Война и дети…
Как несопоставимы эти два слова. «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Дети символизируют собой жизнь, а война – смерть. Война это не только потери в боях, это еще и изуродованное, искалеченное детство. Ужасно подумать, что в этой трагедии принимали участие наши сверстники - дети тринадцати-четырнадцати лет.
Школьники нашего марийского края тоже не остались в стороне от войны, хотя их война напрямую не коснулась. Первоочередную свою задачу они видели в том, чтобы помочь своим отцам, братьям, матерям и сестрам защитить Родину. Они считали, что их детские руки могут многое сделать для страны. Школьники оказывали посильную помощь на полях, создавали кружки юных трактористов и шоферов, проводили культурно-массовую работу среди населения. Одновременно готовили себя к защите родины – изучали военное дело.
Учащиеся Медведевской средней школы обратились с призывом ко всем пионерам и школьникам республики со словами: «…Ребята! Мы все, как один, должны подняться на помощь своим отцам, братьям, матерям и сестрам для защиты Родины. Наша задача – оказывать всемерную помощь взрослым в городах, рабочих поселках и колхозах. Наши детские руки в эти горячие дни многое могут сделать для страны. Мы, учащиеся Медведевской средней школы, считаем себя мобилизованными в тылу вплоть до полной победы…»( Из хрестоматии по Истории и культуре марийского народа для 7 класса. – Йошкар-Ола, 1994 г.).
Школьники Пайгусовской семилетней школы Еласовского (ныне Горномарийский) района откликнулись на призыв медведевских школьников. Всеми силами они старались приблизить день победы. В школьном музее имеются записи Сиваева Вячеслава Михайловича (1937 г.р.), первого директора Пайгусовской средней школы, которые он вел со слов учителей школы: «В годы Великой Отечественной войны пионерами 4-7 кл. Пайгусовской семилетней школы за 1941-1945 г.г. было связано 530 перчаток и рукавиц, 700 пар шерстяных носков, сшито более 1000 носовых платков и выслано на фронт 46 посылок. Школа работала под девизом: «Все во имя Победы, за нашу великую Родину!». Учащиеся заготавливали дрова, помогали ухаживать и выращивать овощи. Собирали корень бересклета-каучуконоса, который отправляли на авиационные и автомобильные заводы».
Из молодёжи в районе был создан противотанковый истребительный батальон. В с. Пайгусово было отделение, где обучали обращению с бутылками, наполненными горючей смесью. Некоторые подростки тоже готовили себя в партизаны: заготавливали сухари, тренировали себя спать в холоде, добывали оружие и боеприпасы, карты присурских лесов.
Детям приходилось много трудиться, наравне со взрослыми. Вот как вспоминает военные годы Салтыков Вениамин Матвеевич, 1927 г.р.: «Родители сутками работали, а нам, ребятишкам, постоянно хотелось есть. Летом хорошо. В лесу грибы, ягоды, орехи, разные травы, листья, почки. Но очень часто питались и гнилой картошкой и крахмалом».
Осенью 1941 года, несмотря на нерадостные вести с фронта, в Пайгусовской НСШ (неполная средняя школа - 7 классов) начался учебный год. Но все как-то резко изменилось. В школе к апрелю 1942 г. все мужчины - учителя были призваны в армию, кроме одного 17-летнего, подавшего заявление об отправке в военное училище и тоже ждавшего повестку. Приближались переводные и выпускные экзамены. В старших классах стали работать учителя младших классов, а в начальные классы принимать учителями девушек, окончивших 10 классов.
Большинство школьников старались хорошо учиться. Учителя тогда говорили, что каждая хорошая, отличная оценка помогает нашим бойцам бить врага.
Вспоминает Салтыков Вениамин Матвеевич: «На уроках немецкого языка учим: «Их либе геноссе Сталин». А необходимость изучения немецкого языка учительница объясняла так: «Вот идут немецкие шпионы. А вы за кустом, они вас не видят. Вы их слышите, и весь разговор их вам понятен, и вы докладываете, куда надо».
Ученица 8 класса МОУ «Пайгусовская средняя общеобразовательная школа" Горномарийского района Республики Марий Эл
Серова Мария
|