Официальный сайт sosamba138 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интегрированный урок по народным промыслам "Добрым людям на загляденье!"

Фото пользователя Алина Альбертовна Кудрявцева
Submitted by Алина Альбертовна Кудрявцева on Sat, 06/03/2010 - 20:54
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кудрявцева Алина Альбертовна
Место работы, должность: 
МОУ "Вятская средняя общеобразовательная школа" Советского района, учитель русского языка и литературы.
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
знакомиться с основными русскими народными промыслами. (Собирание материала к сочинению)
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание: 
Урок развития речи в 6 классе, подготовка к сочинению о народном промысле.

Цели урока:

1.      Ознакомиться с основными русскими народными промыслами. (Собирание материала к сочинению)

2.      Обогащение и усложнение словарного запаса, формирование овладения обучающимися художественными образами, выразительными средствами языка.

3.      Вызвать заинтересованность народным искусством, получить эмоциональный отклик.

Ход урока:

Эпиграф:

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

                         (В.Боков)

 

 

I.                   Приветствие:

Кем-то придумано просто и мудро:

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро людям и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым-

Доброе утро длится до вечера.

                        Здравствуйте!

 

Ребята, у нас сегодня урок развития речи «Добрым людям на загляденье!». А эпиграфом к уроку я взяла строчки из стихотворения поэта В. Бокова (прочитать). Ставлю проблемный вопрос. В конце урока вы мне должны ответить: почему именно эти строчки я взяла эпиграфом.

Итак, цель урока: упр.343, 344 (стр.138)

Подготовиться к сочинению публицистического стиля об одном из произведений народного декоративного искусства (на выбор). То есть мы должны собрать материал к этому сочинению: узнать на уроке о некоторых произведениях декоративно-прикладного искусства.

Декоративно -  прикладное искусство

Народно – художественные промыслы.

(словарно – лексическая работа)

II. Обратимся к значению выражения «декоративно-прикладное искусство». Что это такое? (словарь)

декоро (лат) – «украшаю»

декоративный (франц) – «украшающий, служащий для убранства, для красоты»

прикладной – имеющее практическое назначение, применяемый в жизни.

Т.О., это «украшение полезных вещей»

Подберите синоним к выражению «Декоративно - прикладное искусство».

Народно- художественный промысел.

(словарь по искусству: отрасли народного декоративного искусства, мастера которых объединены в артели, специализирующиеся на изготовлении тех или иных художественных изделий).

- Назовите самые известные народно-художественные промыслы (Палех, Городец, Хохлома, Гжель, Дымковская игрушка, Жостовские подносы, Богородская резьба, Филимоновская игрушка, Матрешка, кружевоплетение, вышивка, узорное творчество,  ковроделие).

- Для чего служит декоративно – прикладное искусство? (создает нужные вещи, украшает быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной, т.е. служит для украшения полезных вещей).

- Когда возникло декоративно – прикладное искусство? (в древние времена, когда люди научились делать вещи, возникла потребность их украсить. Но это искусство молодое, потому что оно необходимо и в современное время в жизни, быту).

III. А сейчас мы с вами, ребята, отправимся в путешествие по старинным русским селам, в которых и возникли народно-художественные промыслы.

1.Жостово (подмосковное село)

Под Москвой деревня Жостово стоит,

Промысел народный очень знаменит.

На подносах жарко зацвели сады,

Солнечного лета вечные следы…

В жаркие букеты собраны цветы

Сказочно прекрасной, буйной красоты.

Розы, георгины, скромный василек,

Беленькой ромашки полевой цветок.

Маки и тюльпаны, астры завитки,

Красотой волшебной радуют цветы.

Жостовская роспись, как костер, горит,

Промысел народный очень знаменит.

Показ слайдов, рассказ о промысле подготовленными обучающимися.

2. Городец (Городецкая роспись) (г. Городец недалеко от Нижнего Новгорода).

Роспись, украшающая древние изделия исполняется масляными красками, изображение орнамента, фигуры человека, птицы, коня на светлом фоне черного, синего, темно - красного, коричневого цвета.

Рассказ о промысле обучающихся.

Орнамент (лат.) – «украшение» (узор, состоящий  из повторяющихся элементов.) Синонимы – узор, рисунок. 

3. Хохлома. (Старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Находится недалеко от Городца на Волге).

Хохломские краски, алых ягод россыпь.

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи, перелески, солнечные всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

            Россыпь хохломская, словно колдовская.

В сказочную песню просится сама,

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша Хохлома!

Ребята, есть две замечательные легенды, рассказывающие о возникновении этого промысла.  (сообщения обучающихся)

Братина – предмет русского декоративно -  прикладного искусства:

Шаровидный сосуд 16-17 вв. из дерева, меди, серебра или золота для питья на братчинных пирах) («на всю братию»)

Учитель: существовал древний обычай, который назывался братчиной. Когда нужно обсудить какое-нибудь важное дело, собирались в одной избе люди, связанные родственными узами. Они чинно рассаживались за одним столом, обсуждали дело. К концу разговора и подавались щи или каша в особой посуде, называемой братиной. Чаще всего она представляла собой горшок до 50 см в диаметре. Иногда по одной стороне братины изображался росписью большой алый цветок. По старому преданию, это был цветок счастья. Но цвел он только один раз в год - в Иванов день. Тот, кто сумел увидеть этот цветок, становился счастливым на всю жизнь.

            Хохломские изделия (посуда, шкатулки, братины, ложки) считались хорошими подарками.

«Наигрыши» (музыкальный фрагмент).

            Отвлечемся на минутку. В качестве подарков дарили хохломские ложки. Находясь в заточении протопоп Аввакум писал своим единоверцам (о нем вы узнаете в 8 классе)- отцам поморским: «Пришлите мне какой – нибудь гостинец: ковш, или ложку, или что»).

Ложки изготовлялись в больших количествах: ложка у каждого была своя.

Фразеологизм – какое выражение называют фразеологизмом?

«Бить баклуши» - бездельничать. Как же возник этот фразеологизм?

При изготовлении деревянных ложек мастер брал определенной величины кусок  дерева – баклушу, разрубал ее на нужное количество кусков. Бить баклуши поручалось подмастерью, т.э. эта работа считалась легкой.

Самые трудные работы, в т.ч. и роспись, делали мастера, назывались они ложкарями. Ложки использовались и используются и как музыкальные инструменты.

Включение грамзаписи «Тимоня».

Про способ изготовления хохломских изделий – Упр.342

4. Гжель (недалеко от Москвы).

Майолика – техника многоцветной росписи по белой эмали.

Промысел Гжели связан с гончарным ремеслом. Гончарные изделия – изделия из глины (кувшины, квасники, тарелки, кружки).

5. Дымковская игрушка (близ Кирова, бывшей Вятки).

Чтение стихотворения, показ слайдов.

IV. Ребята, произведений декоративно –прикладного искусства – великое множество, видов народного промысла – огромное количество. Рассказать обо всех сегодня нет возможности. Но вы можете найти нужную информацию в электронном издании Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия. Для этого нужно

  1. открыть энциклопедию
  2. нажать поиск
  3. набрать ключевое слово, например «Гжель»
  4. Нажать «Enter» и ждать.

V.  Обратимся к нашему сочинению.

- Определите стиль вашей работы (публицистический)

- Назовите характерные признаки  этого стиля.

1. информативность

2. авторская позиция

3. эмоциональное воздействие на читателя

Таким образом, вам надо в своей работе использовать такие языковые средства, которые показали бы ваше отношение к излагаемому и эмоционально воздействовали на читателя.

- Какие это языковые средства?  (обращения, побудительные, восклицательные предложения.  Эпитеты, метафоры, сравнения).

1. Подбираем эпитеты к словам «рисунок, узор»:  удивительный, дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, изумительный, прекрасный, поразительный, изящный, фантастический, затейливый.

Краски, роспись: яркая, жизнерадостная, буйная, многоцветная,  разнообразная, оригинальная, колоритная.

2. Метафоры: изделие может пленить… околдовывать, обвораживать, зачаровывать.

3. Синонимы к слову художник: мастер – человек, достигший высшего мастерства в своем деле, в работе, в творчестве.

Искусник (разговорное) – народное название человека, чрезвычайно искусного в чем-либо, до тонкости овладевшего тайнами какого – либо мастерства, ремесла.

Создатель, волшебник.

4. Художник создает, (дополнить синонимический ряд) рисует, творит, расписывает.

5.Наречия, которые нужны для описания последовательности действий: потом, затем, после этого, далее, вслед за этим.

6.Сравнения:

VI. 1.Итак, как вы думаете, чем различаются произведения декоративно – прикладного искусства?

-материалом

- способом изготовления

- мотивами.

В произведениях искусства, так же как и в литературе, есть понятие «художественный образ».

Каждое произведение декоративного искусства имеет свой неповторимый художественный образ.

2. А работы современных мастеров декоративно – прикладного искусства объединяет то, что они владеют уникальными приемами ремесла, которое возникло давно, т.е. они сохраняют традиции национальной русской культуры.

Показ современных изделий разных промыслов.

3. А какие традиционные промыслы развивались и сохранились в Марийской республике?  Лозоплетение, вышивка, берестяное дело.

V. Чтение собственных стихов на тему «Декоративно –прикладное искусство».

Поскорее собирайтесь

На веселый наш базар,

Покупайте, покупайте

Замечательный товар!

- Кому посуда?

- А может чудо – блюдо?

- Покупайте чашки, ложки,

Позолоченные плошки.

- Эта роспись - просто чудо,

Изумительна посуда!

- Нарисована малина-

Восхитительна картина!

- Нарисован красный клевер,-

А листочек, словно веер.

- И диковинная птица

Тут на солнышке искрится.

Стук – бряк, шумит товар,

Люди едут на базар.

К вам приехала сама

Золотая хохлома!

К.Кудрявцева, Пьянкова Н.

 

Словно добрый волшебник,

Чудо-кисточку взял,

И на дереве белом

Городец засиял.

Ярко-красные розаны

И диковинные павы.

Разноцветный их наряд

Продолжает этот ряд.

Деревянный чудо-конь,

Он горит весь, как огонь.

Красок  ярких это буйство –

Городецкое искусство.

Иванова В., Дмитриева Л.

 

Дымковская барыня.

Кусочек глины мягкой, теплой

Ты в руки бережно берешь,

Сначала колокол ты лепишь,

И что же в нем ты узнаешь?

Так это же подол у юбки,

Цилиндр сверху прилепил,

Головку круглую, а руки

На пояс крепко подбочил.

Воланы бережно примазал

В подол, передник, воротник,

Косою голову украсил,

И образ барыни возник.

Игрушка та должна обсохнуть,

Обжечься в печке без огня.

Остыть, покрыться белизною,

И ты готова у меня

Для росписи красивой, звучной,

Где знаки солнца и дождя.

И жизнь тогда не будет скучной,

Сияй ты, барыня моя.

Кукарева Л.В.

 

Вопрос: почему слова хохлома, гжель, жостово являются многозначными? (имеют три значения: изделие, название промысла, название села)

VI. Рефлексия.Обратимся к нашему эпиграфу. Почему именно эти строчки я взяла эпиграфом, ведь речь сегодня шла не только о хохломе? (Строчки подходят для любого промысла):

Кисть хохломская, кисть Городецкая,                  Кисть жостовская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

                         (В.Боков)

Любое произведение ДПИ – это народное творчество, куда вкладывается все мастерство и, конечно же, душа. Народное искусство – добрых рук мастерство добрым людям на загляденье.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что вам больше всего понравилось?

VII. Итоги урока: выставление отметок, домашнее задание (написать сочинение о любом произведении ДПИ).

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн