Урок русского языка "Упражнения в правописании имён собственных"
Submitted by Ольга Владимировна Бережко on чт, 11/03/2010 - 20:07
План урока:
1. Организационный момент
2. Минутка чистописания.
3. Сообщение целей урока.
4. Упражнения в написании заглавной буквы в именах и кличках животных.
5. Упражнения в написании заглавной буквы в названиях рек, морей, океанов.
6. Упражнения в написании заглавной буквы в названиях городов и стран.
7. Физкультминутка
8. Упражнения в написании заглавной буквы в именах и отчествах людей.
9. Работа со словарем.
10. Обобщение
11. Подведение итогов урока. Д/з.
Ход урока:
1. Организационный момент
Стихи читают дети:
Буква обычная
Выросла вдруг,
Выросла выше букв-подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему?
За какие заслуги? (Борисова Н.)
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста. (Садовский Е.)
Ставится буква
У строчки в начале,
Чтобы начало все замечали. (Прибыткова М.)
Имя,
Фамилия
Пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее. (Бережко А.)
Чтобы звучали
Громко и гордо
Имя твое,
Имя улицы,
Города. (Садовский Е.)
Буква большая – совсем не пустяк.
В букве большой – уважения знак.
(Е.Измайлов)
Учитель: – О чем пойдет речь на уроке? (О большой букве)
– В каких словах пишется большая буква? (В именах собственных)
Учитель: – Ребята, что вы ждете от урока? Какие цели ставите перед собой?
Могут даже у ребят
Сбыться все желания,
Нужно только захотеть,
Приложить старание.
2. Минутка чистописания.
– В начале урока – минутка чистописания. Внимательно поглядите на картинку и скажите, какие буквы здесь спрятались. (Дети называют буквы, учитель вывешивает карточки с этими буквами: Г П Т М)
– На какие две группы можно разделить эти буквы? (звонкие-глухие, парные-непарные, состоящие из одинаковых-разных элементов)
– Запишите эти буквы заглавными, в алфавитном порядке. ( Г, М, П, Т)
– Где нам пригодятся заглавные буквы? (В написании имен собственных)
3. Сообщение целей урока.
Учитель: – Сегодня на уроке русского языка мы будем упражняться в написании имен собственных, развивать свою речь, грамотно и красиво писать. А чтобы наше занятие было более интересным и необычным, мы с вами отправимся в путешествие, в гости к героям мультфильма … (звучит музыка из мультфильма) «Простоквашино».
4. Упражнения в написании заглавной буквы в именах и кличках животных.
Учитель: – Внимательно посмотрите отрывок мультфильма и назовите героев, которые там встретятся. (Дядя Федор, пес Шарик, кот Матроскин, корова Мурка, теленок Гаврюша, почтальон Печкин)
(Дети называют героев мультфильма, выходят по одному к доске, записывают слова, подчеркивают большую букву)
– Назовите имена.
– Назовите фамилии.
– Назовите клички животных.
Вывод: Фамилии, имена людей, клички животных пишутся с большой буквы.
5. Упражнения в написании заглавной буквы в названиях рек, морей, океанов.
Как-то утром Дядя Федор, пес и кот дом в порядок приводили. Паутину сметали, мусор выносили, печку чистили. А потом они мыться на речку отправились и, главное, Шарика купать. Шарик в воду залез, а дядя Федор его намыливал и шерсть расчесывал. А кот по берегу ходил и все грустил о разных океанах. Он же был морской кот, просто он воды боялся.
Учитель: – Ребята, кот Матроскин до встречи с дядей Федором плавал на разных кораблях. Где только он ни был!
– Прочитайте названия: ИНДИЙСКИЙ ЧЕРНОЕ ВОЛГА БАЙКАЛ
– Добавьте нужные слова ОКЕАН, МОРЕ, РЕКА, ОЗЕРО и мы узнаем, где побывал кот Матроскин.
(Работа в парах: соединяют стрелками слова из двух столбиков. Проверка, запись с комментированием по цепочке)
ИНДИЙСКИЙ МОРЕ
ЧЕРНОЕ ОКЕАН
БАЙКАЛ РЕКА
ВОЛГА ОЗЕРО
Вывод: Названия рек, озер, морей и океанов пишутся с большой буквы.
6. Упражнения в написании заглавной буквы в названиях городов и стран.
Учитель: – Как-то раз, путешествуя на корабле по Волге, Матроскин проплывал мимо красивейших городов с интересными названиями. Но какие это были города, Матроскин не знал – ведь он не умел читать. Давайте посмотрим, что это были за города. (Дети выходят к карте, находят реку Волгу и читают названия городов, которые на ней находятся).
Учитель: – Запишите 3 названия городов, которые запомнили.
– Пока вы выполняете это задание, я попрошу нескольких ребят на карточках выполнить следующее задание:
Запиши названия стран, в которых живут эти жители:
Россияне – … , англичане – …, китайцы – …, бразильцы – …, итальянцы – … .
Вывод: Названия городов и стран пишутся с большой буквы.
7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
8. Упражнения в написании заглавной буквы в именах и отчествах людей
Однажды пошли они клад искать. Пришли они на одно место в лесу. Дядя Федор стал копать. И тут лопата как звякнет обо что-то – а это сундук окованный. А в нем всякие сокровища и монеты старинные. Взяли они этот сундук и домой пришли.
Учитель: – Когда они открыли сундук, то сверху лежали какие-то бумаги.
(Учитель достает свернутую в трубочку грамоту с печатью. На печати – вензель)
Учитель: – Посмотрите, здесь печать с вензелем. Что такое вензель, кто помнит? (Вензель – сочетание начальных букв имени и фамилии или имени и отчества). Наверное, это имя и отчество хозяина этих сокровищ. Как его могли звать? Запишите. (Дети придумывают имя и отчество, записывают, зачитывают свои варианты)
Вывод: Имена и отчества людей пишутся с большой буквы.
Учитель: – Попробуйте дома составить и нарисовать свой личный вензель.
9. Работа со словарем.
(Учитель разворачивает грамоту).
– Здесь написаны какие-то непонятные слова. Похоже, они указывают на то место, где еще спрятаны сокровища.
(Каждый ряд получает листочек со словом. Слова: ВЕПРЬ, МАГНОЛИЯ, ГОТЛАНД).
– Лишь одно из этих слов указывает на то место, где спрятаны сокровища. Найдите это слово.
– Понятны ли вам слова?
– Что нужно сделать, чтобы стал понятным смысл слов? (Обратиться к словарю) (Учитель напоминает, как пользоваться толковым словарем)
Работа в группах.
Дети находят значение нужного слова.
– Как вы думаете, где могут находиться сокровища? (На острове)
– А теперь с этим словом составьте предложение. Подчеркните главные члены предложения, укажите части речи.
(Н-р: Сокровища находятся на острове Готланд.)
10. Обобщение
День подходил к концу, солнце садилось за речку. Дядя Федор, пес и кот сидели дома и пили чай с конфетами. Галчонок Хватайка кружил по комнате с журналом «Мурзилка», который утащил у почтальона Печкина. Внимание дяди Федора привлекла одна необычная статья с заданиями и вопросами:
Обобщение: – Какие слова называются именами собственными?
– Как пишутся имена собственные?
11. Подведение итогов урока.
– Наш урок подошел к концу. Что вам больше всего запомнилось, понравилось на уроке? Все ли у вас получилось? Молодцы! Оцените свою работу сами (в тетрадях дети крестиком отмечают на вертикальных линиях насколько понравился урок, как поняли материал).
– Урок окончен. Всем спасибо.
Домашнее задание:
1. Нарисовать свой вензель
2. с. 61, упр.134 (д.м.) Отгадать название страны и записать еще 2-3 названия стран, в которых ты хотел бы побывать.
Размещено Wed, 24/03/2010 - 20:59 пользователем Елена Викторовна Николаева.
Все очень интересно, занимательно. Только я не поняла. В характеристике урока Вы пишите, что использовали учебник "Русский язык" авторов Бунеевых, Прониной. А в плане урока работы по учебнику я не встретила, только в домашнем задании. Это Ваша инновация? Обычно на уроке используется материал учебника, если по нему работаем. Может быть стоило просто это отметить?
—
С уважением, Елена Викторовна. Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем Конфуций
Размещено чт, 25/03/2010 - 21:14 пользователем Ольга Владимировна Бережко.
Вы правы, учебник на уроке не использовался. Я посчитала нужным отметить его лишь потому, чтобы читатели поняли, по какой программе идёт обучение. Спасибо за подсказку! Учту в следующий раз. С уважением, Ольга
На: Урок русского языка "Упражнения в правописании имён собствен
Все очень интересно, занимательно. Только я не поняла. В характеристике урока Вы пишите, что использовали учебник "Русский язык" авторов Бунеевых, Прониной. А в плане урока работы по учебнику я не встретила, только в домашнем задании. Это Ваша инновация? Обычно на уроке используется материал учебника, если по нему работаем. Может быть стоило просто это отметить?
На: Урок русского языка "Упражнения в правописании имён собствен
Вы правы, учебник на уроке не использовался. Я посчитала нужным отметить его лишь потому, чтобы читатели поняли, по какой программе идёт обучение. Спасибо за подсказку! Учту в следующий раз. С уважением, Ольга