Submitted by Нина Ивановна Пушкарева on пн, 08/06/2009 - 09:06
УРОК НЕМЕТАЛЛЫ
11 класс. 2 часа
Цели: систематизировать и развить представления учащихся об особенностях строения атомов и свойств неметаллов.
Совершенствовать умения учащихся анализировать, обобщать, делать выводы.
Развивать у учащихся умения работать в группах, вести диалоги, коммуникативных способностей.
Совершенствовать навыки химического эксперимента.
Оборудование: периодическая таблица, ряд электроотрицательности, таблица распространенности хим. элементов в земной коре, таблица-ватман и рисунок «биологическая роль неметаллов», на закрытой доске ответы теста, план урока, набор реактивов для семи групп и инструктивные карточки, модели и таблица «кристаллические решетки» . девиз урока.
Ход урока.
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.
Начинаю урокотрывком из стих. Щипачева « Читая Менделеева».
-другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
?Вопрос: как эти строки связаны с прошлым и сегодняшним уроками?
Предполагаемый ответ: речь идет о структурных частицах вселенной – атомах хим. элементов, они делятся на металлы и неметаллы. Металлы уже изучены на прошлых уроках, значит сегодня изучаем неметаллы.
Сформулируйте цели и план урока!
Предполагаемый ответ: изучить неметаллы по плану 1. неметаллы - хим. элементы ( особенности строения атомов, расположение в период. Таблице, закономерности изменения свойств, распространение в природе. Биологическая роль).
2.неметаллы – простые вещества ( строение, физические и химические свойства, получение, применение). 3. соединения неметаллов – на следующем уроке.
Сообщаюкакими методами и приемами будем работать: с учебником. В парах. По вариантам, тест, эксперимент и т.д.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
неметаллы- хим. элементы.
Задание: среди электронных схем строения атомов найдите неметаллы и чем вы руководствовались при этом.
Предполагаемый ответ: у неметаллов большее число электронов на последнем уровне, они являются р-элементами, малый атомный радиус, они будут окислителями.
Охарактеризуйте положение неметаллов в периодической таблице.
Предполагаемый ответ: в верхнем правом углу, в главных подгруппах 4-8 групп.
Вопрос: какие закономерности наблюдаются в изменении свойств по периоду( первый вариант) и по подгруппе ( второй вариант)
Предполагаемый ответ:по периоду увеличивается число электронов на последнем уровне и, следовательно, окислительные свойства, по подгруппе увеличивается атомный радиус и окислительные свойства уменьшаются.
Задание.Из всего сказанного какое определение неметаллам вы бы дали?
В ходе беседы формулируем наиболее общее определение. Сравните его с определением учебника на стр.227.
Вопрос:все ли неметаллы соответствуют этому определению? Почему?
Предполагаемый ответ:нет, не все-инертные, так как у них последний уровень завершен.
Сообщение про инертные элементы( или самостоятельная работа с учебником на стр. 227).
Задание.Используя таблицу распространенности хим. элементов, расскажите о распространении неметаллов.
Сообщение« неметаллы в живых организмах и их биологическая роль».
Неметаллы – простые вещества
Работа в группахпо инструктивным карточкам 10-12 минут и делаются выводы ( инструкт. карточки прилагаются). Правила работы в группах. Гимнастика для глаз.
Выводы.
Группа 1. в простых веществах неметаллах ковалентная неполярная связь, хотя учавствовать могут как 2 атома ,так и 4 атома и больше. Они могут образовывать два типа кристаллических решеток – молекулярную и атомную.
Группа 2. простых веществ неметаллов больше, чем химич. элементов неметаллов, так как широко распространено явление аллотропии. Причина – разное число соединяющихся атомов и разная их группировка.
Группа 3. неметаллы разнообразны по цвету, агрегатному состоянию, растворимости в воде и органических растворителях и т. д. причина- разное их строение.
Группа 4. неметаллы легко вступают в реакцию с металлами, хотя скорость и условия реакций различна. При этом проявляют окислительные свойства. Наиболее активны галогены, кислород и сера.
Группа 5. неметаллы взаимодействуют друг с другом, при этом неметаллы с наибольшей электроотрицательностью – окислители, с наименьшей – восстановители.
Группа 6. неметаллы реагируют с органическими веществами такими как алканы, алкены и т.д.
Группа 7. неметаллы реагируют и со сложными неорганическими веществами.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Почему водород имеет двойственное положение в периодической таблице?
Инструктивная карточка к лабораторномуопыту «Аллотропия среди неметаллов».
Цели:
1. Обосновать знания о явлении аллотропия.
2.Выяснить причины этого явления.
3.Смоделировать шаростержневые моделиаллотропных модификаций кислорода и озона.
Ход работы:
1.Вспомните, пожалуйста, что это за явление -аллотропия? Встречается ли она у металлов?неметаллов? Приведите примеры.
2.В чём причина, на ваш взгляд, что один и тот же химический элемент способен образовать разныепростые вещества?
З.Приведите примеры аллотропии, в основекоторой лежат:
а)разное число атомов,;
б)разная кристаллическая решётка;
4.Смоделируйте шаростержнвые модели молекул кислорода и озона.
5. попытайтесь ответить на вопрос: Почему галогены , в отличии от других неметаллов не образуют аллотропных модификаций?
6. Сделайте вывод о значении существования этого явления.
7.Если затрудняетесь, используете учебник на
странице 230.
Инструктивная карточка простых веществ к лабораторному опыту «Строение неметаллов». Цель:
1.Выполнить строение неметаллов: вид химической связи, кристаллической решётки. 2.0пределить строение графита, алмаза, фосфора, йода.
3. Смоделировать шаростержневую модель кристаллической решётки йода.
Ход работы:
1.Определите сколько атомов принимает участие в образовании химической связи в молекулах фосфора, йода, кристаллах графита и алмаза?
2. Соединяются друг с другом атомы с одинаковой электроотрецательностью или разной? З.Какой вид химической связи образуют атомы данных неметаллов при образовании молекул и кристаллов?
4.Вспомните, какими физическими свойствами (температура плавления, агрегатное состояние) обладают данные неметаллы.
5.Сделайте вывод о типе кристаллических решёток этих неметаллов?
6. Смоделируйтешаростержневую модель молекулярной кристаллической решётки йода.
7. Сделайте вывод.
8.В случае затруднения используйте учебник на страницах: 229 - 230.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА К ЛАБОРАТОРНОМУ ОПЫТУ
» ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕМЕТАЛЛОВ»
ЦЕЛИ:
1.ВЫЯСНИТЬ ОТНОШЕНИЕ НЕМЕТАЛЛОВ К ПРОСТЫМ ВЕЩЕСТВАМ – МЕТАЛЛАМ.
2.ДОКАЗАТЬ, ЧТО ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ ОКИСЛИТЕЛЯМИ,
ХОД РАБОТЫ:
1. ВАМ ВЫДАНА СМЕСЬ СЕРЫ М ЦИНКА.
2.ЗАЖГИТЕ СПИРТОВКУ.
3.ВОЗЬМИТЕ НЕБОЛЬШУЮ ЩЕПОТКУ СМЕСИ И ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНО ПОСЫПЬТЕ ЕЕ НА ОГОНЬ.
4.ЧТО НАБЛЮДАЕТЕ? ПОЧЕМУ?
5.ВНЕСИТЕ В ПЛАМЯ СПИРТОВКИ МЕДНУЮ ПРОВОЛОКУ И ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО СЕКУНД РАССМОТРИТЕ ЕЕ.
6.ЧТО НАБЛЮДАЕТЕ? ПОЧЕМУ?
7.СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД О РАЗЛИЧНОЙ СКОРОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НЕМЕТАЛЛОВ С МЕТАЛЛАМИ.
8.ДОКАЖИТЕ УРАВНЕНИЯМИ РЕАКЦИЙ ОКИСЛИТЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ НЕМЕТАЛЛОВ