Я думаю, что одаренные дети:
• имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
• имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
• испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Вера Ивановна! Я с Вами полностью согласна. Но, ведь и проблем социальной адаптации таких детей достаточно. Они менее контактны и общительны по сравнению со сверстниками, часто эмоционально закрыты для них, "не поняты". Это не всегда отличники, т.к. им неинтересно делать типовые задания. Зачем писать что-то, если можно решить в уме и дальше к новым вершинам... Поддержка со стороны взрослых для таких детей крайне важна. А ведь они ещё и спорят с учителями...
Наталья Ивановна! В моем замечательном 11 классе одаренные дети, как видится, не испытывают проблем социальной адаптации. эти личности нам с вами хорошо знакомы.
Елена Константиновна! У нас в лицее такие дети потому, что с первого класса реализуется система развивающего обучения Эльконина-Давыдова, в средней и старшей школе есть возможность реализовать свой индивидуальный учебный план, всегда есть ситуации и возможность выбора. Я имела в виду некоторых детей, которые к нам приходят учиться из других школ. Да и Вы с такими детьми работали, вспомните Смир-ва М. и Хар-ва В.
Наталья Ивановна! Разве эти двое учились в лицее не с первого класса? С.М. здорово скакнул в социализации именно благодаря своему классному руководителю - Юрченко О.Б., отношения в классе для него стали со всерстниками нормальными, ребята его приняли, он стал более адекватно реагировать на своих сверстников. А вот у В.Х. ситуация несколько другая...
Ольга Борисовна! Как показывает опыт, в нашей повседневной педагогической практике часто происходит смешение понятий: способности, талант, гениальность, одаренность. Вы правы, пора разобраться.
Мне кажется надо использовать методику для развития самостоятельного развития обучения и т.д. для всех детей, - т.е. пробовать переходить к индивидуализированному обучению, а дальше время покажет, кто до куда дойдет сверх программы.
ПОнятно, что нужен соответствующий мотивационный климат в коллективе - - но это отдельный разговор.
Вопрос очень актуальный в современных условиях. Думаю, что в каждом образовательном учреждении должна быть своя система работы с потенциально одарёнными детьми, возможно программа "Одарённые дети".
Как развивать одаренность ребенка школьному учителю?