое лишнее (слайд № 5).
- Запишите в тетрадь только глаголы.
-Какие слова не записали, почему?
2) - как называется такая форма глагола? (инфинитив. Слайд № 7)
3)- чем отличаются эти два столбика? (видом)
- какие два вида есть у глагола? (совершенный вид — совершенное действие, в вопросе есть приставка С-; несовершенный вид — несовершенное действие, в вопросе нет приставки С-)
- Заполнение вместе второго столбика.
4) - Сколько времен есть у глагола? (три, слайд № 8)
Жили-были в королевстве 2-го спряжения глаголы на -ить. Дружно жили, буква И в этом спряжении правила, во всех окончаниях стояла, только букве а или я (в одной форме) ненадолго место уступала. Пришли к глаголам 2-го спряжения 7 глаголов на -еть и 4— на -ать, стали просить принять их в это королевство. Согласилось 2-е спряжение, но поставило условие, чтобы глаголы эти букву е и а в суффиксах только в неопределенной форме сохраняли, а во всех остальных вели бы себя, как остальные подданные глаголы королевства 2-го спряжения, то есть писались бы с буквами и или а (я) в окончаниях, И так решили глаголы-пришельцы (перечислить), что не только они, а все их потомки, с помощью приставок и суффикса (-ся) образованные, также будут во власти 2-го спряжения навсегда. (С.Анина.)
2. Письмо по памяти: 1-й вариант записывает глаголы-исключения 2 спряжения (гнать, держать, дышать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, смотреть); 2-й — считалку «Глаголы на –ять» (блеять, веять, чуять, лаять, сеять, реять, таять, чаять, кашлять, выменять, ровнять все кончаются на -ять) ( слайд № 14).
3. Взаимопроверка (слайд № 15)
6) Индивидуальная работа: выписать из текста глаголы, определить их спряжение, время, число, вид. (слайд 16-17).
7) Правописание глагола с частицей НЕ.Правописание глагола с частицей НЕ.
- Сказка о глаголе и НЕ (слайд № 18)
- Ученики должны указать на грамматическое правило, которое положено в основу написания глаголов — глаголы с НЕ пишутся раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляются.