Теоретический блок проекта "Инновации в учебно-воспитательном процессе"
Понятие «Инновация» происходит от английского слова «novation», обозначающего новшество, замену чего-либо новым.
Инновация (анг. innovation -нововведение) - изменение внутри системы (in - внутри); создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые прогрессивные изменения в социальной практике.
Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации.
Педагогическая инновация - это педагогическое нововведение; целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.
Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) — новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т.д. (экстенсивный путь развития).
Соединение интенсивного и экстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые «интегрированные инновации», которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов. При таком подходе инновации не будут выглядеть надуманными, чисто «внешними» мероприятиями, а станут осознанными преобразованиями, происходящими из глубины потребностей и знания системы. Подкрепив «узкие» места новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педагогической системы.
Источник: Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с. http://www.pedlib.ru/Books/1/0444/1_0444-102.shtml
ИННОВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (нововведение) - I) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. И. п. классифицируются по видам деятельности - педагогические, обеспечивающие пед. процесс, управленческие; по характеру вносимых изменений-радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы); по масштабу вносимых изменений - локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных И. п.), системные (полная реконструкция системы как целого); по масштабу использования - единичные и диффузные, по источнику возникновения - внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы); 2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.); 3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.
Источник: Глоссарий ФОП "Российское образование" http://www.edu.ru/index.php?op=word&page_id=50&wid=124
Инновация
• Это такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которые ведут к ранее неизвестному, ранее не встречавшемуся состоянию, результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания.
• Это состояние может касаться педагогической действительности в целом и отдельных ее составляющих
Н.Р. Юсуфбекова
Инновации
• это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого пространства образования.
Никишина И.В.
Инновация (нововведение) -
• итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, экологический).
Д. В. Соколов, А. Б. Титов, М. М. Шабанова
Инновация (нововведение)
• результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм
и т. д.
Словарь «Научно-технический прогресс»
Инновация
• использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности общества.
Справочное пособие
«Инновационный менеджмент»
Австрийский ученый Йозеф Аллоиз Шумпетер - родоначальник инновационного менеджмента и шире — теории инновации.
В работе «Теория экономического развития» в 1912 г. предложил понятия новатор и нововведение (инновация).
ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ —
• термин, введенный теоретиками Римского клуба в 1978 г.
• обозначающий такой тип образования, который подготовит человека к жизни в динамичных, быстро меняющихся условиях.
• модель образования, ориентированная на максимальное развитие творческих способностей и создание сильной мотивации к саморазвитию индивида на основе добровольно избранной «образовательной траектории» (сферы, направления, уровня, последовательности образования, типа и вида учебного заведения)
Внимание к инновационной деятельности является характерной чертой современного этапа отечественной образовательной системы.
Выявлению и поддержке инновационных образовательных процессов призван способствовать приоритетный национальный проект «Образование».
• Идеология развития, инновационное мышление завоевывают в образовании большую популярность. Однако не всякая инновация равнозначна прогрессивному развитию, так как это нечто лучшее, а не просто нечто новое.
• Неверно полагать, что все новое прогрессивно и современно. Прогрессивно только то, что эффективно, вне зависимости, когда оно возникло.
• Своеобразие текущего момента в российском образовании состоит в том, что, с одной стороны, необходимо сохранить стабильность функционирования, с другой - необходимость развития.
• Для того чтобы школа развивалась, необходимы новые идеи, новые модели, технологии обучения, воспитания, управления.
• По условиям конкурса, который проводится в рамках приоритетного национального проекта «Образование», один из сущностных критериев отбора школ для денежного вознаграждения - инновационная деятельность.
• В ходе конкурсного отбора выявляются учреждения, проявляющие наибольшую активность по внедрению инновационных образовательных программ, эффективность которых подтверждается высокими показателями образовательной деятельности школы.
По данным мониторинга реализации конкурса в регионах РФ было выявлено, что
• в 88,2% регионов отмечена активизация инновационной деятельности участников конкурса;
• в 78,9% регионов активизируется деятельность по разработке программ развития.
Вместе с тем, были определены и проблемы инновационной образовательной деятельности в ОУ:
• в регионах и школах в ходе реализации ПНПО не были выявлены приоритетные инновационные образовательные программы;
• в школах не созданы надежные механизмы внедрения инновационных процессов.
Сегодня практически любое изменение в сфере образования претендует на инновационный статус. Однако очень часто большие затраты педагогов - психологические, организационно-методические, финансовые - не приносят ожидаемых результатов в силу различных причин:
• некомпетентности разработчиков инноваций,
• отсутствия информации о направлениях научного поиска и развитии сферы образования,
• слабого знания теории.
Инновационная деятельность часто подменяется «педагогическим изобретательством» без существенных нововведений и развития как теории, так и практики.
• В настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применения достижений науки и педагогического опыта.
• В связи с этим изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя, модернизируются подходы к организации методической работы на всех уровнях.
• Перестраивая свою работу в соответствии с возникшими потребностями, методические службы взяли курс на поддержку инноваций, на сохранение всего лучшего, что было в традиционном образовании и методической работе.
• На основе инновационных процессов организуются проблемные творческие коллективы, творческие лаборатории и мастерские учителей-предметников. Инновационная деятельность стимулирует к глубокому аналитическому подходу к методической работе в новой образовательной ситуации.
Инновация –
прибыльная реализация стратегической творческой деятельности
Четыре ключевых компонента инновации:
• Креативность — умение генерировать новые идеи.
• Стратегия — выяснение того, является ли эта идея такой уж новой и полезной с точки зрения развития успешной корпоративной деятельности.
• Реализация — переход от новой и полезной идеи до ее реализации в виде конкретных продуктов и услуг. Именно на этапе реализации происходит девальвация многих превосходных творческих и потенциально инновационных идей, и соответственно теряются шансы создать для организации новую успешную модель.
• Прибыльность (результативность) — повышение до максимума ценности конечного продукта и услуг, полученной от реализации новой и полезной идеи.
Предназначение инновационной деятельности - развитие ОУ как педагогической системы и особой социальной организации.
Процесс функционированияориентирован на достижение результатов на основе использования ранее созданного, имеющегося в наличии потенциала.
Процессы развитияориентированы на достижение качественно новых, более высоких результатов ОУ на основе повышения, обогащения его потенциала.
В педагогической науке выделяются
• новизна абсолютная (принципиально неизвестное «новшество», отсутствие аналогов и прототипов)
• новизна относительная (местная, частная, условная; внесение некоторых изменений в имеющуюся практику)
• псевдоновизна (видимость новизны, оригинальничание, стремление сделать не столько лучше, сколько иначе, изобретательские мелочи)
Новое в педагогике «это не только идеи, подходы, технологии, которые в представленном виде, в подобных сочетаниях еще не выдвигались, но и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно (по крайней мере, эффективнее, чем раньше) решать задачи воспитания и образования»
В. И. Загвязинский
В логике диалектического закона отрицания отрицания развитие школы включает в себя:
• сохранение лучшего из того, что было создано прежде и его упрочение;
• разрушение старого и негодного;
• возрождение незаслуженно забытого;
• создание чего-то нового.
Инновационный потенциал образовательной системы
• способность создавать, воспринимать, реализовывать новшества, а также своевременно избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;
• следствие творческих стремлений членов педагогического коллектива, их отношения к нововведениям.
Особенности педагогических инноваций:
• Ценностный характер (инновации имеют смысл, если они гуманистичны).
• Субъектность позиций участников нововведенческой работы (профессиональное поведение учителя носит активный самодеятельный характер, развертывается на основе поставленных самим учителем целей и осознанно отобранных им способов деятельности).
• Развивающееся изменение отношений педагогов и школьников.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ
• распределение инноваций на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленной цели.
Построена на принципах таксономии (греч. — расположение по порядку + закон).
Классификация инноваций по следующим основаниям:
1. Объем применения инноваций.
• Новые для системы образования в стране
• Новые для системы образования в регионе
• Новые для образовательного учреждения
2. Степень сложности инноваций.
• Частные (локальные, единичные), не связанные между собой: введение нового курса, модификация старой учебной программы и др.
• Модульные, представляющие собой комплекс частных инноваций: введение блока модифицированных программ во всех классах или в одной параллели; создание новой управленческой структуры; создание условий для гуманизации педагогического процесса и др.
• Системные инновации, охватывающие учреждение, процесс
3. Область применения.
• Управление: изменения в структуре, методах управления, функциях субъектов управления и др.
• Процесс обучения: новые технологии, формы, методы, средства обучения; инновации, касающиеся ведения соответствующей документации, диагностики; введение платных образовательных услуг и др.
• Процесс воспитания: новые технологии, формы, методы, средства воспитания; изменения в соответствующей документации, диагностике; создание педагогического единства с внешней средой и прочее.
• Материально-техническая база: организация предпринимательской деятельности; заключение договоров с поставщиками; привлечение спонсоров и др.
• Персонал: создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию инновационной деятельности; учреждение системы социальных льгот, вариативные формы поощрения и др.
• Цель и содержание образования; технологии, методы, средства организации педагогического процесса; формы организации обучения и воспитания; образовательная экология.
4. Инновационный потенциал.
• Модификационные инновации, связанные с усовершенствованием, рационализацией того, что имеет аналог или прототип. К примеру, видоизменение методики, содержание предмета, изменения в должностных обязанностях сотрудников и др.
• Комбинаторные инновации, то есть новые конструктивные соединения элементов ранее известных методик, технологий, которые в данном сочетании не использовались.
• Радикальные инновации, то есть не имеющие аналога, принципиально новые.
5. Отношение инноваций к предшественникам.
• Замещающие инновации, вводимые вместо какого-то конкретного устаревшего средства.
• Отменяющие инновации, заключающиеся в прекращении деятельности какой-то структуры, отмене программ, если они не перспективны с точки зрения развития школы. Новизна здесь заключается в отмене, снятии, прекращении.
• Открывающие инновации, которые предполагают освоение новой программы, нового вида образовательных услуг, новой технологии др. Примером может быть компьютеризация образовательного процесса, переход к новым информационным технологиям.
• Ретровведение, то есть освоение нового для данного ОУ, но когда-то уже использовавшегося в образовательной или управленческой практике.
6. Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации
• Научно-методический
• Технологический
• Информационный
• Социальный
• Экологический
• Экономический
• Интегральный
7. Форма новшества.
• Открытия, изобретения, новые образовательные услуги и др.
• Технологии, методы, формы, средства организации учебно-воспитательного процесса.
• Новые документы, описывающие технологические, образовательные, управленческие процессы: устав общеобразовательного учреждения, учебный план.
• Новые программы, структуры.
• Психолого-педагогические условия для оптимизации жизнедеятельности ОУ: построение системы межличностного гуманистического общения между всеми членами школьного коллектива; создание условий для свободного межличностного общения, традиций коллективного отдыха педагогов; организация психологических тренингов и др.
8. Способ возникновения новшества:
• систематический, плановый;
• стихийный, случайный.
9. Основа, на которой базируется новшество:
• внешние (экзогенные);
• внутренние (эндогенные).
10. Инновации, связанные с изменением статуса общеобразовательного учреждения.
11. Инновации, различающиеся по уровню финансирования.
• Федеральный: открытие экспериментальных площадок федерального уровня; участие в эксперименту по введению единого государственного экзамена;
• Региональный (республиканский, городской; районный): региональные экспериментальные площадки;
• Уровень ОУ.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИИ
• совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени;
• определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой.
Стадии развития инноваций:
1) Возникновение или зарождение нового на уровне идеи.
2) Перевод идеи в цель (целеполагание отражает ожидаемые результаты деятельности, достигаемые за определенный период времени).
3) Разработка путей реализации цели, проектирование, планирование.
4) Реализация проектов, планов.
5) Распространение новой практики.
6) Рутинизация, переход в новое качество и функционирование в новом режиме.
• Если инновация - это нововведение, новшество, изменение,
• то формирование, развитие содержания и организации нового является инновационным процессом - комплексной деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, помогающих перевести систему образования в режим развития.
Инновационный процесс
• процесс преобразования научного знания в инновацию;
• процесс последовательного превращения идеи в продукт, технологию или услугу.
Направленность, темпы, цели инновационного процесса зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.
Элементы:
§ инициация (выбор цели инновации, постановка задачи, поиск идеи инновации, ее технико-экономическое обоснование, материализация идеи);
§ маркетинг инновации (изучение спроса на новую идею, определение потребительских свойств);
§ разработка инновации;
§ реализация инновации;
§ продвижение инновации (передача информации, реклама, организация процесса, индивидуальные консультации потребителей и др.).;
§ оценка эффективности инновации;
§ диффузия (лат. — распространение, растекание) инновации
Свойства инновационного процесса:
• повышенная неопределенность, риск;
• низкая предсказуемость результатов и, следовательно, проблематичная и вероятностная отдача;
• неприменимость жесткого целеполагания.
Чем более мощным стратегическим ресурсом обладает инновация, тем труднее учесть ее последствия в стратегическом управлении ОУ.
Основным и решающим инновационным ресурсом является человеческий капитал, творческая способность генерировать и воплощать новые идеи. Это свойство можно определить как «человекоемкость» инновационной деятельности.
От прочих видов деятельности инновационная активность отличается максимальной степенью самомотивированности.
Законы протекания инновационных процессов
• закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды,
• закон финальной реализации инновационного процесса,
• закон стереотипизации педагогических инноваций,
• закон цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций.
В системе образования на федеральном уровне были определены современные инновации:
• профильное обучение, предпрофильная подготовка;
• государственно-общественное управление;
• реструктуризация (оптимизация) сети ОУ;
• ЕГЭ, аттестация в 9-х классах;
• работа с одаренными детьми и др.
Анализ результатов конкурса ОУ в рамках ПНПО выявил инновационные образовательные программы, реализуемые чаще всего в Оренбургском регионе:
• Предпрофильная подготовка и профильное обучение
• Информационно-коммуникативная компетентность учащихся
• Проектные и исследовательские умения учащихся
• Здоровьесберегающая среда
• Экологическое образование.
• Развивающее обучение.
• Компенсирующее обучение.
• Адаптивное обучение.
• Поддержка одаренных детей.
• Патриотическое воспитание.
• Развитие детских общественных организаций.
• Этнокультурное (поликультурное) образование.
• Предшкольное образование.
Инновации, реализуемые в ОУ Оренбургской области (анализ программ развития ОУ - победителей ПНПО) :
• предпрофильная подготовка и профильное обучение
• реализация компетентностного подхода в образовании
• работа с одаренными детьми
• поликультурное образование
• создание системы государственно-общественного управления образовательным учреждением
• создание модели адаптивной школы
• создание модели личностно-ориентированной школы
• создание системы непрерывного образования и гражданского воспитания
• апробация модели реструктуризации сети ОУ, расположенных в сельской местности «Школа - социокультурный комплекс»
Уровни реализации научно-методической проблемы
• 1 уровень: Поиск и теоретическое обоснование инновации
• 2 уровень: Введение в практику работы элементов инновационных технологий
• 3 уровень: Применение инновационных технологий в системе педагогической деятельности учителя
• 4 уровень: Усовершенствование, систематизация и обобщение опыта работы по инновационной технологии
•
Методы поиска идей развития :
• изучение научной и методической литературы;
• ознакомление с нормативными документами;
• выявление, изучение, обобщение и описание передового опыта своей и других школ;
• генерирование новых идей работниками школы;
• выявление и анализ предложений лиц и организаций, заинтересованных в развитии данной школы.
Характеристика идеи
• Идея должна быть простой и легко объяснимой. Из слабого семени здорового растения не вырастить, даже на самой плодородной почве! Если идея слаба от рождения, всем придется тратить дополнительное время на то, чтобы подправлять ее в процессе развития.
• Идея должна поддерживать общую стратегию развития ОУ. Насколько она отвечает общему стратегическому видению и пути, избранному организацией? Насколько согласуется с другими продуктами, услугами и программами организации? В какой мере отвечает компетенции организации?
• Идея должна быть «явственно новой и лучшей». В чем состоит проблема, которую вы хотите разрешить или устранить? Почему вам нужна именно эта идея? Почему она нужна вашим нынешним или будущим потребителям? Какие новые ценности она вам даст? И как эта идея изменит организацию или рынок?
• Идея должна быть проверенной на пригодность. Большинство людей стремится к тому, чтобы свести риск к минимуму. Увы, люди не склонны проникаться доверием к потенциалу новой идеи до тех пор, пока кто-то другой — и, желательно, человек, которым они восхищаются, то есть из референтной группы, — ее не опробует.
• Идея должна быть результативной! Какие результаты можно будет получить с помощью вашей идеи? Какой социальный выигрыш она принесет? Какого рода ресурсов потребует?
• Идея должна допускать быструю и простую реализацию.
Субъекты инновационного процесса -
лица, органы, организации, вовлеченные в процесс обновления школы.
Совокупность их действий приводит к достижению результатов.
Лидер
• Предвидит возможности, которых не видят другие;
• выражает свое понимание в концепции, в простой и ясной картине, которая по сути является мечтой, в которой раскрывается, чем должна стать организация или в каком направлении ей нужно развиваться;
• добивается понимания этой концепции, объясняя, что она осуществима, но что ее реализация зависит от вклада каждого сотрудника.
• Своим примером, руководящей ролью, воздавая должное людям за их успехи, воспитывая гордость за свою работу, лидер вдохновляет людей на воплощение концепции в жизнь.
• Благодаря лидеру обыкновенные люди совершают необыкновенное.
Новатор
• Главная фигура процесса нововведений.
• В организациях инновационного типа он занимает ключевое место в системе управления "человеческими ресурсами".
• К характерным чертам новатора чаще всего относят коммуникабельность, способность активно участвовать в создании новшеств, правильно действовать в условиях неопределенности и повышенного риска, находить нестандартные решения проблем, обеспечивать высокую производительность.
Качества педагога – новатора, исследователя
• одержимость,
• любознательность,
• способность к самообразованию;
• стремление к максимальной творческой самореализации;
• творческий энтузиазм и профессиональное подвижничество;
• поиск своей оригинальной системы обучения, воспитания и развития личности учащегося.
Приоритетные формы научно-методической работы
• Постоянно действующий семинар по актуальным проблемам, над которыми работает школа, МО;
• Стажировка, ПК;
• Конференции;
• Педагогические, методические советы, круглые столы, дискуссии;
• Деловые, ролевые, эвристические игры по генерированию новых педагогических идей;
• Творческая работа учителей в школьных, районных МО;
• Самообразование, работа с научно-методической литературой;
• Самостоятельная исследовательская, творческая деятельность над темой, участие в коллективной экспериментально-исследовательской деятельности в рамках общей проблемы;
• Семинары-практикумы, тренинги,
• Инновационные технологии обучения, интерактивные методы научно-методической работы
• Описание инновации как опыта работы, выступления на научно-практических конференциях, семинарах
• Творческие отчеты учителей по обобщению опыта
Методы руководства инновационной деятельностью
1). Методы создания (формирования) эффективно работающих творческих, исследовательских групп, развивающие их ценностно-ориентированную зрелость, организованность и сплоченность:
2) Создание эффективной системы коммуникаций
Методы руководства инновационной деятельностью
3) Методы мотивации участия в инновационной деятельности:
• Стимулирование (материальное, моральное, индивидуальное и коллективное, общественное или чье-либо признание и т. д.).
• Создание креативного поля
• Постановка целей и выдача заданий участникам нововведений с учетом предоставления им возможности самим ставить цели своей деятельности,
• Мотивирующий контроль инновационной деятельности
Методы руководства инновационной деятельностью
4) Методы создания условий для профессионального роста членов педколлектива
5) Методы регулирования социально-психологического климата в коллективе
Позитивные тенденции в инновационных педагогических процессах
• Появление авторских концепций, новых моделей школ;
• Разработка программ развития образования, учитывающих региональные особенности, особенности ОУ;
• Активное обновление содержания образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации;
• Перестройка форм, методов, процесса обучения и воспитания с учетом личностно-ориентированного подхода;
• Переход ОУ из режима функционирования в режим творческого саморазвития;
• Создание мониторинга, диагностического сопровождения образовательного процесса.
• Возрастание интереса к проблеме воспитания духовно и физически здоровой личности;
• Выявление резервных возможностей развития личности учителя и ученика, классного коллектива;
• Непрерывная система повышения квалификации кадров, уделение внимания развитию не только психолого-педагогической компетентности учителя, но и его методологической культуры и др.
Результат инновационной деятельности –
конкретные изменения в объекте преобразований.
Оценивается на основе трех групп критериев:
• критерия качества преобразований, выражающемся в соотношении реальных результатов деятельности школы с поставленными целями инновационной деятельности, моделью выпускника школы, государственными образовательными стандартами и т.д.;
• критерия экономичности (эффективности), отражающего отношение достигнутых результатов к затратам времени, усилий, других ресурсов;
• критерия мотивации, т.е. школьного самочувствия учащихся и учителей.
Показатели оценивания нововведений:
• Актуальность (соответствие социальному заказу, потребностям школы, уровню последних достижений пед. науки и практики);
• Соответствие частной новой идеи общей идее развития ОУ, системы образования;
• Результативность нововведения;
• Новизна (степень оригинальности инновационных подходов, своеобразное сочетание, комбинирование известного, представляющих в совокупности новизну);
• Образовательная значимость (степень влияния инновации на развитие, воспитание и образование личности);
• Общественная значимость (воздействие инновации на развитие системы образования в целом);
• Полезность (практическая значимость инновационных процессов);
• Реализуемость (реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов).
• Методическая разработанность (эксперимент, проверенная, обоснованная практика);
• Возможность освоения новшества потенциальными участниками (сложность и доступность технологии, новшества).
• Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Оренбургской области должна послужить толчком для развития инновационного потенциала образовательных учреждений региона.
|
На: Педагогическая инновация
Материал очень обширный, на мой взгляд педагогу было бы целесообразно отметить что он реализует в своей работе. Опыт будет интересен всем.
На: Педагогическая инновация
материал интересный . теория -всегда основа практики. Хочу предложить опыт моих коллег , который активно использую на уроках теоретического обучения.
Рынок труда предъявляют более жесткие, чем прежде, требования к современному выпускнику: компетентный; конкурентоспособный; мобильный; способный взять на себя ответственность за принятое решение и как следствие - за результаты труда в целом; умеющий работать в команде. Как подготовить такого специалиста? Традиционное преподавание, ориентированное на усвоение суммы знаний учащимися и на последующее их применение в практической деятельности, не учит обучающихся планировать свою деятельность, принимать решение относительно способа действий, самостоятельно осуществлять функции контроля и оценки. Современный педагог должен владеть набором различных методик преподавания, которые он волен варьировать и использовать по целесообразности. Владение различными методиками преподавания позволяет не только разнообразить уроки, но и выходить на уровень формирования необходимых компетенций специалиста, а значит, повышать качество профессионального образования. Одним из способов разрешения сложившейся ситуации может быть "обучение в деятельности". Опыт , предложенный педагогами ПУ №2, ПУ №9, ПУ №30, ПУ №50, ПУ №77 р.п. Маслянино Новосибирской, области заслуживает внимания . Я использую их идеи на уроках теоретического обучения. Центральным является понятие "ориентированность на действие". Оно предполагает самостоятельное добывание учащимися необходимых знаний в процессе решения определенной производственной ситуации, действительной или мнимой, с обязательным выполнением всех фаз полного рабочего действия. ИНФОРМИРОВАНИЕ - ПЛАНИРОВАНИЕ - ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ -ВЫПОЛНЕНИЕ - КОНТРОЛЬ - ОЦЕНКА На этапе информирования обучающимся, как правило, выдаются специальные дидактические материалы, оформленные в виде информационных листов. При составлении информационных листов педагог подает материал, который представляет собой сгусток, квинтэссенцию знаний. Кроме того, в информационных листах изучаемый материал хорошо структурирован: содержит схемы, образные обозначения, что облегчает его зрительное восприятие и запоминание. С информационными листами каждый учащийся работает самостоятельно, вырабатывая свое решение предложенной ситуации. Затем, на этапе принятия решения учащиеся объединяются в малые группы и вырабатывают общее решение. Если задание не предполагает конкретного выполнения (например, на уроках теоретического обучения), то этап выполнения будет выглядеть как презентация найденного группой способа решения ситуации с его детальным обоснованием. Если задание предполагает непосредственное выполнение, то учащиеся на практическом уровне демонстрируют свой вариант решения. В занятиях, ориентированных на действие, педагогу отводится роль консультанта, координатора, а основную деятельность он осуществляет на этапе подготовки урока. Для традиционного обучения с его эмоциональной насыщенностью и доминирующей ролью педагога это необычно. Достоинством методик преподавания, ориентированного на действие является следующее: высокая мотивация обучения; самостоятельное планирование обучающимися собственных действий на основе активного освоения информации; диалоговое общение; формирование умения принимать решение; учет индивидуального темпа работы обучающихся; организация самоконтроля и самооценки.