С каждым годом в наших школах все больше появляется «особых» детей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья( инвалиды), с задержкой психического развития, другой национальности, другой веры исповедания, дети из малообеспеченных семей уже не редкость.
Или просто дети не похожие на других: с избыточной массой тела, те, кому трудно дается учеба.
Как им живется в наших школах?
Принимают ли их классные коллективы или они становятся изгоями?
Как создать комфортные условия в школе для всех без исключения детей, независимо от их национальности, физического здоровья, материального достатка семьи.
На: Человек не похожий на тебя
Дети инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья должны учится в коррекционных школах. Там к ним совсем другой подход! Их учат смотреть на мир глазами полноценных и здоровых детей. Учитель массовой школы этого не сделает. Как с классом не работай, всё равно найдётся кто-то кто обидет такого ребёнка. Это часто приводит к печальным последствиям. На западе считают, что этого делать нельзя. Я хочу сказать, что мы не готовы ещё жить как на западе и никогда так жить не будем. На западе всё меняестя и чаще к лучшему - мы же катимся вниз. Ели сами родитель говорят, что не знают как справиться с собственным ребёнком, то что же делать классному руководителю? А что касается избыточной массы тела - то здесь пора уже давно задуматься о здоровом питании. Причём, работать нужно с родителями. Сколько всего у нас поедается: чипы, сухарики, и прочие продукты, которых не было в нашем с вами детстве! И согласитель, 15 лет назад было больше здоровых детей!
На: Человек не похожий на тебя
Сегодня уже не секрет, что в России с каждым годом увеличивается количество детей с различными отклонениями в развитии. Кому как не нам это знать! За последние 10 лет их число выросло в 1.5 раза. Статистика утверждает, что каждой пятой семье рождается ребенок с физическими или умственными недостатками в развитии. Раньше родителям еще в роддоме предлагали от них отказаться. Гуманно ли это? Это особый разговор. Но тенденция такова, что таких «особых» детей все чаще стали оставлять в семье. Дело в том, что у родителей есть право не отдавать ребенка в интернатные учреждения особого вида. И поэтому хотим мы этого или нет, нам приходится учить таких ребят. Вы, Юлия Викторовна, конечно, правы, что наша школа к этому не готова. Учитель даже коррекционную программу не может нигде найти.
На: Человек не похожий на тебя
Стихотворение неизвестного автора.
ВЕРНИ, ГОСПОДЬ, ТЫ РАДУГУ НЕЗРЯЧИМ,
ДАЙ СИЛУ СЛАБЫМ, НЕДРУГАМ - ДРУЗЕЙ,
НЕ ПОЗВОЛЯЙ ХОДЯЧИМ БИТЬ ЛЕЖАЧИХ
И ВСЕХ ОЗЯБШИХ ВЕРОЮ СОГРЕЙ.
ВСЕМ ПОМОГИ! НА ТО И ВСЕВЫШНИЙ,
И СЛЫШЕН МИР ТЕБЕ С НЕБЕС И ЗРИМ.
ДАЙ КАЖДОМУ НЕ БЫТЬ НА СВЕТЕ ЛИШНИМ,
МЫ - НА КОЛЕНЯХ ВОЗБЛАГОДАРИМ!
На: Человек не похожий на тебя
Недавно по телевизору увидела девочку-инвалида, которая без рук, но рисует прекрасные картины. В таких детях раскрываются таланты, под час даже не поддающиеся человеческой логике.
На: Человек не похожий на тебя
Нет ничего страшнее для родителя, как недуг ребенка. Это постоянно кровоточащая рана в родительском сердце. Все чувства и реакции обострены и обнажены. Из-за постоянных переживаний и терзаний родители детей-инвалидов очень чувствительны. Учителю надо быть очень внимательным к таким семьям.
На: Человек не похожий на тебя
Здравствуйте, Татьяна Александровна. Думаю, происходит это оттого, что родители особенных детей понимают, как эгоистичны сейчас люди. Дети по своей натуре всегда прямые и непосредственные, "режут правду"... Но не только в этом причина. Просто родители других детей культивируют в своих чадах мысль об их исключительности. Всё было бы неплохо, если бы самооценка у детей росла не за счёт ограниченности возможностей других детей, а за счёт саморазвития. Именно это различие в причинах должны понимать родители - главные воспитатели! Многие родители уподобляются закону животного мира о естественном отборе, не скрывая этого от своих детей. Вот что страшно. Воспитывать надо любовью и через любовь ко ВСЕМУ, что создано.
На: Человек не похожий на тебя
Вы верно подметили, Наталия Борисовна!
Человеку свойственно самоутвержаться за счет другого. Чтобы утвердиться во мнении, что я хороший, надо чтобы все вокруг оказались плохими. Хотя есть и другой способ – сделать что-нибудь реально значимое и хорошее.
Вообщем, самоутверждение, похоже на карабканье вверх по канату - чтобы оказаться выше можно карабкаться самому, можно просить помощи у тех кто выше, цепляться за них - авось вытянут, или раскачивать чужие канаты и щипать тех кто лезет рядышком по своим канатам чтобы они не смогли залезть выше. Этот способ взрослые культивируют и в детях. Мне пришлось наблюдать такой случай. На детскую площадку мама привезла в инвалидной коляске мальчика. И сразу все насторожились. Некоторые взяли своих детей и ушли. Что стоит за этим? Боязнь травмировать психику любимого чада? Скорее, нас просто не научили, как вести себя в подобных случаях. А действительно как?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» Иисус Христос
На: Человек не похожий на тебя
Даже если мы случайно увидели где-то ребенка с «особенностями», мы либо брезгливо отворачиваемся, либо, наоборот, до неприличия задерживаем взгляд. И то, и другое – следствие нашей полной безграмотности и отсутствия культуры по отношению к инвалиду, а тем более ребенку-инвалиду.
Так как же все-таки реагировать на такого ребенка?
Любопытство - одна из основных человеческих черт. Но лучше не предаваться разглядыванию и вовремя отвернуться. Не стоит также с соболезнующим и жалеющим видом смотреть на ребенка и его родителей. Родители, воспитывающие ребенка-инвалида, достойны не сожаления, а восхищения! Такой силе духа у них можно поучиться! Лишне подходить к родителям и начинать расспрашивать их о диагнозе ребенка, если на самом деле вам нечем помочь. Лучше сделать вид, что перед вами обычный ребенок. Ну, не совсем обычный, но почти как все…
На: Человек не похожий на тебя
На: Человек не похожий на тебя
Юлия Викторовна!
Спасибо, что откликнулись на эту тему. Я согласна с вами, что такие дети с ограниченными возможностями здоровья должны учиться в специализированных учреждениях. Ведь для обучения таких детей надо знать специальную методику, а нас с вами не учили в институте этому. Мне приходится и сейчас работать с такими детьми. И один Бог знает, скольких усилий это стоит.
На: Человек не похожий на тебя
Уважаемая Татьяна Александровна! Позвольте не согласиться с тем, что дети-инвалиды должны учиться в специализированных учреждениях. Ни одно подобное заведение не воспитает их полноценными людьми. Я думаю, что, если позволяет здоровье, они должны учиться в обычной школе. И не надо бояться, что дети будут смеяться над ними. Дети подсмеиваются и над здоровыми свертстниками, и никуда от этого не денешься. Другое дело, таким ребятам нужно больше уделять внимание, привлекать к общественной работе, не делать их изгоями, относиться к ним, как мы относимся к обычному ребенку. Я, например, восхищалась выступлением наших спортсменов-инвалидов на Десятых параолимпийских играх в Ванкувере. Они принесли России 33 медали! Доказали, что они не хуже "здоровых" спортсменов, а лучше.
На: Человек не похожий на тебя
Уважаемые коллеги!
Очень важно, чтобы учащиеся росли открытыми, относились с пониманием к другим людям, не таким, как они, к другим народам, их истории и культуре, придерживались бы норм человеческого общежития.
Я считаю, что именно ШКОЛА является тем институтом, который должен взять на себя часть ответственности за воспитание толерантности (уважительная терпеливость).
Хотя в нашем российском обществе есть аналогичные, даже более емкие понятия, чем термин толерантность: дружба, патриотизм, коллективизм, взаимовыручка, милосердие.
О чем надо помнить планируя такую работу:
1.Толерантность рассматривается и преподносится детям не как уважение, а как терпимость и снисходительность. Мол, давайте уж потерпим их, раз они здесь живут, раз они такие…
2. Погоня за обеспечением толерантности в школе может стать почвой для развития лицемерия, когда учащиеся, имея сформированные убеждения о человеке с другим цветом кожи, вероисповеданием, национальностью, ограниченными возможностями, учатся не высказывать своих убеждений, продолжая испытывать неприязнь, брезгливость или другие негативные чувства.
Поделитесь, как избежать таких и других ошибок при работе в данном направлении?