Перед вами бланк с в возможными полями для описания фрагмента урока при работе с тем или иным ЦОРом.
Заполните его, пожалуйста.
Для того, чтобы войти в режим редактирования данной страницы, в поле "Выберите действие" (расположено наверху, под названием задания) необходимо выбрать "Изменить".
Для сохранения измененений, нажмите кнопку "Сохранить" внизу страницы.
Задание 3. Фрагмент урока. Группа 2. "Прямая и косвенная речь".
ФРАГМЕНТЫ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТАБЛИЦЫ «ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ»
Предмет «Русский язык»
Раздел: "Синтаксис"
Подраздел: "Способы передачи чужой речи"
Тема: "Предложения с косвенной речью"
Тематический элемент: "Отличие косвенной речи от чужой речи"
Краткое описание ЦОРа
Местонахождение в ЕК: Русский язык/Наборы цифровых ресурсов к учебнику «Русский язык. Теория», 5-9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д./ § 219/ Предложения с косвенной речью
Интерактивная гипермедийная многоуровневая сравнительная таблица; раскрывает особенности прямой и косвенной речи (первый уровень); открывающиеся вложения содержат примеры (второй уровень)
ФРАГМЕНТ № 1 (вариант 1)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦОР НА ЭТАПЕ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
(8 класс)
Цель:
Познакомить учащихся с понятием «косвенная речь», способах преобразования из прямой речи в косвенную, правилами постановки знаков препинания.
Условия для использования ЦОР
Оборудование: проектор и экран или интерактивная доска.
Исходная компетенция учителя (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером и проекционным оборудованием, детальное знакомство с цифровыми ресурсами по изучаемой теме.
Исходная компетенция ученика (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): не требуется
Форма организации учебной деятельности
Аудиторная коллективная работа под руководством учителя: коллективное обсуждение учебного материала.
Ролевые отношения участников учебного процесса
Роль учителя: Создание проблемной учебной ситуации на основе интерактивной таблицы.
Возможные вопросы:
1. Найдите сходство и отличие при передаче чужой речи: прямой и косвенной речи.
2. Попробуйте преобразовать предложения с прямой речью в косвенную речь. Проверьте правильность своего варианта путём открытия вложения. (По ходу ответов учащихся открываются вложения (рис. 2-3)
3. Какие знаки препинания ставятся при косвенной речи?
4. Предположите, от чего зависит выбор союза или союзного слова.
5. Пользуясь таблицей, расскажите об особенностях косвенной речи.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Роль ученика:
участие в решении проблемных задач.
Вариант ФРАГМЕНТА №1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦОР НА ЭТАПЕ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Цель:
Знакомство с понятием «косвенная речь».
Условия для использования ЦОР
Оборудование: проектор и экран или интерактивная доска.
Исходная компетенция учителя (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером и проекционным оборудованием, детальное знакомство с цифровыми ресурсами по изучаемой теме.
Исходная компетенция ученика (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): не требуется
Форма организации учебной деятельности
Аудиторная коллективная работа под руководством учителя: коллективное обсуждение учебного материала.
Ролевые отношения участников учебного процесса
Роль учителя:
Создание проблемной учебной ситуации на основе подобранного им материала.
(см. Учебные словари к теме «Учебный словарь «Прямая и косвенная речь», интерактивный текст с заданием "Преобразуйте прямую речь в косвенную". Вариант 1», электронное задание "Преобразование прямой речи в косвенную". Вариант 1).
Задание:
1. Рассмотрите таблицу. С каким понятием вы уже знакомы? (Прямая речь)
2. Проанализируйте примеры из таблицы. Какое отличие у примеров №№1-2 от примеров №№3-4?
3. Объясните постановку знаков препинания. Составьте графические схемы этих предложений.
4. Дополните диалог (примеры №№3-4).
- Измените предложение № 1 так, чтобы оно соответствовало схеме:
6. Проверьте по таблице
7.Попытайтесь сформулировать определение: что такое косвенная речь?
8. Измените прямую речь в остальных примерах. Проверьте по таблице.
ФРАГМЕНТ № 2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦОР НА ЭТАПЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
(после изучения темы в 8 классе при повторении СИНТАКСИСА, подготовке к ЕГЭ)
(при поддержке других ЦОРов ЕК)
Цель: отработка умений правильно преобразовывать прямую речь в косвенную, а также ствить знаки препинания в предложениях с косвенной речью.
Условия для использования ЦОР
Оборудование: проектор + экран или интерактивная доска, компьютер, принтер
Исходная компетенция учителя: владение компьютером и проекционным оборудованием , детальное знакомство с цифровыми ресурсами по изучаемой теме.
Исходная компетенция ученика: не требуется.
Форма организации учебной деятельности
Аудиторная коллективная работа под руководством учителя: коллективное обсуждение учебного материала.
Ролевые отношения участников учебного процесса
Роль учителя: Создание проблемной учебной ситуации на основе таблицы "Прямая и косвенная речь".
Возможные вопросы учителя:
- Перед вами интерактивная таблица. Вспомните, пожалуйста, каковы отличия прямой и косвенной речи, какие знаки препинания ставятся в предложениях с косвенной речью (После обсуждения темы активизируются все ячейки таблицы)
- Пользуясь учебным словарём, приведите свои примеры иллюстрирующие Ваши рассуждения.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} (см. Учебные словари к теме «Учебный словарь «Прямая и косвенная речь»,
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Или можно предложить учащимся раздаточный материал (карточки, распечатанные на принтере) с предложениями из Учебного словаря " «Учебный словарь «Прямая и косвенная речь»" (из ЦОРов). В предложениях необходимо расставить знаки препинания, устно объяснить их.
Роль ученика: участие в решении проблемных задач.
ФРАГМЕНТ 3.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦОР НА ЭТАПЕ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (при поддержке других ЦОРов ЕК)
Цель:
Контроль сформированности предметной, коммуникативной и информационной компетенций.
Условия для использования ЦОР
Оборудование: персональный компьютер/компьютерный класс
Исходная компетенция учителя (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером и проекционным оборудованием, детальное знакомство с цифровыми ресурсами по изучаемой теме.
Исходная компетенция ученика (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером, умение открывать ресурсы ЕК.
Формы организации учебной деятельности
- Выполнение самостоятельной групповой работы тренировочного характера
Ролевые отношения участников учебного процесса
Роль учителя: составление задания: формулировка, список дополнительных ресурсов, формирование групп исполнителей (групповая работа), определение критериев и форм её оценки (самооценка, оценка коллектива, оценка учителя).
Поддержка другими ЦОР:
(см. Учебные словари к теме «Учебный словарь «Прямая и косвенная речь», интерактивный текст с заданием "Преобразуйте прямую речь в косвенную". Вариант 1», электронные задания: "Преобразование прямой речи в косвенную". Вариант 1, "Преобразование прямой речи в косвенную". Вариант 3,
"Преобразование прямой речи в косвенную". Вариант 4
"Преобразование прямой речи в косвенную". Вариант 5
"Преобразование прямой речи в косвенную". Вариант 6
"Знаки препинания в предложениях с косвенной речью". Вариант 1
"Знаки препинания в предложениях с косвенной речью". Вариант 2
"Знаки препинания в предложениях с косвенной речью". Вариант 3
"Знаки препинания в предложениях с косвенной речью". Вариант 4
"Знаки препинания в предложениях с косвенной речью". Вариант 5
"Знаки препинания в предложениях с косвенной речью". Вариант 6
На этапе контороля класс делится на группы. Каждая группа выполняет задания:
- интерактивный текст с заданием "Преобразуйте прямую речь в косвенную".
- Преобразовать прямую речь в косвенную (любые 4 варианта). В случае затруднений обращайтесь к таблице "Прямая и косвенная речь".
- Расставить знаки препинания в предложениях с косвенной речью (любые 4 варианта). В случае затруднений обращайтесь к таблице "Прямая и косвенная речь".
В ходе выполнения заданий учащиеся заполняют лист самооценки:
Примерная схема самоооценки
ФИ участников группы:
|
Допущены ошибки (количество) |
Выполнено без ошибок |
Затруднения вызваны (назвать возможную причину) |
Интерактивный текст с заданием
"Преобразуйте прямую речь в косвенную"
|
|
|
|
Преобразование прямой речи в косвенную (выполните не менее 4 вариантов на выбор) |
|
|
|
Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой и косвеной речью (не менее 4 вариантов на выбор) |
|
|
|
Роль ученика: самостоятельно в группе выполняют задания, заполняют лист самооценки. При затруднениях учащиеся обращаются к интерактивной таблице "Прямая и косвенная речь"
|
На: Задание 3. Фрагмент урока
Задание показалось сложным: было трудно определиться с тем, что же все-таки надо сделать?
И еще.... не удалось перенести во фрагмент урока рисунок (схему)
На: Задание 3. Фрагмент урока
Уважаемые коллеги!
Обратите внимание на ваш заголовок "Фрагмент 2" (фрагмент!). А вы описываете, на мой взгляд, даже не урок, а целую серию уроков, куда входят и тестирование, и проектная деятельность... Измените или заголовок (почему бы нет?), или измените свой подход: ведь фрагмент есть фрагмент. Только непонятно всё-таки, какую роль может играть таблица при тестировании, если оно не носит обучающий характер? И проект, который вы запланировали, хоть и интересный, но тоже не имеет отношения к таблице (а может иметь: подборка примеров к её ячейкам, заданий и т.д). А ведь наш мастер-класс посвящен электронной таблице!!! Следует тогда специально оговорить, какое место занимает таблица в разработанной вами серии уроков. Не слишком ли объемную задачу вы на себя взяли?
Ольга Ивановна Руденко-Моргун
На: Задание 3. Фрагмент урока
Марина Викторовна, это понятно почему. Все привыкли двигаться в своём темпе и в своём режиме. Для меня было невозможно эту таблицу впихнуть в процесс, потому что мне не хватило глубины таблицы. И ещё: мы все такие разные. Когда у меня родились мысли и я их реализовала во фрагментах уроков, в это время Вы внесли свои изменения в урок, сохранили. Я не стала настаивать на своих изменениях. Хотя интересная ситуация по поводу договориться. Поэтому я в двойственном состоянии. И ещё: фрагменты я пыталась сочинить формально. Мне было интересно то, что записались на мастер-класс несколько человек, а изменений было немного. То есть остальные прикрепились формально. Как выкрутиться здесь, я не знаю. Думаю, что-нибудь сочиним.
На: Задание 3. Фрагмент урока
Позволю себе не согласиться с утверждением, что многие прикрепились к мастер-классу формально!! Просто многие ещё учатся, для них сама таблица является новым. Вот подождите немного, когда все опробуют таблицы на уроках, тогда мы и получим и замечания, и предложения.
Мне ваши разработки понравились. спасибо за творческий подход!!!
На: Задание 3. Фрагмент урока
Ольга Ивановна, появилось предложение: поддерживающие ЦОРы (например, "Преобразование прямой речи в косвенную") доработать - добавить как дополнительный материал для самопроверки правильный ответ. Я не настаиваю, но это облегчит участь учителя при самопроверке учащихся.