Библиотечный урок для восьмиклассников "Медиатека в школе"
Submitted by Лариса Борисовна Михно on пн, 17/05/2010 - 07:24
Библиотечный урок в 8 классе «Медиатека в школе».
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «медиатека», рассказать о школьной медиатеке, ее предназначении, фондах, правилах пользования.
Перед началом урока можно провести анкетирование среди учащихся:
Знаете ли вы, что в нашей школе есть медиатека?
Да, знаю и пользуюсь ее услугами
Впервые об этом слышу
Слышал, что есть, но не видел
Нет
Результаты опроса можно вывести на слайд.
Ход урока.
Слайд 1. Уважаемые друзья! Информационное пространство вокруг нас сегодня быстро меняется. Всё больше людей осваивает компьютерную технику и имеет возможность выхода во Всемирную компьютерную сеть. Благодаря этому у человека появляется всё больше возможностей для быстрого поиска необходимой ему информации. Сегодня мы с вами познакомимся с теми услугами, которые предлагает вам школьная медиатека, а также совершим небольшое путешествие в мир компьютеров и Интернета.
Слайд 2.Media– в переводе с латинского означает «средство». Сейчас употребляется много слов, начинающихся с «медиа»: медиаграмотность, медиатехника. Просто «медиа» называют средства массовой информации. Что же такое медиатека? (ответы учащихся). Давайте попробуем из всех ваших ответов составить правильное определение этому понятию. Итак, медиатека – это фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов и видеозаписей, мультимедиа-программ, аудиозаписей, учебных компьютерных презентаций. Также медиатека – это помещение, в котором хранится всё вышеперечисленное. То есть, медиатека - это собрание медиасредств. В помещении, именуемом медиатекой, может быть несколько зон для работы: видеозона, компьютерная зона, библиотека.
Слайд 3.Накануне мы провели небольшой опрос, и сейчас предлагаем вам познакомиться с его результатами (см. выше). (Если опрос проводился, можно вывести результаты на слайд и прокомментировать). Получается, что основная часть учащихся 8-х классов не знает о том, что в школе есть медиатека. Ну что ж, ребята, попытаемся сегодня исправить эту ситуацию и познакомить вас со школьной медиатекой поближе.
Слайд 4. Прежде всего, давайте выясним, где же находится медиатека? Медиатека находится в школьной библиотеке. Почему именно там, как вы думаете? (ответы учащихся). Конечно же, библиотека – это самое удобное место для размещения медиатеки. Ведь теперь ученики и педагоги нашей школы могут взять домой не только нужную книгу, но и необходимый для работы или учебыCD-диск, скопировать его и таким образом пополнить свою собственную домашнюю медиатеку. Какими же ресурсами на сегодняшний день располагает наша библиотека?
Слайд 5.Во-первых, это дополнительное рабочее место, оснащенное компьютером с выходом в городскую компьютерную сеть и Интернет. Здесь учащиеся и педагоги могут поработать с дисками, скопировать необходимую информацию, набрать и распечатать, а также отсканировать какой-либо текст или документ.
Слайд 6. Во-вторых, это коллекция цифровых образовательных ресурсов на различных носителях информации – это обучающие программы, разработки уроков с использованием ИКТ-технологий, электронные архивы, видеофильмы, а также книги и журналы. Как вы думаете, книги и журналы относятся к носителям информации? (ответы учащихся). Конечно же, да.
Слайд 7.Давайте посмотрим, какие же бывают носители информации (см. слайд).
Слайд 8.Конечно же, невозможно рассказать обо всех дисках, которые мы можем вам предложить. Поэтому остановимся на самых интересных. Прежде всего, это диски из серии «Библиотека Кирилла и Мефодия» и «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Сегодня они есть в каждой школе. Эти диски содержат множество полезной информации по различным предметам. Например, на диске «Уроки химии. 8-9 класс» можно найти основные понятия химии, классы неорганических веществ, периодический закон, а также более 500 иллюстраций, 96 видеофрагментов, 200 проверочных упражнений и задач. Все необходимые инструкции по работе с диском находятся в Справочнике, расположенном на самом диске. Это значительно облегчает работу. В нашей медиатеке есть подобные диски по истории, биологии, математике, физике.
Слайд 9.Кроме учебных существуют и познавательные диски, созданные по типу энциклопедий. Например, «Большая электронная детская энциклопедия «Искусство». Основным достоинством этого диска является то, что он создан на базе детских энциклопедий. Но в отличие от обычной книги эта энциклопедия поможет вам постичь мир прекрасного, наполненный не только красками, но и звуками. Она содержит более 3 700 иллюстраций, здесь вы найдёте иллюстрированный справочник по русским и западным художникам и композиторам. Я думаю, что у многих из вас, ребята, дома тоже есть подобные диски. Используете ли вы их в подготовке к урокам? (учащиеся рассказывают).
Слайд 10. В школьной библиотеке – медиатеке существует специальная информационная среда. Что же это такое? Давайте посмотрим (внимание – на слайд). Это специально организованные системы источников информации или документов: книга, библиотека, архив, музей, Интернет. В каждой из этих систем используются свои пути поиска и правила пользования. Попробуем разобраться в них.
Слайд 11.Архив - в переводе с греческого «древний». Попробуйте объяснить своими словами, что же такое архив? Правильно. Документы, рукописи, фотографии издавна собирают, систематизируют, хранят. Сегодня практически все газеты и журналы создают свои архивы в Интернете. Существуют киноархивы, архивы литературы и искусства. В каждом доме существуют семейные архивы: фотографии, видеозаписи, документы, письма.
Слайд 12.Обратимся теперь к электронному каталогу. Для использования возможностей электронного каталога или Глобальной сети читателю необходимо не только умение владеть компьютером. Необходимо точно знать, что именно ты ищешь, и четко формулировать запрос. В электронном каталоге есть различные параметры поиска: по фамилии автора, по теме, по ключевым словам. В каждой библиотеке, оснащенной выходом в Интернет или имеющей электронные каталоги, обязательно существуют специальные памятки для читателей – пользователей.
Слайд 13. Еще один термин, который вошел в обиход с распространением информационных технологий – это базы данных. Это упорядоченная совокупность информации, предназначенной для хранения, накопления и обработки с помощью компьютера. Основной признак базы данных – возможность автоматизированного поиска. Например, в школах с недавнего времени существуют базы данных, куда внесена информация обо всех сотрудниках, учащихся и их родителях.
Слайд 14. Таким образом, ребята, мы можем сказать, что все отдельные документы и массивы документов, существующие самостоятельно и в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных) представляют собой информационные ресурсы. Какими же ресурсами располагает наша школьная медиатека?
Слайды 15,16. Школьная медиатека содержит дискиDVD,AUDIO,CD,CD-R,CD-RV.На дискахDVDв основном представлены художественные фильмы, снятые по мотивам литературных произведений, а также различные исторические и географические документальные фильмы. Использовать документальные фильмы-путешествия по географии и истории могут не только педагоги при подготовке и проведении уроков, но и учащиеся школы. Эти фильмы очень интересны, познавательны, а главное, можно увидеть всё, о чем рассказывается, своими глазами. В последнее время такие журналы, как «Национальная география» и «ГЕО» выпускают на дисках приложения. Так у нас появились фильмы «Путешествия к загадкам прошлого» и «Самая опасная работа в мире». (показываем диски).Аудио-дискисодержат в основном музыкальные композиции, которые можно использовать при подготовке к внеклассным мероприятиям и урокам музыки, а также новый вид – аудио-книги – когда известные артисты театра и кино читают какое – либо художественное произведение. Диски форматаCD,CD-R, СD-RV,как правило, являются самописными и содержат продукты, созданные непосредственно в школе либо скопированные с других цифровых ресурсов. В нашей школе с 2004 года ребята записывают диски, посвященные выпускникам. Также очень много фотографий в архиве школьной Интернет – газеты. Их мы тоже записываем на диски для удобства использования (показываем).
Слайд 17.А сейчас я предлагаю вам немного отвлечься и попробовать воспользоваться услугами нашей медиатеки. Перед вами несколько энциклопедий по истории и искусству, а также диск «Большая электронная детская энциклопедия». Предлагаю нескольким добровольцам найти одну и ту же информацию в энциклопедиях и на диске. Посмотрим, кто справится быстрее (можно предложить учащимся найти биографию какого-либо художника или музыканта).
Слайд 18.Ну что ж, ребята, вот мы с вами и познакомились с нашей школьной медиатекой. Конечно, нельзя на одном уроке показать вам все ее ресурсы. Ведь есть еще Интернет, а его возможности безграничны. Но об этом мы с вами поговорим уже на следующем уроке. Всего доброго!
На: Библиотечный урок для восьмиклассников "Медиатека в школе"
На: Библиотечный урок для восьмиклассников "Медиатека в школе"
да, Елена Александровна, я так и думала, что каждый сможет добавить что-то своё, то, что есть именно у вас в библиотеке.