Submitted by Ольга Викторовна Плотникова on пн, 01/03/2010 - 22:29
1. Плотникова Ольга Викторовна, МОУ "Гимназия № 2 г. Орска", учитель русского языка и литературы высшей категории.
2. Конспект урока русского языка+презентация к уроку по теме: "Явление омонимии в русском языке".
3.. Тема урока: «Явление омонимии в русском языке».
4. Ход урока.
Цель: расширить представление учащихся об омонимах и омонимии.
Задачи:
1. Научить видеть явление омонимии при выполнении заданий ЕГЭ;
2. Формировать внимательность учащихся;
3. Развитие мышления учащихся.
I. Разминка: Прочитай предложения, верно расставив ударения (отработка навыков разграничения паронимов и омонимов, акцентологических норм).
II. Беседа:
Какой эффект создается в этих предложениях (неясности, многозначности, ко-мичности).
III. Работа над теорией. Обозначение цели урока: Мы должны проследить явление омонимии в русском языке и научиться решать задания, связанные с этим явление. Должны понять, почему важно различать омонимы?
Какие виды омонимов знаем?
Повторяем понятия:
• Омонимы полные.
• Омонимы частичные.
• Омографы.
• Омофо́ны.
• Омоморфе́мы.
• Омоформы.
IV. ОТРАБОТКА правил орфографии.
Какое слово нельзя написать иначе: вперемежку; тушь; соберу; серб; изморозь.
V. Мотивация. В каких заданиях ЕГЭ пригодиться знание омонимии? Комментарий учителя.
А. 10 . Укажите верную морфологическую характеристику слова.
А 11.(определение значения слова);
А 18. (слитное, раздельное, дефисное написание омонимичных и производных частей речи).
А 30. (укажите предложения, в которых используются омонимы).
В 1. Укажите способ образования слова
В 2. (на умение выписывать слова определенной части речи).
В 8. (умение находить средства выразительности).
С. (умение избегать в своем сочинении двусмысленности).
VI. ОТРАБОТКА А 11.
VII. ОТРАБОТКА В.1
VIII. ОТРАБОТКА А.10, В. 2. Знание омонимов пригодиться при определении части речи.
Работа над частью С (устно). Назовите ключевые слова. Сформулируйте поставленную автором проблему. Укажите позицию автора.
Какие аргументы из курса русской литературы могли бы подтвердить позицию автора?
IX. Учимся разграничивать омонимичные краткие прилагательные, наречия, краткие причастия.
Знакомство с алгоритмом разграничения.
Самостоятельная работа по вариантам.
Устная проверка по цепочке.
Проговаривание алгоритма разграничения омонимичных кратких прилагательных, наречий, кратких причастий.
X. Итог урока:
Что мы называем омонимией?
С какими разделами лингвистики связано явление омонимии?
Какие трудности заложены в материал теста ЕГЭ?
Какие правила разграничения омонимов мы сегодня узнали?
Д/з:
1.На выбор: А) Всякий ли предлог и наречие являются частями речи? Исследование на примерах из словарей.
Б) Явление синтаксической омонимии – прочитать и рассказать.
http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/NEODNOZNACHNO...
3. Пособие В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова № 356, стр 225.
На: Явление омонимии в русском языке
Ольга Викторовна! Спасибо за урок. Обязательно воспользуюсь Вашим материалом. Привлекает комплексный подход к повторению данной темы.