Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365
УРОК- ИГРА В 8 КЛАССЕ.
Тема: «ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».
Цель урока: повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признак их классификации, научить учащихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике – составлять уравнения химических реакций, определять типы химических реакций.
Задачи:
Форма учебного процесса: классный урок.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.
Вид урока: урок- игра.
Оборудование: таблица «Угадай слово», шифровки, карточки с заданиями, лист для суперигры «Крестик - Нолики».
На столе учителя: разбавленный раствор серной кислоты, раствор гидроксида натрия, фенолфталеин, штатив с пробирками.
На столах учащихся: штатив с 3-мя пронумерованными пробирками (№№ 1, 2, 3), растворы разбавленной серной кислоты, хлорида магния, карбоната натрия, гидроксида натрия, фенолфталеин; схема-конспект урока, условные знаки поездов (красный кружок и зеленый треугольник); «Наградной лист», анкеты для учащихся.
Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области. (М.Горький)
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
II. Сообщение темы, цели урока, мотивация учения учащихся.
Все что нас окружает состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.
Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром.
Учитель: Чтобы узнать о чём мы будем говорить, отгадайте загадку:
Она идет,
она прошла!
Никто не скажет,
что пришла!
Учащиеся:
Учитель: какие ассоциации возникают у вас , когда слышите слово «реакция»
- Химическая реакция
Р
Е
А
К
Ц
И
Я
Учитель:
- Тема нашего урока «Типы химических реакций»
- Сегодня на уроке мы должны систематизировать все полученные вами знания о химических реакциях, их типах и условиях протекания, для того, чтобы в дальнейшем вы могли правильно описывать химические свойства веществ, а также предсказывать возможности их получения, ведь нас с вами окружают вещества и постоянно происходящие с ними изменения, кроме того, хорошо овладев этой темой, для вас не составит труда осуществлять цепочки химических превращений, решать всевозможные химические задачи.
- А для этого мы с вами совершим восхождение к вершинам знаний.
- Чтобы гору перейти и к вершине нам дойти
Нужно многое постичь, надо много сил вложить:
Не бояться отвечать и вопросы задавать
Уравнения химических реакций писать,
Знать, как их отличать,
Все задания выполнять, друг у друга проверять.
Цель свою тогда достигнем –
О типах реакций все постигнем!
- Девиз нашего урока – «Достичь вершины – не свалиться в пропасть!»
- Итак, в путь! Желаю удачи!
- Чтобы достичь цели, т.е. добраться до вершины горы, мы должны преодолеть 5 этапов:
1. Шифровка.
2. Угадай слово.
3. Реши проблему
4. Химический букет.
5. Химический снегопад.
III. Обобщение и систематизация понятий.
1. Этап – «Шифровка». (работа парами)
- Первый этап называется «Шифровка», и т.к. мы только начинаем выполнять восхождение в горы, то этот этап пройдем парами. На каждой парте лежит шифровка. Посмотрите на нее внимательно.
Задание:
в верхней части листа записаны уравнения химических реакций, в нижней – беспорядочно расставлены точки с цифрами; каждой цифре соответствует сумма коэффициентов в вышенаписанных уравнениях реакций. Ваша задача: расшифровать замаскированный химический элемент. Для этого необходимо по порядку уравнивать химические реакции, подсчитывать сумму коэффициентов в уравнении, находить соответствующие точки и последовательно, с помощью маркеров, соединять их друг с другом. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, какой химический элемент спрятался за цифрами.
Шифровка № 1.
1. Ba + O2 → BaO
2. Fe(OH)3 + HCl → FeCl3 + H2O
3. Na + S → Na2S
4. Fe + O2 → Fe3O4
5
8
4
6
Шифровка № 2.
1. C + O2 → CO2
2. CH4 → C2H2 + H2
3. Ca + HCl → CaCl2 + H2
4. K + S → K2S
3
Шифровка № 3.
1. HNO3 + CaO → Ca(NO3)2 + H2O
2. Fe + O2 → Fe2O3
3. BaO + H2SO4 → BaSO4 + H2O
4. Fe + Cl2 → FeCl3
9
7
(проверка заданий: Шифровка № 1 – N, № 2 – P, № 3 – O/
- Итак, первый этап позади.
2. Этап – «Угадай слово».
- А теперь перейдем ко второму этапу.
- Химических реакций известно в мире много
И каждая в отдельности важна, поверьте мне.
Реакции мы делим на типы очень строго
Какие это типы? Поведайте вы мне.
- 4 типа химических реакций – реакции соединения, разложения, замещения, обмена.
- Что называется реакцией соединения, разложения, замещения, обмена?
отвечают на поставленные вопросы.
- Давайте выполним следующее задание.
к какому типу химических реакций нужно отнести уравнения, приведенные в таблице. Таблица «Угадай слово» есть в схеме – конспекте урока. Необходимо правильно определить тип химической реакции, найти соответствующую букву, из букв сложить слово.
Таблица «Угадай слово».
Уравнения реакций
Типы химических реакций
соеди-
нения
разло-
жения
заме-
щения
обмена
Mg + 2HCl → MgCl2 + H2
Б
В
П
З
2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O
Г
Д
2Ca + O2 → 2CaO
С
Ж
Ф
K3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3KNO3
Н
У
Т
Ь
2HgO → 2Hg + O2
М
Br2 + 2KI → 2KBr + I2
Ш
Л
О
(1 человек работает у доски, остальные на своих местах. Ответ: ПИСЬМО)
- Ребята поднимите сигнальные карточки вверх: у кого получилось слово «ПИСЬМО» - зеленые треугольники.
- Друзья, вы правильно определите типы химических реакций, и мы получили название третьего этапа нашего путешествия.
- Мы преодолели второй этап.
3этап- Реши проблему.
№1: Жилец из квартиры №26 решил помочь освободиться жильцу из квартиры №29 из его хлорида, но сам попал в западню. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем опыт. Опустим в пробирку с раствором хлорида меди (II) железный гвоздь (на нитке). Соблюдаем правила техники безопасности при работе в химической лаборатории (беседа по Т.Б.)
Напишите уравнения реакции,определите тип реакции и поставьте коэффициенты.
№2:Царь зовет к себе Стрельца – удалого молодца,
И дает ему поручение государственного значения:
«Чтоб я стал опять богат, нужен мне алюминия сульфид.
Ночь даю тебе подумать, утром буду ждать доклад.
Не смогешь – кого винить? Должен я тебя казнить.
Запиши себе названье, чтоб со страху не забыть».
Напишите в тетради формулу сульфида алюминия, уравнения реакции его получения. Укажите тип реакции.
№3 О каких веществах идет речь в отрывке из стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева»?
«Ты знаешь газ легчайший – водород.
В соединенье с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассвете!»
Напишите формулы данных веществ. Составьте уравнение реакции разложения. Назовите каждое вещество.
№4
- Основание и кислота –
Два непримиримых врага,
Сразу вступают в реакцию,
Название которой – нейтрализация.
Соль и Н2О нам получить дано.
- Но сначала……
«Хамелеон»
- Ребята, сейчас вы увидели животного, вы узнали его? Что вы можете о нем рассказать?
- Хамелеон, изменяет свою окраску от внешних условий.
- А как вы думаете, почему я его вам сейчас показал? Какие химические вещества, подобно хамелеону меняют свою окраску? Как они называются?
Учащиеся :
- Индикаторы – лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый.
- А теперь вернемся к реакции нейтрализации и я продемонстрирую ее вам, а чтобы вам наглядно была видна эта реакция, я буду использовать индикатор фенолфталеин. Фенолфталеин в нейтральной, а также в кислой среде – бесцветный, а в щелочной –малиновый.
Демонстрация:
NaOH + фенолфталеин + H2SO4 → обесцвечивание раствора
Химик правила обмена не забудет никогда:
В результате – непременно будет газ или вода,
Выпадет осадок – вот тогда порядок!
Записывают уравнение реакции.
- Итак, третий этап позади,
- Но прежде чем, мы перейдем к 4 этапу, я предлагаю немного отдохнуть и устроить «Стрельбу глазами».
«Стрельба глазами».
- Мы немного отдохнули, впереди нас ждет четвертый этап.
3. Этап – Химический букет.
В форме цветов записаны формулы веществ:
Формула
АВ
СД
СВ
АД
Количество цветков
АВ СД СВ АД
А В С Д
- На химической поляне
Чудо – формулы цветут
Соберем давайте с вами
Из цветов букеты тут.
из химических цветов собрать соответствующие букеты химических реакций.
(по одному ученику приглашать к доске составлять «букеты», остальные на своих местах записывают схемы реакций в своих схемах – конспектах)
На доске и в схемах – конспектах записано:
Название «букета»
Уравнения из химических «цветов»
Реакция соединения
Реакция разложения
Реакция замещения
Реакция обмена
- Вот и четвертый этап позади.
IV. Установление общих закономерностей.
- Друзья! Мы почти достигли цели. Впереди последний этап – Химический снегопад.
5. Этап – «Химический снегопад»(или « К вершинам гор»)
- Снег идет, и снег кружится
Он ковром везде ложится
Приглашаю всех я вас
Поиграть в снежки сейчас,
(Есть у нас большой завод – Он продукцию дает. А над ним труба дымит – Небо синее коптит. Жить под ней - сплошная мука! Но поможет нам наука: Чтобы снять противогаз, Обезвредить нужно газ.)
- Ребята, мы с вами сейчас повторили и обобщили тему «Типы химических реакций» и я предлагаю вам оценить себя с помощью снежинок.
- Но снежки, друзья мои, у нас необыкновенные – химические. На снежинках разного цвета написаны задания разной степени трудности. Вы должны выбрать для себя задания либо на оценку «3», либо – на «4», либо – на «5». Тексты с заданиями у вас записаны в схемах-конспектах.
«Синяя снежинка» - задание на «3»
Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций.
Уравнение реакции
Тип химической реакции
а) Al + Cr2O3 → Al2O3 + Cr
б) Li + N2 → Li3N
в) K2S + CuCl2 → CuS↓ + KCl
г) N2O → N2 + O2
«Голубая снежинка» - задание на «4»
Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций.
а) Ca + Cl2 →
б) HNO3 + Cu(OH)2 →
в) Mg + TiCl4 →
г) AgBr →
«Белая снежинка» - задание на «5»
Допишите практически осуществимые уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций.
а) Mg + O2 →
б) Fe3O4 + Al →
в) H3PO4 + HCl →
г) Ba(OH)2 + H2SO4 →
д) H2O →
- Кто желает у доски выполнить задания на «5», «4», «3»?
(желающие учащиеся работают у доски, остальные на своих местах в схеме конспекте)
- Вот и все!
- Мы достигли цели! Кто-то из вас пришел к вершине «горы» без поражений, а кто-то был почти у края пропасти. Теперь давайте посмотрим, что же за сюрприз нас ожидает.
(на вершине горы – 2 конверта «СЮРПРИЗ», «СУПЕРПРИЗ»)
(вскрыть конверт с «Сюрпризом», в котором находятся кружочки с изображением отметок «3», «4», «5»)
- Ребята, покажите свои наградные листы. А теперь обмениваем заработанные вами аурики на оценки: 3 аурика – одна «5»; 2 аурика – одна «4». (раздать оценки)
- А теперь, ребята, вспомните, какие слова были произнесены мною в самом начале урока?... «на горе вас ждет сюрприз, там еще и суперприз…»
- Итак, суперигра! Принять участие в ней может тот, кто имеет не менее одной пятерки.
- Суперприз на горе,
Кто рискнет своей пятеркой,
Тот получит сразу две!
(вскрыть пакет «Суперприз», прочитать задание.
Задание СУПЕРИГРЫ:
суперигра – «Крестик-нолик»; за 30 секунд необходимо найти выигрышный путь, состоящий из уравнений реакций замещения
Fe2O3 + H2 → H2O + Fe
NO2 + H2O + O2 → HNO3
AgNO3 → Ag + NO2 + O2
Cl2 + KI → KCl + I2
Na2SO4 + BaCl2 → BaSO4↓ + NaCl
Zn + O2 → ZnO
Al + HCl → AlCl3 + H2↑
Cu(OH)2 → CuO + H2O
HCl + Zn → ZnCl2 + H2
V. Домашнее задание.
- В ваших схемах – конспектах записано домашнее задание, которое вы должны выполнить к следующему уроку. Если вас устраивает оценка «3», то вы выполняете задание на «3», если «4», то соответственно – на «4», и тоже самое на «5»
В схемах-конспектах:
Ты - молодчина! И в это поверь: Открыта тобой в мир химии дверь. Надеемся все мы, что лет через пять, Прекрасным ученым сможешь ты стать.
Домашнее задание:
Задание на «3»
а) Al + O2 → Al2O3
реакция
б) MnO2 + H2 → Mn + H2O
в) H2O2 → H2 + O2
г) HNO3 + Fe(OH)3 → Fe(NO3)3 + H2O
Задание на «4»
а) AgI →
б) MgO + H2SO4 →
в) Al + HCl →
г) Na + Cl2 →
Задание на «5»
а) HNO3 + Mg(OH)2 →
б) FeCl3 + Zn →
в) CH4 →
г) KOH + Ca(OH)2 →
д) Ba + O2 →
VI. Подведение итогов.
- Друзья, сегодня на уроке мы систематизировали ваши знания по теме «Типы химических реакций». И я думаю, что в дальнейшем вам не составит труда описывать химические свойства веществ, осуществлять цепочки химических превращений, решать задачи.
- Спасибо вам за хорошую, плодотворную и интересную работу.
- И чтобы узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке, я прошу вас заполнить анкеты, лежащие на ваших столах.
Анкета для учеников.
Уважаемый коллега!
Ответь, пожалуйста, на нижеперечисленные вопросы. Постарайся, чтобы твои ответы были искренними, честными и полными.
а) отличный, интересный, захватывающий;
б) хороший, содержательный, заставляющий работать;
в) нормальный обычный;
г) скучный, работа без интереса;
д) бесполезный, совсем не интересный.
е) твой вариант ответа ____________________________________
________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Мультимедийный проектор, ПК, интерактивная доска, химическое оборудование и реактивы
Презентация
Смотреть видео онлайн