Место работы:
учитель истории высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменская области
Разработка урока истроии по теме "Крымская война", 8 класс
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: презентация PowerPoint (Приложение 1), карта, атласы, учебник авт.: А.А. Данилова, Л.Г. Косулина.
Ход урока
УЭ-1. Интегрирующая цель урока
- Одновременно показывается презентация с комментариями учителя.
? Ребята, на сегодняшнем уроке вы должны усвоить:
- место Крымской войны в истории XIX в., её значение, последствия;
- основные противоречия, которые выявились в ходе войны;
- как проявляется взаимосвязь внешнеполитической и внутриполитической жизни страны.
УЭ-2. Входной контроль (тест)
- Осуществляя входной контроль, учитель узнает степень полученных учениками знаний. Это обеспечивает высокий уровень мотивации, проблемности.
- Приложение №2. Тест №1.
УЭ-3. Обострение «восточного» вопроса
- Учитель предлагает учащимся самостоятельную работу с учебником.
Цель:
- что такое «восточный» вопрос;
- выявить цели участников войны;
- определить характер войны для каждого из участников;
- особенности характера этой войны для России.
Используйте материал учебника стр. 84-85.
Проверьте, достигли ли вы целей.
Заполните таблицу в тетради по схеме.
Схема
1) Название страны – участницы войны.
2) Цели в ходе войны.
3) Характер войны.
УЭ-4. Начало войны. Синопское сражение
- Показываются фрагменты презентации – Синопский бой.
Цель:
- знать ход войны и основные сражения;
- выяснить, какую роль в истории играют исторические личности.
Прочтите материал на стр. 85-86.
Используйте схему «Синопское сражение» и карту-вкладку №7 «Крымская война».
Составьте логическую цепочку событий.
Проверьте, достигли ли вы целей данного этапа, работая в паре, и оценивая друг друга по 5-ти бальной системе.
УЭ-5. Слава и горечь Севастополя (сентябрь 1854 – август 1855)
- Выступают учащиеся с сообщениями о обороне Севастополя, используя рассказ Л.Н. Толстого «Севастопольские рассказы».
- Одновременно данный этап освоения материала заканчивается проверкой понимания материала, выявлением пробелов и трудностей по усвоению материала.
Цель:
- определить, какое место в войне занимает Севастопольская оборона;
- показать героизм русского народа;
- развивать чувство сопереживания.
Прочитайте текст на стр. 87-88.
Просмотрите схему «Оборона Севастополя» и карту «Крымская война».
Прослушайте выступления друзей.
Проверьте себя, выполнив одно из двух заданий. С итогами задания а) подойдите к учителю. Он оценит вашу работу.
Задания
а) Почему, несмотря на поражение России в Крымской войне, эта война является яркой, незабываемой страницей в истории России?
б) Выполните тест №2 (Приложение №3).
УЭ-6. Смерть Николая I
- Учебный элемент содержит постановку дидактических целей, предполагает элементы дискуссии.
Цель:
- подвести итоги правления Николая I;
- выяснить особенности личности царя.
Прочитайте текст на стр. 88-89.
Ответьте на вопрос: «Что-нибудь удивило тебя в смерти Николая I?» Если «да», то почему?
УЭ-7. Парижский мир
- Учащиеся совершенствуют навыки выделения главного, обобщения, сравнения.
Цель:
- выяснить причины поражения России в этой войне, выделить главную;
- познакомить с итогами войны;
- выделить самый тяжелый для России.
Используй материал учебника стр. 89-90.
Сравнительную таблицу «Соотношение сил в Крымской войне».
УЭ-8. Контроль на «выходе»
- Урок заканчивается выходным контролем. Контроль на этом этапе осуществляет учитель, возможны элементы дискуссии.
Вернитесь к интегрирующей цели. Проверьте себя: достигли ли вы её?
Закройте все и ответьте на вопросы (работа в группе).
Вопросы
а) Какие советы вы бы дали императору, чтобы улучшить обстановку в стране и на фронте?
б) Что высветила Крымская война?
в) Используя линию времени, определите время Крымской войны.
УЭ-9. Рефлексия
- Рефлексия строится на принципе общения. Атмосфера свободного обмена мнениями способствует активному формированию у учащихся механизма критического мышления: анализа, обобщения, прогнозирования, самооценки.
Цель:
- умение давать самооценку.
В тетради заполните схему, определив свою оценку на сегодняшнем уроке в 10-ти бальной системе.
Ответьте на вопросы.
Вопросы
а) Как Я работал:
глубоки знания – 9-10 баллов;
частично усвоил материал – 7-8 баллов;
мало что понял – 4-5 баллов?
б) Как МЫ работали:
четко, согласовано – 9-10 балов;
нарушали ритм – 7-8 баллов;
неорганизованно – 4-5 балл?
в) ДЕЛО:
тема изучена глубоко – 9-10 баллов;
тема изучена частично – 7-8 баллов;
затруднения в новом способе получения знаний – 4-5 баллов?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Презентация PowerPoint «Крымская Война»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тест №1
1) Выберите дату правления Николая I:
а) 1801-1825;
б) 1825-1855;
в) 1762-1796.
2) Россия воевала с Турцией с середины XVIII в. Итогом войн было:
а) освобождение народов Балканского полуострова от турок;
б) присоединение к России территорией Северного Причерноморья;
в) контрибуция Турции России.
3) Кризис Николаевской системы проявился в:
а) крахе финансовой системы;
б) отсталости военной техники;
в) доходности сельского хозяйства.
4) Николай I понимал, что главной причиной, мешающей развитию страны развитию страны, была:
а) бездарность чиновников;
б) крепостное право;
в) несовершенство управленческого аппарата.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Тест №2
1) Укажи годы, когда проходила Крымская война:
а) 1850-1854 гг.
б) 1855-1858 гг.
в) 1853-1856 гг.
2) Кто командовал русской эскадрой в Синопском сражении?
а) В.И. Истомин
б) В.А. Корнилов
в) П.С. Нахимов
3) Кто командовал русской армией в Крыму?
а) В.А. Корнилов и П.С. Нахимов
б) А.С. Меньшиков и И.Д. Горчаков
в) Э.И. Тотлебен и С.А. Хрулев
4) Как называлась господствующая высота в Севастополе, ставшая рубежом обороны?
а) Мамаев курган
б) Малахов курган
в) Гнездовский курган
5) Падение Севастополя предрешило поражение России в Крымской войне. Когда это произошло?
а) 1853 г.
б) 1854 г.
в) 1855 г.
6) Какова судьба Черноморской эскадры русского флота в Крымской войне?
а) была разбита Турецким флотом в Синопской бухте
б) укрылась в портах Черноморского побережья Кавказа
в) была затоплена у входа в Севастопольскую бухту
7) Кто из великих русских врачей участвовал в обороне Севастополя?
а) С.И. Боткин
б) Н.И. Пирогов
в) Н.В. Склифосовский
8) Кто из великих русских писателей участвовал в обороне Севастополя?
а) А.Н. Герцен
б) В.В. Вересаев
в) Л.Н. Толстой
г) В.М. Гаршин
9) Как назывался монастырь на Белом море, который отказался сдаваться англичанами и был подвержен жесткой бомбардировке?
а) Андронников
б) Белозерский
в) Соловецкий
10) Как звали героя – матроса Севастопольской обороны, подвиги которого описал в своих Севастопольских рассказах Л.Н. Толстой?
а) Петр Кошка
б) Иван Гаврилов
в) Семен Шепотко
|
На: Силина Т.Ф. Разработка урока истроии по теме "Крымская война
"Кто командовал Крымской армией?"
б) А.С. Меньшиков и И.Д. Горчаков.
Какой И.Д? Их было 2 брата. 1 из них Пётр Дмитриевич Горчаков, другой Михаил Дмитриевич Горчаков. Именно Михаил Дмитриевич командовал Крымской армией с февраля 1855 года до конца войны. Да и Александр Сергеевич МеНШиков без "ь" пишется.