Официальный сайт mkad14 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточного предложения к главному

Фото пользователя Ирина Петровна Блохнина
Submitted by Ирина Петровна Блохнина on Wed, 28/04/2010 - 08:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мишина Ирина Петровна
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории школы №7 г. Амурска.
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
Урок с использованием интерактивной доски. Урок «Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточного предложения к главному» проводится в 9 классе, где курс русского языка изучается по программе В.В.Бабайцевой для общеобразовательных классов (учебник под ред. Ю.С.Пичугова). Данный урок второй, по данной теме и третий в разделе «Сложноподчиненные предложения». Цель урока: Закрепить и усовершенствовать навыки выделения придаточного предложения, определять синтаксическую роль придаточного предложения Тип урока - комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний). Оборудование урока: компьютер, проектор,интерактивная доска

 1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Определите часть речи указанных слов.
Вначале, добиться, назубок, заинтересовать, тот, этот, такой, столько, там, тут, туда, тогда, поэтому, так, мячом, соревнованиями, чемпион, никто, не, потому что, для того чтобы
Слов какой части речи больше? Какую роль в сложном предложении выполняет эта часть речи?
В сложном предложении указательные местоимения служат для связи придаточного предложения с главным. Они являются членами главного предложения. Синтаксическая роль указательных слов соответствует виду придаточных предложений, подчёркивает их основное значение

Слайд 1
3. Сформулируйте цели сегодняшнего урока, исходя из темы урока
4. Проверка домашнего задания.
Установить соответствие между предложением и схемой. Почему невозможно точно выполнить это задание? Что необходимо добавить в схемы? Назовите вид придаточного предложения.

Слайд 2
1.Дерево валят туда, куда оно нагнулось.
2.Каково лето, таково и сено.
3.Астрономия увлекла меня потому, что я считал и считаю до сего времени не только Землю, но отчасти и Вселенную достоянием человеческого потомства.
[ указ. слово], ( ).
( ), [ указ. слово].
[ указ. слово], ( ).
Добавить союз или союзное слово, поставить вопрос к придаточному.
Выполнить орфографический разбор указанных слов.

Слайд 3
возглАвлял, оТдать,, начИнает, в светЕ, возрАст, возбуждёННый, обществеННый, одержИвать. Используя сложноподчинённое предложение, объясните написание одного из слов. Выполните схему этого предложения.

5. Тренировочные упражнения
При помощи схем объясните разницу в постановке знаков препинания в указанных предложениях.

Слайд 4 1. Встреча не состоится из-за того, что планы неожиданно изменились. 2. Встреча не состоится, из-за того что планы неожиданно изменились.
1.[ указ. слово], (что ).
2.[ ], (что ).

- Работа в трёх группах (особенности присоединения придаточного предложения к главному § 208). Записать предложения, расставить пропущенные знаки препинания. Какова особенность присоединения придаточного предложения к главному? Схемы предложений. Синтаксический разбор указанного предложения. Через определённое время, один человек от группы, знакомит с выводом, другой рисует схемы предложений, третий выполняет синтаксический разбор.

Слайд 5
1 группа. 1.Я выглянул в окно и зажмурился от чистого и ярко-синего неба, в котором ещё плавала одна истончившаяся от рассвета, прозрачная звёздочка.
2. В том, что всюду по ущелью здесь растёт арча, мы убедились с первых минут пребывания в горах.
3. Многие любители цветов, вероятно, замечали, что некоторые цветы нельзя соединять в одной вазе.
Придаточное присоединяется союзными словами ко всему главному предложению, но по смыслу придаточное поясняет одно слово (от неба, в том, замечали)
2 группа. 1.Было видно, как орёл, неподвижно паря и скользя, поворачивает голову туда и сюда, чтобы разглядеть нас получше.
2. В тот день, о котором идёт рассказ, ребята пришли пораньше в спортзал.
3. Гостю постлали в зале на диване и, чтобы ему не было темно, зажгли лампу.
Придаточное присоединяется союзами и союзными словами ко всему главному предложению, но по смыслу придаточное поясняет словосочетание (поворачивает голову туда и сюда, в тот день, зажгли лампу)
3 группа.1. Можно было легко потерять друг друга, так как на этой площади собралось много народа.
2. Старик говорил с увлечением, как будто изливал перед приезжим свою душу.
3.Чтобы попасть без промаха мячом в корзину, вначале нужно отработать движения кисти руки, плеча. Придаточное присоединяется союзами ко всему главному предложению, по смыслу придаточное поясняет всё главное предложение

- упр. 92 (методика незаконченного предложения).

 

Слайд 6
При помощи команды «Перо» восстановить текст.
Чтобы вычленить в сложном предложении придаточное, необходимо, во-первых, найти ______________________________, во-вторых, отыскать __________________________ (______________), в-третьих, поставить _____________________________________. Придаточное предложение может пояснять ________, _________________,_____________________.
- тестовая работа (каждому индивидуально, можно по вариантам, на карточках). За каждый правильный ответ по одному баллу.
1. Укажите сложноподчинённое предложение
А. Я собирался было встать, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе.
Б. Я вгляделся: то была молодая красивая девушка.
В.Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову и уронив руки себе на колени.
2. На месте каких цифр должны стоять запятые?
В воздухе (1) куда ни взглянешь (2) кружатся целые облака снежинок (3) так (4) что не разберёшь (5) идёт ли снег с неба (6) или с земли.
А.1,2,3,4,5,6
Б.1,2,3,5
В. 2,4,5,6
Г.1,3,4,5
3. К чему относится придаточная часть сложноподчинённого предложения?
1. Но я любитель старых тополей,
Которые до первой зимней вьюги
Пытаются не сбрасывать с ветвей
Своей сухой заржавленной кольчуги (Н.Заболоцкий).
2. Проблема авторского голоса не находит решения, поскольку она, по-видимому, неверно поставлена (М.Громов).
А. Придаточная часть относится ко всей главной части предложения в целом.
Б. Придаточная часть относится к одному слову в главном предложении.
В. Придаточная часть относится к словосочетанию в главной части
4. Определите при помощи чего присоединяется придаточное предложение к главному.
1. Можно было бы сказать, что Чехов побуждает нас видеть мир и самих себя с элегическим раздумьем о прошлом (М.Громов).
2. Позови своих воевод да спроси их, что они скажут (С.Голицын).
А.Союз
Б. Союзное слово.
5. Сколько придаточных в сложноподчинённом предложении?
В Михайловском нашёл я всё по-старому, кроме того, что нет уж в нём няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась во время моего отсутствия молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу (А.С.Пушкин).
А. Три
Б. Четыре
В. Пять
Кавалергард – военнослужащий одного из полков гвардейской тяжёлой кавалерии

6. Домашняя работа
Упр.91 или 89

 

Прикрепленный файл Size
урокрусскогоязыка9класс.rar 122.33 KB
Ходурока.rar 999.57 KB

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн