Submitted by Юлия Щукина on Fri, 23/04/2010 - 13:14
Кем быть? Какую профессию выбрать? Что нужно знать, чтобы правильно выбать профессию?
Выбор пути – вечная человеческая проблема, однако в своем профессиональном аспекте она осознана сравнительно недавно. Еще лет полтораста назад профессиональный выбор почти однозначно определялся для человека его социальным происхождением, классовой принадлежностью. Дворянский отпрыск, даже обладавший незаурядными музыкальными способностями, и помыслить не мог о карьере музыканта, так как статус музыканта приравнивался к статусу прислуги. Рефлексирующий граф мог эпатировать современников, идя за плугом, но делал это ради демонстрации своей жизненной философии, а не ради куска хлеба. За редким исключением человек наследовал социальный статус и ремесло своих предков, не смея даже вообразить иной выбор.
Отголоски этой традиции существуют и поныне: многие родители видят детей продолжателями своего дела и настороженно относятся к самой возможности иного выбора. Однако выбор существует, и молодой человек, не скованный сословными ограничениями, оказывается в своем самоопределении перед широким веером возможностей.
Социально-экономическое состояние России самым тяжелым образом отразилось именно на молодых людях, которые сталкиваются с серьезными проблемами в трудоустройстве.
В психолого-педагогической литературе значительное внимание уделено характеристике готовности человека к выполнению определенной деятельности.
Понятие «ГОТОВНОСТЬ» определяется сочетанием факторов: осознание своих потребностей, целей и задач, решение которых приводит к удовлетворению потребностей; осмысливание и оценка условий, в которых будут протекать действия; определение на основе опыта наиболее вероятных способов решения задачи; прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов; оценка соотношения своих возможностей, в том числе уровня притязаний; мобилизация сил в соответствии с условиями и задачами.
Для определения уровня сформированности указанных компонентов готовности предлагаются следующие критерии:
1) наличие необходимых знаний о мире труда, о профессии, о себе, общих и специальных умений и навыков;
2) эмоционально-оценочное отношение к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам;
3) осознанность выбора профессии.
В этом процессе во многом помогает профильное обучение.
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. В школах предлагают обучение по трем направлениям:
Профили
Предметы, изучаемые углубленно
1. Гуманитарный профиль
1. Русский язык
2. История
3. Иностранные языки
2. Физико-математический профиль
1. Математика
2. Физика
3. Информатика
3. Естественный профиль
1. Биология
2. Химия
3. Экология
Какой профиль поможет лучше раскрыть свои способности и подготовиться для поступления в вуз?
Вопрос сложный и очень важный. На нашем занятии мы попытаемся определить в какой области лежат ваши интересы и склонности, а также определим какой профиль соответствует этим интересам.
Но прежде всего хотелось бы, чтобы вы услышали мнение учеников, которые уже учатся в профильных классах.
Итак, я думаю вы убедились, что выбор профиля это достаточно сложная и трудоемкая работа, которая будет включать в себя диагностику, аналитическую и проективную деятельность.