-Изучить особенности организации прокариот на примере бактерий;
-рассмотреть функциональные особенности бактерий распространение и значение их в жизни человека и в природе;
-сформировать умение определять бактерии и их принадлежность к царству прокариот; умение работать с текстом учебника и дополнительной литературой, таблицами и схемами;
-самостоятельно делать схемы и заполнять таблицы;
-решать проблемные вопросы и анализировать.
Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый.
Средства обучения: учебник биологии 7 класса, таблица «особенности проявления признаков бактерий (среда обитания, основные формы и строение бактериальных клеток, генетический материал, размножение бактерий); влажный препарат «Клубеньки на корнях бобовых растений»; схема «роль бактерий в природе»; СD-диск по биологии с фрагментом «значение бактерий в природе и для человека».
Структура урока:
1.Актуализация знаний.
2.Изучение нового материала:
а) Разнообразие бактерий по способу питания;
б) Роль бактерий в природе;
3. Просмотр фрагмента наCD-диске « значение бактерий в природе и жизни человека.
4. Закрепление знаний. Подведение итогов.
Ход урока:
1.Проверка знаний.
Индивидуальные задания:
-ученик по рисунку «строение бактерии» подписывает все ее части;
-ученик зарисовывает основные формы бактериальных клеток и дает им названия.
Фронтальный опрос:
- Где встречаются бактерии?
- Почему бактерии считаются наиболее древними организмами?
- Какое строение имеет бактериальная клетка?
- Где расположен генетический материал бактерии?
- Как размножаются бактерии?
- Какое значение имеет образование спор у бактерий?
-От чего зависит название бактерии?
2.Изучение нового материала.
Запись в тетрадь числа и темы урока:
А)Рассказ учителя о питании бактерий.
По способу питания бактерии делятся на тех, которые питаются готовыми органическими веществами, их называют гетеротрофными и которые вырабатывают органические вещества из неорганических – это автотрофные бактерии.
Те, которые питаются органическими веществами умерших животных и растений, получили название сапрофитов. Это бактерии почвенные и поселяющиеся на растительных и животных останках (бактерии гниения, брожения и другие). Есть бактерии, которые поселяются в живых организмах и питаются их соками – это паразиты. Среди них много болезнетворных, вызывающих заболевания туберкулезом, тифом, холерой, дифтеритом.
Автотрофные бактерии делятся на те, которые используют солнечную энергию – это фотосинтетики. К ним относятся зеленые, пурпурные, серобактерии. Бактерии, использующие энергию химических связей – хемосинтетики делят на железобактерии, серобактерии, нитрофицирующие бактерии.
(Демонстрациявлажного препарата «Клубеньки на корнях бобовых растений», как представитель азотфиксирующих бактерий и рассказ о их значении).
Ученики записывают в тетради схему разнообразия бактерий по способу питания:
Бактерии
/ \
Автотрофные гетеротрофные
/ \ / \
Фотосинтетики хемосинтетики паразиты сапрофиты
Б)Роль бактерий в природе. Работа с текстом учебника.
Учитель добавляет: Бактерии гниения называют природными санитарами, они способствуют повышению плодородия почвы. Но они же могут способствовать гниению пищевых продуктов, при неправильном их хранении. Многие бактерии принимают участие в геохимических процессах образования серы, фосфора, каменного угля, нефти. Огромна роль бактерий в круговороте азота.
3.Просмотр фрагмента наCD-диске « значение бактерий в природе и жизни человека».
4.Закрепление знаний.
Фронтальный опрос:
- Что в размножении бактерий является ограничивающим фактором?
- Возможно ли существование биосферы и человека в ней без бактерий?
- Какова роль бактерий как разрушителей органического вещества?
Задание в тетради:
Ученики чертят в тетради «шапку» таблицы и заполняют ее.
Значение бактерий для человека
Область применения
Отрицательная роль
Положительная роль
Медицина
Ветеринария
Отрасли промышленности, сельского хозяйства
Домашнее задание:
1.Изучить параграф учебника, ответить на вопросы после параграфа.
2.Творческое задание. Подготовить материалы о «цветении» воды в водоемах.