Мужество и нежность
Тоненькая девушка в беленьком подшлемнике,
А в глазах — дня майского отблеск голубой.
И награда скромная за победы славные —
На груди у девушки орден боевой.
Если звать торжественно, называют «соколом»,
Просто скажут с нежностью, ласково — «пилот»
Ей страна доверила мир и счастье Родины.
Дали ей оружие — грозный самолет
|
Рита Кокина
Жили-были девчонки... Смешливые и серьезные, бойкие и застенчивые, московские и калужские, сибирские и уральские. Почти взрослые, почти самостоятельные, они мечтали о большой, яркой, интересной жизни, готовились стать инженерами и артистками, учить детей и строить заводы, путешествовать и выводить новые сорта пшеницы. Но пришел час испытаний — на родную землю ступил кованый сапог врага. В лихую годину мать Родина позвала их — и они надели солдатские шинели и стали летчицами. А идейным их вдохновителем, учителем, подругой стала Марина Михайловна Раскова, имеющая к нашему городу непосредственное отношение. Какое? Об этом, а так же о судьбе этой героической женщины и пойдёт наш рассказ.
Марина Раскова родилась в Москве. Она росла в музыкальной семье. Отец - преподаватель пения, пел в опере, ее тетя была известной оперной певицей. В детстве Марина готовилась стать музыкантом, но так как ее юность пришлась на годы индустриализации, шестнадцатилетней девушкой она оставляет занятия музыкой и идет работать на анилинокрасочный завод. В 19 лет Марина Михайловна пошла работать чертежницей в аэронавигационную лабораторию военно-воздушной академии имени Жуковского. С этого момента авиация стала ее судьбой. Без отрыва от основной работы Раскова овладела летным искусством в Центральном аэроклубе имени В. П. Чкалова. 1934 год можно считать годом ее первого рекорда: Марина Раскова - первая в истории России женщина-штурман воздушного флота.
В 1935 году бывшая чертежница Раскова становится преподавателем академии: руководит занятиями по астрономии и читает штурманский цикл лекций. Одновременно она участвует в сложнейших авиационных перелетах. В одном из них - Москва - Актюбинск - она установила свой первый личный рекорд на дальность полета (1443 км).
В 1938 году в качестве штурмана Марина Раскова участвовала в ряде дальних беспосадочных перелетов. Первый - 2 июля вместе с летчицами Полиной Осипенко и Верой Ломако на гидросамолете по маршруту Севастополь (Черное море) - Архангельск (Белое море). Второй - 24-25 сентября - рекордный беспосадочный полет на самолете "Родина" вместе с Валентиной Гризодубовой и Полиной Осипенко. Это был исторический перелет, во время которого воздушный корабль с тремя летчицами на борту первым прокладывал трассу по маршруту Москва - Владивосток.
За этот перелет Расковой, Осипенко и Гризодубовой были присвоены звания Героев Советского Союза.
По приказу Сталина № 0099 от 8 октября 1941 года в целях использования женских летно-технических кадров к декабрю на базе Энгельсского летного училища были сформированы три женских авиаполка - 586-й истребительный, 587-й ближних бомбардировщиков и 588-й ночной, которые входили в состав женской авиачасти под кодовым названием "Часть № 122". Она начала формироваться в Москве в октябре 1941 года, когда немецкие войска перешли в наступление на Центральном направлении и на подступах к Москве начались жестокие бои. Инициатива формирования этих полков принадлежала Герою Советского Союза, летчице, майору Марине Расковой. Как командир части, умеющая водить несколько типов боевых машин, она вела работу по комплектованию женских авиаполков, по подбору штурманов, летчиков и других авиаспециалистов, обучала девушек-добровольцев, вкладывая в это дело всю свою энергию.
Комиссия, руководимая майором Расковой, набрав большую часть необходимого состава, отправила будущих летчиц и штурманов на поезде в город Энгельс, недостающую часть контингента предполагалось добрать в Энгельсе и Саратове.
В обычное время поезд от Москвы до Саратова шел не более суток, в военный же год девушки добирались до Энгельса целую неделю. Приказ № 1, объявленный сразу же, как только девушки вышли из теплушек, гласил: «Сегодня всем посетить гарнизонную парикмахерскую и подстричься «под мальчика»...». Началась нелегкая курсантская жизнь. Десять уроков в день и два часа строевой подготовки. А у штурманов еще час занятий «морзянкой». Спать приходилось не больше пяти-шести часов в сутки. Но не беда! До сна ли, когда мы жили одной мечтой — побыстрее на фронт!
Мария Михайловна Раскова готовила своих питомцев к суровой фронтовой жизни. Среди ночи она поднимала часть по тревоге, приучала одеваться за две-три минуты и вставать в строй, в крепчайший мороз на улице проводила учебные занятия.
За несколько месяцев Раскова подготовила первый в истории женский авиационный бомбардировочный полк, позднее удостоенный за боевые подвиги орденов Красного Знамени и Суворова, гвардейского знамени, почетного наименования Таманский за участие в освобождении Таманского полуострова. 23 летчицам этого полка было присвоено звание Героя Советского Союза. Блестяще обучала Раскова и летчиц истребительного полка, прошедшего победный путь от Волги до Будапешта. Затем сформировала третий полк - скоростных пикирующих бомбардировщиков, во главе которого отбыла на фронт. Этот полк отличился в боях за освобождение Се верного Кавказа. В 1943 году ем было присвоено имя его командира майора Марины Расковой.
Среди летчиц Раскова пользовалась большим авторитетом, ее уважали и любили за храбрость и мужество, за чуткость к боевым подругам. Но 4 января 1943 г., при перелете на Сталинградский фронт, близ станции Жасминная рядом с селом Михайловка Саратовского района, самолет попал в туман со снегопадом. В авиакатастрофе погибло все руководство полка во главе с майором Расковой. Похоронена Марина Михайловна была на Красной площади в Москве.
В День Победы 9 мая 1968 года напротив средней школы № 93 города Саратова в присутствии многих ветеранов женских авиаполков открыт обелиск: четырнадцатиметровая стела, увенчанная двумя соколами из нержавеющей стали. Посредине обелиска скульптурный портрет Марины Расковой. На белой плите, установленной рядом с обелиском, высечено: «Марине Расковой» и слова из «Песни о Соколе» М.Горького: «О, смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью…»
Помнят о знаменитых «ночных ведьмах», которыми руководила М.М. Раскова, и в Голландии. Голландская группа Hail of Bullets ("Град Пуль») свой альбом "О морозе и войне" целиком посвятила Великой Отечественной и приурочила его к 9 Мая 2008 года. А композиция "Ночные ведьмы" (Nachthexen) рассказывает о налетах женского 588-го авиаотряда на фашистские позиции. Здесь советские летчицы ассоциируются с валькириями, мстителями, "смертью с воздуха" для гитлеровцев.
Герой Советского Союза Марина Раскова была награждена двумя орденами Ленина, ее имя носят Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков, площадь и улица в Москве, крупное судно-рефрижератор. Память о ней увековечена на мемориальной доске на Кремлевской стене.
Чтут память о героической летчице и в Энгельсе. Ее именем названа улица в нашем городе, ведущая к лётному городку. Возле Дома офицеров Энгельсского гарнизона установлен памятник легендарной летчице.
Авторы: Башкатова Светлана (10а класс), Богдашова Марина (8з класс), учащиеся МОУ СОШ № 33 города Энгельса Саратовской области, руководитель Соленкова Наталья Николаевна
|