Я предлагаю поговорить об играх и упражнениях, которые помогают развивать лучшие качества детей — желание помочь ближнему, учат видеть нуждающихся в помощи, формировать милосердие и эмпатию к различным социальным группам.
Игры и упражнения можно включать фрагментами в занятия и, усложняя или упрощая, использовать в разных возрастных группах.
Игра «Мы с тобой одной крови»
Цель игры: направить мышление учащихся на поиск сходства у различных людей по разнообразным вариантам признаков.
Задача игроков: найти сходство с одноклассниками и пригласить в круг ученика на основании этого сходства, повторяться нельзя. Например: «Оля, мы с тобой живем живем в одном доме», «Коля, мы с тобой одного роста»
Участники становятся вдоль стены или по периметру классной комнаты. Учитель или ведущий становится в центр комнаты и приглашает ученика на основании сходства: «Таня, у нас с тобой одинаковые имена». Таня выходит в круг и ищет сходство со следующим учеником в классе. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу. Педагог подводит итог: «Как много у нас общего!» Сходство можно найти с любым человеком.
В финале игры можно рассказать детям о том, что похожи не только люди, но и народы. Во многих культурах есть игры, песни, в которых люди берутся за руки, играют, водят хороводы. Вспомнить известные фольклорные или подвижные игры, хороводы.
В старших классах можно усложнить игру, предложив искать сходство по какому-то определенному признаку: физическому, характерологическому, по интеллектуальным или развлекательным предпочтениям учеников.
Игра «О ком я говорю?»
Игра может проводиться с использованием дополнительного оборудования — мяча или любого передаваемого предмета. Форма организации игры — сидя в кругу на стульях. По кругу пускается предмет. Если игра проводится во время урока, то дети отвечают по поднятию руки и получают карточку за каждый ответ.
Цель игры: развивать способность видеть хорошее в другом человеке и учиться находить слова, выражающие восхищение, удивление, уважение. Игра способствует проявлению интереса к другому человеку, учит видеть особые качества учеников, которые являются ценностью: скромность, милосердие. Игру можно использовать и для коррекции самооценки учащихся, указав на недостатки, недостойное поведение. В этом случае дети не угадывают, о ком идет речь, а должны отнести вопрос только к самим себе.
Задача игроков: когда учитель называет качества учеников, которые вызывают у него уважение, удивление или восхищение, ученики должны узнать, о ком говорит учитель. Например: «Меня восхищает умение играть на скрипке. Меня удивляет способность этого человека часто опаздывать. Меня поражает тактичность этого человека. Мне нравится аккуратность этого человека».
1-й вариант. Учитель говорит комплимент. Ученики определяют, о ком идет речь. Важно, чтобы восхищение было высказано каждому ученику.
2-й вариант. Восхищение и удивление высказывают сами ученики, а тот, кто считает, что речь идет именно о нем, поднимает руку. Если мнения совпадают — класс получает балл. Можно сравнивать количество совпадений в разные дни или игры, проведенные в разных классах.
|
На: Игры на сплочение коллетива
Дети с удовольствием играют в такие игры.
Это действительно сплачивает детский коллектив.
АТОМЫ И МОЛЕКУЛЫ".
Участники игры ходят по комнате в произвольном порядке. По команде ведущего: "Атомы собираются", все они должны собраться в определённое количество. Такое, которое назвал ведущий. Эту игру можно провести во время физминутки или на перемене.
Упражнение в кругу «Импульс»
Ведущий предлагает учащимся вспомнить ситуацию, когда каждый из них испытывал чувство обиды и разочарования. Он предлагает им вернуться в это состояние, затем взяться в кругу за руки. Через рукопожатие по кругу ко всем приходит «огонек поддержки». Эта поддержка адресована каждому и исходит от всех.
Упражнение «Дружелюбное требование»
Ведущий предлагает высказать свое недовольство кем-либо в дружелюбной форме.Все сидят в кругу. Один участник подходит к своему обидчику и старается высказать ему свои претензии. При этом он старается не оскорбить этого человека.
Остальные участники слушают, предлагая свои варианты высказываний.
«Сюрпризы дружбы»
В мероприятии принимает участие весь класс. Проводится во внеурочное время. Для его проведения можно привлечь детей из других классов. Это мероприятие может быть приурочено ко Дню именинника. Роль ведущего исполняет кто-либо из взрослых. Ведущий объявляет, что детей ожидают сюрпризы. Все дети удобно садятся. Диктор (ведущий) объявляет: «Для Тани Петровой исполняется любимая песня…» Ученица (ученик) под магнитофонную запись исполняет песню, которую приготовила (приготовил) заранее. «Для Пети Архипова артист приготовил сюрприз». Исполняется пантомима. Выступления могут быть различными: стихотворения, песни, интермедии, танцы, игра на музыкальных инструментах и др.
После выступления участники могут обменяться подарками, выполненными собственными руками на уроках труда, в группах продленного дня, дома. Закончить занятие можно чаепитием за общим столом.
«Найди пару»
Участники игры встают в круг и держат друг друга за руки. В центре круга два игрока. У одного закрыты глаза. По команде ведущего игрок с завязанными глазами пытается найти второго игрока. Все остальные подсказывают ему верный путь, дают команды: «Направо, налево, прямо, назад, горячо, холодно». После того как второй игрок будет пойман, выбирается другая пара.