Методическая справка
Тема: «Моря и острова» (2 урока)
В этой теме ребята впервые знакомятся с характеристикой окружающих сушу солёных водоёмов – морей, с островами и полуостровами. Необычность изучения темы состоит в том, что ребята самостоятельно формируют основные особенности морей на основе своих наблюдений и выполнения заданий.
Первая важная особенность морей, которую должны заметить ребята, состоит в том, что моря соединяются друг с другом. Школьники выполняют практическое задание, рассматривая иллюстрации к сказке о Дракоше-Водохлёбе по картинкам, и записывают первый вывод.
Сказка о Дракоше-Водохлёбе.
1. Жил-был огромный дракон, который больше всего на свете любил пить воду. Он постоянно пил все, что ему попадалось на пути. Только все звери привыкнуть ходить на водопой к озеру, Дракоша-Водохлеб тут как тут. Выпьет озеро – все звери опять мучаются от жажды.
2. Шло время. Почти вся вода кончилась. Засохли растения – наступил голод. Обиделись все животные и пошли за советом к мудрому льву. «Скажи нам, мудрый лев, что делать? Дракоша-Водохлеб все озера выпил. Нет нам больше жизни!».
3. Подумал лев и сказал: «Предложите ему выпить море. Все моря соединяются друг с другом и океаном, поэтому их нельзя выпить до дна. Сколько бы Дракоша не пил воды из моря, ее количество не уменьшится. Он выпьет столько, что лопнет и успокоится».
4. Так звери и сделали. Они сказали Дракоше-Водохлебу: «Что тебе каждый раз искать воду, иди на море да пей в свое удовольствие». Дракоша и пошел к морю. Пил он пил, пил, пил, пил… а вода не убавлялась. Но Дракоша был упрямым. В конце концов, шкура у Дракоши не выдержала и лопнула.
5. Шкуру Водохлебу, конечно, зашили, но больше так пить воду Дракоша не стал. Теперь ему и маленькой бочки на целые день хватит. Поэтому у всех зверей началась хорошая жизнь: воды вдоволь, растения хорошо растут, а из-за этого и пищи всем хватает. Живи счастливо!
Вторая важная особенность морей состоит в том, что уровень во всех морях одинаков. Ребята на опыте знакомятся с системой сообщающихся сосудов и учатся применять эти знания к характеристике морей.
Третью важную особенность морей – их солёность – ребята объясняют через признаки круговорота.
Энциклопедическая справка.
Полуострова – часть суши вдающиеся в море или озеро с трёх сторон окружённые водой. Самый большой полуостров – Аравия.
Острова – небольшие по сравнению с материками участки суши, окружённые со всех сторон водой. Размеры островов различны. Площадь самого большого острова – Гренландии – 2,2 млн кв.км. По происхождению острова делятся на три группы: материковые, вулканические и коралловые.
Материковые острова – участки суши, когда-то составляющие одно целое с материками, но отделившиеся от них вследствие опускания суши. Эти острова расположены на подводном основании материков. Среди материковых много больших, например Гренландия, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Великобритания, Новая Земля.
Вулканические острова – острова, возникшие в результате вулканических извержений на океанов и морей. Вулканические острова невелики, отличаются характерной формой, напоминающей форму вулкана. Особенно много вулканических островов в Тихом океане (Курильские, Гавайские и др.)
Коралловые острова – острова, образованные постройками коралловых полипов. Коралловые полипы живут большими скоплениями на глубине не более 50м. Прикрепляясь к твёрдому дну моря, постройки коралловых полипов нарастают вверх, распространяются в ширину, образуют вытянутые в длину рифы.
Море – часть океана, более или менее отделённая от него сушей. Моря делятся на внутренние и окраинные.
Внутренние моря глубоко вдаются в сушу, лежат внутри материков, соединяясь с океанами и между собой проливами, например Средиземное и Балтийское. Вода во внутренних морях отличается от воды океана по солёности и температуре: в морях жаркого пояса с сухим климатом повышенная солёность и повышенная температура. В морях умеренного пояса, принимающих в себя большой сток речных вод, солёность пониженная.
Окраинные моря располагаются по окраинам материков и неглубоко вдаются в сушу (Берингово, Охотское, Японское). Температура воды в окраинных морях мало отличается от воды океанов.
На: Открытый урок по теме: "Моря", 2 "б" класс, МОУ "Гатчинская
Большое спасибо. Очень интересно и значимо.