Автор:
Матюха Людмила Викторовна
Место работы:
учитель русского языка и литературы МОУ Чановская СОШ Чановского района, Новосибирской области
«Модернизм в русской литературе: эпоха серебряного века»
Класс(ы), профиль: 11 класс, гуманитарный профиль
Форма учебной работы: проектная
Цели: Формирование чёткого представления о школах и направлениях поэзии Серебряного века, о приёмах и формах, характерных для каждого направления и индивидуальной творческой манеры поэтов.
Задачи: Заинтересовать учащихся творчеством поэтов Серебряного века; развивать умение проводить самостоятельную исследовательскую работу, используя художественный текст и критическую литературу, оформлять собранную информацию, развивать умение самостоятельно мыслить и логически доказывать свою точку зрения; развитие навыков исследовательской работы, умения выполнять художественный анализ текста.
Приобретаемые навыки детей:
- умение работать с большим объемом информации, умение видеть проблему и наметить пути ее решения, навык работы в команде, развитие навыков исследовательской работы;
- развитие умения выполнять художественный анализ текста;
- умение самостоятельно мыслить и логически убедительно доказывать свою точку зрения.
Особенности роли учителя: Роль соучастника проекта, консультанта Формы организации работы детей: групповая, индивидуальная
Технологические особенности
- Технические условия: проект осуществляется при активном использовании ИКТ
- Используемое оборудование: компьютеры, принтер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
- Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
Энциклопедия «Кругосвет», коллекция аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии
- Используемые ресурсы из других общедоступных источников:
1) А. Ахматова — Стихотворения, поэмы. В.А. Чалмаева. — М.:ОЛМАПРЁСС, 2001
2) Максимов Д. Русские поэты начала века: Очерки. л., 1986
3) А. В. Баранников — Русская литература ХХ века. Хрестоматия для 11кл. 1993.
4) Н. С. Гумилёв: Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукинцких - Л. : Лениздат ,1990.
5) Н. С. Гумилев Стихотворения.— М.: Издательство Эксмо 2002 . —416 стр. Письмо о русской поэзии, 1990.
6)Поэты России. Г. М. Прашкевич. М., 2003
7) В. Н. Шапошников — От «серебряного века» до наших дней. Очерк русской литературы ХХ века. 1996
8) Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. М., 1989-1999. Т. 1-4
9) Русские писатели 20 века. Биографический словарь! Сост. П. А. Николаев. М., 2000
10) Интернет – ресурс
Методическое описание проекта
Проект предназначен для изучения темы «Серебряный век» в курсе русской литературы 11 класса, призван оказать помощь учителям литературы старших классов и направлен на то, чтобы вызвать у выпускников интерес к поэзии серебряного века, увлечь их исследовательской работой. Он позволит учителю разработать систему уроков таким образом, чтобы соединить рассмотрение общей характеристики литературных течений, биографии поэтов и их творчества в единое целое, особое внимание уделяя устойчивым чертам индивидуального стиля и приметам лирической оригинальности.
Проект рассчитан на тех учащихся, которые готовы серьезно изучать литературу на высоком уровне. Работа с ним предполагает, что у учащихся имеются базовые знания в пределах программного обучения.
Работа с проектом способствует развитию познавательных навыков, критического мышления учащихся.
В основе проекта историко — литературный аспект изучения поэтической эпохи и её поэтических течений (символизм, акмеизм, футуризм), обращение к индивидуальной творческой практике отдельных поэтов, представителей литературных направлений. В ходе проекта учащиеся рассматривают широкий круг исследуемой проблемы, самостоятельно и при помощи учителя ищут доводы на литературном, литературно критическом, историческом материалах в пользу выдвинутых гипотез.
Большую роль играет использование ресурсов Единой коллекции ЦОР, возможности которой позволяют осуществить исследовательскую работу через энциклопедию «Кругосвет» (работа с понятиями: русский Ренессанс, литературные направления, с биографическим и литературоведческим материалом представителей символизма, акмеизма, футуризма), коллекция аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии — приобщиться к живому слову поэтов, их индивидуальному стилю, интерпретации их литературного творчества в художественном исполнении актёров, поэтов, музыкантов.
Руководствуясь планом анализа поэтического текста, учащиеся анализируют поэтические произведения, сопоставляют основные темы и мотивы лирики представителей литературных направлений. При обсуждении учитель направляет мысль учащихся, требует доказательства выдвигаемых положений, логичности выводов. Группы ребят самостоятельно работают над темой, затем выступают на уроках, участвуют в дискуссиях, оформляют презентации после доработки исследования и на заключительном уроке защищают проект. В своих исследованиях и выступлениях ребята отмечают место художника слова в литературном процессе, дают общую характеристику его лирики, особое внимание уделяя устойчивым чертам индивидуального стиля и приметам творческой оригинальности.
Работа над проектом позволила:
- выполнить задачи дидактического характера:
формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности, работы с большим объемом информации, умение видеть проблему и наметить пути ее решения, навык работы в команде, развитие навыков исследовательской работы;
развитие умения выполнять художественный анализ текста;
воспитание нравственной личности;
- выполнить задачи методического характера: научить учащихся проводить самостоятельную исследовательскую работу, используя художественную и критическую литературу, оформлять собранное; развивать умение самостоятельно мыслить и логически убедительно доказывать свою точку зрения.
Проект рассчитан на 7 уроков и на работу во внеурочное время.
Урок 1
Тема урока «Историко-литературный ракурс изучения поэзии серебряного века»
Тип урока: Урок-презентация
Содержание занятия: Знакомство с основными направлениями поэзии серебряного века, формулирование основополагающего и проблемных вопросов, выдвижение гипотез, формирование групп для работы над проектом, выбор тем, планирование исследований
Ход занятия:
1. Объявление конкурса проектов, определение темы, формулирование цели, задач исследований, основополагающего, проблемных вопросов, выдвижение гипотез.
Цель: Формирование чёткого представления о школах и направлениях поэзии серебряного века, о приёмах и формах, характерных для каждого направления и индивидуальной творческой манеры поэтов
Задачи:
-заинтересовать учащихся творчеством поэтов Серебряного века;
- развивать умение проводить самостоятельную исследовательскую работу, используя художественный текст и критическую литературу, оформлять собранную информацию, развивать умение самостоятельно мыслить и логически доказывать свою точку зрения; развитие навыков исследовательской работы, умения выполнять художественный анализ текста.
Основополагающий вопрос: В чём новаторство литературных направлений серебряного века?
1. Работа со справочной литературой: Литературная энциклопедия терминов и понятий, в том числе ЕК ЦОР Энциклопедия Кругосвет
Гипертекст с иллюстрациями
СЕРЕБРЯНЫИ ВЕК (Г 35362)
2.Палемика вокруг понятия «серебряный век»: авторы метафорического названия этапа русской культуры (Н. Бердяев, Н. Оцупа, Н. Гумилёв, С. Маковский)
3. Работа со статьёй Д. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы»
4. Формулирование проблемных вопросов:
«Возможен ли нигилизм в искусстве?»
«Футуризм — «плоское хулиганство» или поиски новых путей в поэзии?»
«Какой вклад в русскую литературу внесли поэты данного направления?»
«.В чём особенность и самобытность символизма?»
«Каковы универсальные приёмы и методы поэтов- символистов?»
5. Формулирование тем исследований:
«Символизм — основное направление поэзии серебряного века».
«Акмеизм: история, теория, практика».
«Гениальные дети современности. Футуризм».
6. Распределение по группам, планирование исследований.
Домашнее задание: Поиск информации по темам исследования
Урок 2-3
Тема урока Символизм. Старшие символисты, младосимволисты»
Тип урока: Урок-поиск
Содержание занятия:
Сообщения учащихся по теме
Символизм — основное направление поэзии серебряного века», выделение основных приёмов и индивидуальных особенностей творческой манеры поэтов, анализ стихотворений А. Блока
Ход занятия:
1. Освещение проблемного вопроса по теме: Почему символизм справедливо называть течением модернизма, а не декаданса?
2. Работа со справочной литературой (литературоведческие понятия), в том числе ЕК ЦОР Энциклопедия «Кругосвет»
Гипертекст с иллюстрациями
СИМВОЛИЗМ (35800)
3. Составление ОК (опорного конспекта) по теме (теоретические основы символизма, философские образы).
4. Знакомство с поэтическими представителями литературного течения (Основные имена: д. Мережковский, В. Брюсов, К. Бальмонт, В. Сологуб, А. Белый, А. Блок).
5.Обращение к ЕК ЦОР
СИМВОЛИСТЫ (1 35376)
6. Прослушивание аудиофрагментов из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
- В. Я. Брюсов
Стихотворение из поэтического сборника Сhefs d\оеurе” (“Шедевры”), “Творчество” (М 105694)
- К. Бальмонт. Стихотворение “Камыши” (М 105649)
- Поэтическая композиция по стихам поэтов-символистов “К медному всаднику” (128597)
7. Исследовательская деятельность (творческая мастерская): анализ стихотворений
- Анализ лирики А. Блока
Энциклопедия «Кругосвет» БЛОК, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (№ 23906)
Анализ стихотворений:
А. Блок «Вхожу я в тёмные храмы», «Незнакомка», «Осенняя воля», «Россия», «Русь»
К. д. Бальмонт «Кинжальные слова», «Фантазия», «Смычок и струны», «Я мечтою ловил уходящие тени»
Домашнее задание:
1. Работа с литературно-критическим материалом. Статьи-воспоминания:
Б. Зайцев. Из книги «далёкое» (о К. Бальмонте), С. Городецкий. Из статьи «о Валерии Брюсове»
2. Подготовка материалов к презентации «Поэзия красоты и добра»
Урок 4
Тема урока «Акмеизм. Цех поэтов»
Тип урока: Урок-исследование
Содержание занятия: Работа учащихся в группах по отбору и обсуждению материала об основных чертах поэтики акмеизма, характеристика творчества поэтов-акмеистов
Ход занятия:
1. Освещение проблемного вопроса по теме: Что давало право акмеистам называть себя спасителями символизма?
2. Работа со справочной литературой (литературоведческая терминология), в том числе ЕК ЦОР
- Статья Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм»
- Энциклопедия Кругосвет»
Гипертекст с иллюстрациями
АКМЕИЗМ (№ 33812)
3.Составление ОК (опорного конспекта) по теме (эстетическая программа акмеистов, темы и мотивы лирики акмеистов)
4.Знакомство с представителями литературного течения (Основные имена: Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам)
5. Работа с ресурсами ЕК ЦОР
ГУМИЛЕВ, НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ (№ 25907)
АХМАТОВА, АННА АНДРЕЕВНА (№ 34433)
6.Прослушивание аудиофрагментов из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
- Н. С. Гумилёв Стихотворение “Баллада” (№ 105710)
- О. Э. Мандельштам
Стихотворение “Образ твой мучительный и зыбкий” (№ 105787)
7. Исследовательская деятельность (творческая мастерская): анализ стихотворений
Анализ лирики О. Э. МАНДЕЛЬШТАМА
МАНДЕЛЬШТАМ, ОСИП ЭМИЛЬЕВИЧ (№ 30145)
8. Анализ стихотворений
Н. Гумилёв «Жираф», «Заблудившийся трамвай», А. А. Ахматова «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью...»
Домашнее задание:
1. Работа с критической литературой:
В. Жирмунский. Преодолевшие символизм.
О. Лекманов. Книга об акмеизме
А. Мандельштам. Серебряный век: Русские судьбы.
2. Подготовка материалов к презентации «Поэзия прекрасной ясности»
Урок 5
Тема урока «Футуризм»
Тип урока: Урок-исследование
Содержание занятия: дискуссия по теме « Характеристика поэтики футуристов», исследовательская работа учащихся в группах.
Ход занятия:
1. Освещение проблемного вопроса по теме: Почему поэзия, отрицающая прошлое, повлияла на будущее?
2. Работа со справочной литературой, в том числе ЕК ЦОР
З.Составление ОК (опорного конспекта) по теме (литературоведческие понятия: футуризм, эгофутуризм, кубизм, кубофутуризм)
4.Знакомство с представителями литературного направления (Основные имена: И. Северянин, В. Хлебников, Д. Бурлюк, В.Маяковский, Б. Пастернак)
МАЯКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ (№ 35193)
5. Прослушивание аудиофрагментов из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
- В. Хлебников
Стихотворение «Я победил…» (№105919)
- В. Маяковский
Стихотворение «Лилечка!” (№ 105795)
- Стихотворение “Нате!” (№ 105798)
6. Исследовательская деятельность (творческая мастерская): анализ стихотворений
Анализ стихотворения В. Хлебникова «Заклятие смехом», стихотворений В. Маяковского «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Вам!»
Домашнее задание:
1. Работа с критической литературой
Статьи: А. Кручёных. Наш выход: К истории русского футуризма. Ал. Михайлов. Мир Маяковского: взгляд из восьмидесятых.
2. Подготовка к созданию презентации «Гениальные дети современности»
Урок 6
Тема урока «Художественный мир русского модернизма рубежа веков»
Тип урока: Урок - творческая мастерская
Содержание занятия: Подбор материала для создания презентации и буклета, оформление с помощью программ:
-методическая презентация, презентации учащихся;
-тест по теме «Поэзия серебряного века», игра — конкурс «Поэзия серебряного века»)
-буклеты, быстрые публикации).
Домашнее задание: Подготовка к защите проекта
Урок 7
Тема урока «Живая, могучая струя поэзии модернизма»
Тип урока: Урок — защита проекта
Содержание занятия: Представление исследовательских работ, работа, награждение.
|