Тема: Домики, которые построила природа. Лепка сказочных домиков в виде овощей, фруктов, грибов.
Submitted by Лидия Александровна Гребенщикова on Fri, 22/01/2010 - 15:30
Тема:Домики, которые построила природа. Лепка сказочных домиков в виде овощей, фруктов, грибов.
Цели:1. Познакомить учащихся с домиками, которые построила природа, учить приемам лепки сказочных домиков в виде овощей, фруктов и грибов.
2. Развивать творческое воображение, умение видеть многообразие формы.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: пластилин, стеки, дощечки, тряпочки. Грамзапись «В мире много сказок». Иллюстрации к сказкам «Приключения Чиполлино»
Д. Родари, А. Милка «Вини – Пух и все – все - все». Природные домики (соты, осиное гнездо, орехи, шишки, ракушки), муляжи фруктов и овощей. Опорные схемы – последовательность работы с пластилином.
Ход урока.
I.Организационный момент.
1. Фантазия художника щедра, она вам дарит много неожиданного. Представь, насколько жизнь была б бедна, когда б в ней не было чудес невиданных.
- Ребята! А где бывают чудеса? (в сказках).
Мы с вами отправимся в страну сказок. Нам нужно добраться до города Умельцев, а помогать в пути нам будет волшебный клубок.
2. Звучит мелодия «В мире много сказок».
- Итак, в путь за волшебным клубком.
II. Актуализация знаний. Повторение.
1. Остановился волшебный клубок у яблоньки. Яблонька покажет дорожку, если мы яблочки стряхнем, чтобы ветки от тяжести не сломались.
- Помоги клубку.
- С каким мастером вы познакомились в 3-й четверти?
- Что умеет делать мастер Постройки?
- Люди каких профессий строят дома? (строители, архитекторы – специалист по постройке зданий).
- Как люди украшают дома? ( вспомним экскурсию).
III. Работа над новой темой.
1. Беседа
«Проделки колдуньи».
Остановился волшебный клубок у домика. (Дом Бабы Яги).
- Как вы думаете, кто в нем может жить? Как вы догадались? Какие средства для этого использует художник? (форму, цвет, линию).
Злая колдунья всех жителей спрятала. Вернуть жителей можно, если вы отгадаете загадки. (На доске домики Чиполлино и Пятачка).
- Кто живет в этом доме?
а) Кто живет в Италии,
Там, где зреют апельсины,
И лимоны и маслины,
Фиги и так далее.
Но под синим небосводом,
Не малиной, не лимоном
Я родился луком.(Чиполлино).
- Как называли мальчика луковицу из сказки Д.Родари?
Б) Жил на дереве избушке
Вини – толстячок
Пел он вопилки приятелю вслух
Кто же его приятель, отвечай мой друг?
(Пятачок)
в) – Где живут эти герои? Как, по-вашему, какие это домики? (сказочные).
- Ребята! Внимательно рассмотрите сказочные домики, какие необычные предметы являются частями домиков? (Куриные ноги, листья, дерево).
2. Колдунья решила нас запутать и вот что она нам приготовила (демонстрация природных домиков: орешки, соты, стручки, раковины и т.д.).
Как вы думаете – домики это или нет?
Кто их построил? Если внимательно приглядеться, во многом что нас окружает можно увидеть необыкновенный, но очень нужный и удобный домик.
Создавая необыкновенный образ дома художники, мастера учатся у природы, используя красивые формы, цвет.
- Многие домики, которые создала природа очень нежные, хрупкие, поэтому нужно к ним относиться бережно, не ломать.
3. Физкультминутка.
а) Грамзапись «Всем на свете нужен дом».
б) Домики природные и сказочные – листок, избушка на курьих ножках, орешки, корка, дупло, серебристый дворец, гнездо, снежный зной, соты.
4. Прикатился клубок в город «Умельцев».
А чтобы войти в город, нужно назвать пароль - тему урока, кто догадался?
( Домики, которые построила природа, сказочные домики).
а) В городе есть базар. (Демонстрируются муляжи овощей и фруктов)
- Что вы увидели? (овощи и фрукты)
- В какой сказке Д.Родари, все герои являются овощами и фруктами? («Приключения Чиполлино»).
- Как вы думаете, домики это или нет? (можно разрезать яблоко). Внутри находятся семена, если их посадить и ухаживать - вырастут новые растения; об этом узнаете на уроках природоведения.
б) В городе «Умельцев» надо знать несколько правил:
1. Правила работы с пластилином.
в) Каждый, кто попадает в город «Умельцев» должен научиться делать сказочный домик в форме овощей, фруктов или грибов. А чтобы вы не забыли последовательность работы, помогать нам будет трамвайчик, который ходит по городу. Но его нужно собрать.
- Помогите.
- Что мы должны сделать сначала? (Подумаем в форме какого овоща или фрукта будет сказочный домик).
- Какого цвета будем брать пластилин? От чего это будет зависеть.
- Какие исходные формы вы знаете? (шар, цилиндр, конус).
- Для каких овощей и фруктов будем раскатывать исходную фигуру шар, а для каких цилиндр? (на доске прицеплен вагончик 1 и 2).
Учитель демонстрирует приемы лепки при выполнении домика в форме груши.
1.Раскатать шар.
2.Мысленно разделить шар пополам. Держа за одну его половину, пальцами другой руки начать слегка сдавливать шар от его середины. Поворачивать шар, продолжать равномерное сдавливание. Выпуклой стороной поставить на доску и прижать. Стены домика готовы. (Первый вагончик крепится на доску, затем крепится второй вагончик)
3. Возьму пластилин другого цвета одинакового количества, раскатаю шар, положу на доску и прижму, получу пластину или лепешку, края можно подправить или при помощи стека вырезать любую форму (листка, цветка) – крыша дома готова. Прижать и замазать. (Прикрепить третий вагончик на доску).
- Каких частей дома не хватает? (окна, двери). Самый простой способ – вырезать стеком.
Домик можно украсить (наличники, крыльцо сделать, используя валики – тонко раскатанный цилиндр (колбаска) (четвертый вагончик крепится на доску).