Интерактивные игры, как средство формирования связной речи.
Все игры в данной подборке объединены одной темой. Можно использовать каждую игру отдельно, или как цикл игр на единую тему, или как одну игру : «Полет на Луну», где каждая игра будет отдельным заданием.
В игре предполагается деление детей на команды. Данная задача решается с помощью интерактивных упражнений. Например:
Упражнение. “Экипаж ”
Подготовьте карточки по числу участников. Разделите их на такое количество стопок, сколько групп вам необходимо образовать. Напишите на каждой карточке один из номеров и профессию так, чтобы в каждой стопке номера были разные, а профессия одна, например: первый штурман, второй штурман, третий штурман и т.д. по числу необходимых команд. Перемешайте все карточки и предложите участникам взять по одной из общей стопки. В каждом экипаже (подгруппе) должно быть 4 или 5 членов. После того, как каждый участник получил по карточке, все участники начинают ходить по комнате, создавать “экипажи ” по своему признаку, стараясь создать экипаж (подгруппу) как можно быстрее.
Примечание:С помощью данного упражнения Вы можете разделить группу в случайном порядке на необходимое Вам количество подгрупп. Данный энергизатор применяют в начале занятий, активизируя участников.
«Полёт на Луну»
Цель игры:
- Формирование навыков связной речи,
- Формирование умения взаимодействовать в коллективе,
- Развитие памяти, мышления, воображения, внимания
Игра основана на правилах популярных детских игр с фишками и кубиком, определяющим число ходов. Игра может быть проведена не только в устной, но и в письменной форме или с элементами письма.
Материал: игровое поле с изображенной на нем траекторией полета на Луну от старта до финиша с пронумерованными этапами, фишки или фигурки пилотов, кубик, лист с заданиями.
Количество играющих: не ограничено.
Возраст играющих: от пяти до пятнадцати лет (в зависимости от заданий).
Правила игры: игровое поле раскладывается на плоской поверхности (на столе или на полу), на старте устанавливаются фишки каждого игрока. Первым делает ход тот, кто выбросил самое большое число на кубике. Затем каждый игрок делает такое количество шагов, которое указывает ему брошенный кубик. Но чтобы получить право сделать очередной ход, необходимо выполнить задание. Если задание не выполнено, то пилот остается на прежней орбите. Побеждает тот, кто первым достигнет Луны. Можно сразу провести весь цикл, можно разделить его на несколько этапов. Педагог составляет разные по темам и по сложности задания, в зависимости от индивидуальных проблем каждого ребенка.
«Сообщение на Землю»
Цель игры:
- Формирование навыка построения предложения, умения выстраивать логически правильный текст;
- Обучение групповому решению проблемы.
Материал игры: комплекты карточек со словами или словосочетаниями из разрезных предложений.
Количество играющих: по числу комплектов карточек.
Возраст: от 6 до 10 лет.
Чтобы передать сообщение на Землю, детям необходимо собрать разрезные предложения и соединить их в логически правильный текст. Можно добавлять к комплекту слов предложения лишние слова, не подходящие по смыслу или форме слова. (Приложение 1)
«Земля в иллюминаторе»
Цель игры:
- Развитие зрительной и речеслуховой памяти, активизация словаря по данной лексической теме;
- Формирование умения составлять тематические рассказы при помощи графических аналогий;
- Развитие памяти, мышления, воображения, внимания,
- Обучение навыкам работы в группе.
Материал игры: листок бумаги и карандаш, мнемосхема.
Количество играющих: 1-5
Возраст: от 5 – 15 лет.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Первый вариант: педагог или сами ребята читают текст, и затем дети рисуют опорные картинки-схемы к нему. Когда мнемосхема готова, дети по ней пересказывают текст.
Второй вариант: детям предлагается мнемосхема, по которой они должны составить рассказ, и с опорой на мнемосхему, его пересказать. (Приложение 2)
«Картинки с Земли»
Цель игры:
- Обучение умению описывать предметы и составлять тексты из предложений, логически связанных между собой,
- Развитие воображения и фантазии, образного и логического мышления,
- Обучение навыкам сотрудничества для достижения общей цели.
Материал: 5 шестиугольных карточек с изображениями предметов (машина, ботинки, дом, кастрюля, дерево), набор карточек со словами, характеризующими предметы по пяти модальностям (запах, материал, звук, способ передвижения, размер — на каждую тему по 5 карточек), пустые карточки.
Количество играющих: от 1.
Возраст игрока: от 6 до 15 лет.
Правила игры:
Первый вариант: игрок выбирает одно изображение предмета, затем, используя карточки со словами, характеризует этот предмет по пяти модальностям, обкладывая большую карточку маленькими со словами. Характеристика предмета должна состоять из пяти полноценных предложений, то есть предложений не менее, чем из 3-х слов: субъект, предикат, объект. Педагог, выполняющий функцию ведущего в данной игре, оценивает каждое предложение соответствующим числом очков: одно очко за предложение из 3-х слов (словосочетания типа: «железная кастрюля» — оцениваются в 0 баллов), по одному очку за каждое дополнительное слово в предложении, дополнительные очки за сложность конструкции (наличие однородных членов, придаточных предложений, сравнительных оборотов и т. д.), за оригинальность образа. Так, например, предложение «мои ботинки скрипят, как дерево» поощряется педагогом 3 дополнительными очками: за 2 дополнительных слова и за сравнительный оборот, т. е. ребенок получает за него 4 очка. Он суммирует и записывает баллы по 5 предложениям, сравнивает их с баллами, полученными в предыдущем сеансе игры, т. е. как бы соревнуется сам с собой и наглядно видит свои достижения. Большую роль играет пустая карточка, стимулирующая ребенка придумать шестое предложение уже без опоры на данные слова и по возможности найти новый способ для характеристики данного предмета.
Вариант второй: педагог вместе с ребенком отбирают 5 картинок с предметными изображениями, одно из которых становится главным героем истории, которая составляется на основе тех предметов, которые изображены на других картинках. Таким образом, вербальное опосредствование (слова) заменяется только образным опосредствованием при составлении рассказа по отдельным, не связанным между собой изображениям. Ребенок должен придумать сюжет истории, логику его развертывания. Эта история записывается, она может быть продолжена или изменена на уроке или дома (в качестве домашнего задания). Скучные школьные задания по составлению фраз с заданным словом или сочинения на заданную тему заменяются фантазированием, проявлением остроумия, оригинальности суждений, что охотно делают все дети подросткового и предподросткового возраста. К системе оценок предыдущего варианта игры добавляются дополнительные баллы: смешно — 1 балл, очень смешно — 2 балла; связность предложений между собой и развитие сюжета истории — 3 балла.
Вариант третий: то же самое задание предлагается ребенку, но он имеет пустые карточки без изображений предметов, т. е. уменьшается степень внешней опоры и внешнего программирования высказываний. Ребенок обозначает каждую пустую карточку словом, запоминает их и придумывает с ними историю, создавая тем самым воображаемую ситуацию. Этот вариант игры эффективно способствует усилению внутреннего контроля за своей речью. Активность ребенка в этом варианте игры поощряется удвоением его баллов.
Материал игры: карточки с наборами слов в начальной форме для составления предложения.
Количество играющих: от количества предложений в тексте.
Возраст играющих: от 6 до 15 лет.
Ребята получают сообщение от инопланетян, предложения в нем разбиты на слова в начальной форме. Задача детей индивидуально построить грамматически правильно предложение, и затем коллективно все предложения соединить в логически правильный текст. (Приложение 3)
«Луна приближается!»
Цель игры:
- Обучение навыку правильно строить развернутые лексико-грамматические конструкции,
- Развитие вербальной памяти;
- Обучение взаимодействию лицом к лицу: взаимопомощь, взаимное поощрение, обмен знаниями.
Игра может проводиться в устной или письменной форме (в последнем случае игра переводит процесс письма на непроизвольный уровень). Игра не требует специального материала.
Количество играющих не должно быть меньше двух.
Возраст играющих не ограничен.
Правила игры: первый игрок называет любое существительное-подлежащее, второй игрок должен сказать глагол-сказуемое, далее каждый имеет право добавлять по одному слову, относящемуся к любой грамматической категории, повторяя уже имеющиеся, чтобы предложение становилось все длиннее и при этом не оказывалось бессмысленным. Если кто-нибудь из игроков опустил при повторении какое-нибудь из сказанных слов, остальные ему подсказывают, закрепляя всю фразу в памяти. Выигрывает тот, кто закончит предложение, когда никто из остальных игроков не сможет прибавить ни одного слова.
«Мы на Луне»
Цель игры:
- Обучение невербальным средствам общения,
- Обучение навыкам перекодирования информации с невербального на вербальный уровень,
- Формирование навыков самовыражения, разрядки, положительного образа собственного тела.
Количество участников: 2-4.
Возраст участников: 5-12 лет.
Правила игры: дети изображают разговор в космических скафандрах при отсутствии радиосвязи (поломка, неисправность). Один ребенок должен только с помощью жестов рассказать о своих впечатлениях от полета или о том, что видит на Луне, а другие дети должны перевести его рассказ с языка пантомимы и жестов на разговорную речь. Затем дети меняются ролями.
Литература.
1. Банк энергизаторов. Упражнения для проведения тренинга. КНИГА ИЗДАНА ПРОЕКТОМ “ОБУЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ” ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА, КОМПАНИЙ EPOS И SOCON. Москва, 2005
2. Глозман Ж.М. (ред.) Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе