Submitted by Наталья Викторовна Орехова on Fri, 09/04/2010 - 23:06
Подробный конспект урока.
Организационная информация
Тема урока «Измерение физических величин»
Предмет Физика
Класс 7
Автор урока (ФИО, должность) Орехова Наталья Викторовна, учитель физики
Образовательное учреждение МОУ гимназия
Республика/край, город/поселение г. Белореченск, Краснодарского края
Методическая информация
Тип урока Изучение нового материала.
Цели урока
Общеобразовательная: формирование эксперименталь-ных умений и знаний о
1. физических основах устройства и функционирова-ния технических объектов;
2. методах познания в физике - теоретическом и экс-периментальном;
3. роли и месте эксперимента в научном познании;
4. соотношении теории и эксперимента.
Развивающая: расширение кругозора; развитие творче-ских способностей учащихся, интереса к изучению физи-ки с учетом их психологических особенностей. Развитие логического мышления через формирование понятий: це-на деления, шкала измерительного прибора, способы и методы ее применения.
Воспитательная: формировать познавательный интерес обучающихся через исторические и современные сведе-ния об измерении физических величин; научить культуре общения учащихся, партнерству.
Задачи урока
Дидактическая задача: формирование целостной систе-мы ведущих знаний по теме и курсу, выделение мировоз-зренческих идей. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобре-тения знаний, подготовки докладов и рефератов;
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализиру-ют/приобретут/закрепят/др. учени-ки в ходе урока Знать: определение физической величины, системы СИ и ее основных единиц. Знать роль эксперимента и теории в процессе познания природы.
Уметь: приводить примеры физических величин, единиц их измерения, пользоваться шкалой приборов, определять цену деления, пределы измерения, показания с учетом по-грешностей.
Учащиеся должны убедиться: те представления о физи-ческих явлениях, которые возникают в нашем сознании в результате их изучения, соответствуют действительности, т. е. являются отражением объективно существующего мира. Человеческий разум способен открывать такие свойства объектов, которые не обнаруживаются простым наблюдением. Органы чувств дают лишь ограниченную информацию о свойствах материальных объектов.
Овладение умениями: планировать и проводить экспе-рименты, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы, представлять ре-зультаты измерений в виде таблиц и графиков
Необходимое оборудование и мате-риалы • мультимедийный проектор;
• экран;
• демонстрационные и лабораторные измери-тельные приборы, термометр, секундомер элек-тронный.
• таблица «Международная система единиц (СИ)»,
• электронное издание-библиотека наглядных пособий
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся
проблемное изложение изучаемого ма-териала
Учитель: Механика является той областью физики, с которой мы чаще, чем с другими, встречаемся в жиз-ни. Механические явления, процессы, события окру-жают нас повседневно и, как правило, не требуют специальных приборов для наблюдений, они присут-ствуют вокруг нас «весомо, грубо, зримо». Вся полу-ченная информация должна быть обработана и на ее основе можно выдвигать гипотезе и доказывать пра-вильность своих суждений. Что представляет собой схема научного познания? (слайд№1)
Ученик: Наблюдения—обобщения—гипотезы—эксперимент—теория—закон.
Учитель: И так основой основ является измерение физических величин.
Тема нашего урока «Физические величины и способы их измерения» (слайд№2)
Примечание: Объяснение нового материала сопрово-ждается показом презентации.
Ход и содержание урока
Подготовка к уроку.
Учащимся класса предварительно даётся задание под-готовить сообщения об измерении физических вели-чин.
1. Инструменты для измерения длины. От древности до наших дней.
2.Измерение времени:
• Песочные часы
• Огненные часы
• Солнечные часы
• Приборы специального назначения
Учитель: С давних пор люди сталкивались с необхо-димостью определять расстояния, размеры предметов, время площади и т.д. Значение измерений возрастало по мере развития общества, и по мере развития науки. А чтобы измерять, необходимо было придумать еди-ницы различных физических величин.
Вопрос: Знаете ли вы, какие существовали и сущест-вуют сейчас единицы?
Вопрос: Каково их происхождение?
Ученик: «Измерение длины» (сообщение)
Интересно: В древние времена самой точной мерой длины считалась толщина волоса верблюда или мула, причем, только в том случае, если волос был выдернут из хвоста.
Учитель: Таблица «Пространственные масштабы в природе» (слайд №3)
Ученик: «Измерение времени – песочные часы» (со-общение)
Ученик: «Измерение времени – огненные часы» (со-общение)
Ученик: «Измерение времени – солнечные часы» (со-общение)
Учитель: Таблица «Временные масштабы в природе» (слайд №4)
Учитель: С развитием торговых связей между наро-дами в каждой стране наряду с ранее применявшими-ся мерами стали употреблять меры чужих стран. Та-ким образом, росло число единиц для измерения од-ной и той же величины. (слайд №5)
Физическими величинами называют характеристики тел или процессов, которые могут быть измерены опытным путем. (слайд №6,7,8)
Под измерениями понимают сравнение данной вели-чины с однородной, принятой за единицу (слайд №9,10)
Прямые измерения – такие, при выполнении которых значение физической величины получают непосредственно с помощью прибора.
Косвенные измерения – такие, при выполнении кото-рых значение физической величин получают в ре-зультате математических действий над значениями, полученных при прямых измерениях. (слайд №11)
Для измерения величин используют физические при-боры, которые являются измерительными приборами. (слайд №12).
Ученик: «Приборы специального назначения» (сооб-щение)
Вопрос: Приведите примеры измерительных прибо-ров? (слайд №13)
Вопрос: Как вы думаете, что является отличительной характеристикой любого измерительного прибора? (слайд №14)
Вопрос: В чем состоит отличие одного измеритель-ного прибора от другого? (слайд №15)
Учитель:
• Отсчет — это число, отсчитанное по шкале; на-пример, объем жидкости, налитой в мензурку. (слайд №16)
• Пределы измерения — это наибольшее и наи-меньшее значения диапазона измерения. (слайд №16)
• Цена деления шкалы — разность значений ве-личин, соответствующих двум соседним отмет-кам шкалы. (слайд №17,18,19)
• Всякое измерение выполняется с большей или меньшей точностью. Неточность, допускаемую при измерении, называют погрешностью изме-рения. Чем меньше цена деления, тем больше точность измерения. Погрешность измерения равна половине цены деления.
Вопрос: Перед вами шкала измерительного прибо-ра. Какую максимальную величину можно изме-рить данным прибором? Пределами измерения шкалы называют ее минимальное и максимальное значение (слайд №20)
Учитель: Громадное число различных мер, неудоб-ные для расчетов соотношения между единицами соз-дали много затруднений. Ошибок, обманов, затрудне-ний. Назрела необходимость уточнить основные еди-ницы и упорядочить всю систему мер. И первым ша-гом к этому явилось создание постоянных образцов (эталонов) мер длины в виде металлических линеек или стержней и массы в виде металлических гирь- эталонов. Международные эталоны каждой из основ-ных величин СИ – это сложные технические устрой-ства, предназначенные для воспроизведения, хранения и передачи размеров эталонов (слайд №21)
В 1960г. Генеральная конференция по мерам и весам, в которой принимали участие ученые многих стран, в том числе и СССР, приняла резолюцию об установле-нии Международной системы единиц – СИ («система интернациональная»). (слайд №22-26)
Проверка и оценивание ЗУНКов
Переведите в СИ: (слайд№27)
Используя рисунок, определите, какой из предложен-ных измерительных приборов дает наиболее точный результат? (слайд № 29-31)
Рефлексия деятельности на уроке
Слайд №32-40
Домашнее задание
4,5; упр1; вопросы к параграфу.
Дополнительная необходимая инфор-мация Измерение физических величин в древности, совре-менные способы измерения величин. Пространствен-ные и временные масштабы во Вселенной (табл.).