Место работы:
Учитель МОУ Березовская основная школа Малоярославского района
Химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации. 9 класс
Задачи урока
1. Образовательная: изучить химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации.
2. Развивающие (формирование и развитие образовательных компетенций):
а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу, умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
б) коммуникативных: навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;
в) информационных: проводить материальное и знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.
3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.
4. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.
Планируемые результаты обучения
В результате изучения данного материала учащиеся должны:
Знать:
а) определение понятий – электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, кислоты;
б) химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
а) составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей;
б) уравнения реакций ионного обмена;
в) проводить реакции ионного обмена, подтверждающие химические свойства кислот, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами и
выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;
г) пользоваться таблицей растворимости.
Оформление доски
На доске (слева) записаны этапы урока.
Этапы урока:
- Целеполагание.
- Химическая разминка.
- Лабораторный опыт.
- «Воспоминание о лете».
На доске (центральной части) записаны число и тема урока.
На доске (справа) - «Химический цветок» (на лепестках цветка написать формулы веществ: Аu, Zn, CuO, CO2, NaOH, KCl, Na2SiO3, и слова: фенолфталеин, лакмус; при помощи магнитов прикрепить на доску в виде цветка; в центре которого формула серной кислоты). В начале урока «Химический цветок» не виден.
Подготовка к уроку
Оборудование и реактивы:
- Слайды по теме: «Кислоты», проектор. Все слайды находятся в приложении.
- Лабораторный опыт. Оборудование и реактивы: в побирках 1, 2-я пробирки – пустые, в 3-ей – магний, 4-ой – медь, 5-ой – СаО, 6-ой – Сu(OH)2.
- Бутыльки c растворами веществ: НСl, Н2SO4; метилоранж, лакмус, фенолфталеин; АgNO3; ВаCl2.
- Выставка: ваза с фруктами, кефир, щавель, газированная вода, уксус.
- На столе учителя: магний, соляная кислота, порошок мела в стаканчике, клей канцелярский, спички, металлический штатив, пробирки, палочка, стаканчик.
- «Химический цветок».
- Карточки с формулами кислот для «химической разминки».
Вывеска
Магазин «Кислоты»
В ассортименте кислоты:
угольная,
молочная,
аскорбиновая,
лимонная,
ортофосфорная.
Продавцы-учащиеся продают газированную воду, кефир, аскорбиновую кислоту, карамель, желе, пепси-колу. Плата за покупку – выполнение задания (назвать вещества, написанные на карточках, ответить на вопрос по ТЭД).
8) Картинки для оформления «магазина»:
На столах учащихся:
- Оборудование и реактивы к лабораторному опыту.
- Инструкционные карты, листы самопроверки к лабораторному опыту.
- Лист учёта знаний учащихся по теме: «Электролитическая диссоциация».
- Сигнальные карты (карточки из бумаги красного и зелёного цвета, ученик ставит карточку красного цвета, если он испытывает затруднения и ему требуется помощь учителя и зелёную, если он выполнил работу и готов дальше работать самостоятельно).
Структура урока
I. Мотивация
Дорогие ребята, уважаемые гости, здравствуйте! Вы любите фрукты (слайд )?
- А какой вкус у фруктов?
- Чем объясняется кислый вкус фруктов и других продуктов?
Слайд № 1
Овощи и фрукты содержат органические кислоты: лимонную, яблочную, щавелевую, аскорбиновую и др. Они играют определённую роль в пищеварении, а, следовательно, в нашей жизни. Мы же сегодня поговорим о неорганических кислотах, которые очень важны для человека, так как он использует их в своей практической деятельности, несмотря на то, что с большинством кислот надо обращаться крайне осторожно. Назову некоторые продукты и материалы, при производстве которых используются кислоты: красители, лаки, эмали, минеральные удобрения, пластмассы, волокна, искусственная кожа, каучуки, резина, лекарственные вещества, маргарин, ароматические вещества, пищевые добавки, средства косметики, парфюмерии и многие другие. Мы же поговорим о кислотах в узком аспекте, потому что тема нашего урока: «Химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации» (слайд №3).
Слайд № 3
Великий Шекспир когда-то сказал: «От кислых яблок сразу скисну», я же пожелаю вам, себе самой и, прежде всего нашим гостям не скиснуть от наших ответов!
II. (1). Целеполагание
Определим цель и задачи урока.
Цель урока: расширить и углубить наши представления о кислотах, ведь они так важны для человека. Сформулировать задачи урока, я надеюсь, поможете мне вы, используя лист учёта знаний по теме. Прошу вас выделить в каждом разделе пункты, которые, на ваш взгляд, соответствуют теме нашего урока.
Лист учёта знаний учащегося по теме:
«Электролитическая диссоциация» (заполняет ученик)
Класс _________________________________________
Фамилия, имя учащегося ____________________________________________
№ п/п |
Знания, умения
|
Самооценка
|
Оценка
|
знаю
хорошо
|
частично
|
не
знаю
|
I.
|
Я буду знать:
|
|
|
|
|
1
|
Определение понятий:
электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация; кислоты, основания, химическое равновесие,
качественные реакции
|
|
|
|
|
2
|
Механизм электролитической диссоциации
веществ с ионной связью на примере хлорида натрия
|
|
|
|
|
3
|
Качественные реакции на анионы
|
|
|
|
|
4
|
Химические свойства кислот, оснований, солей с точки зрения ТЭД и ОВр
|
|
|
|
|
II.
|
Я буду уметь:
|
|
|
|
|
1
|
Составлять уравнения ЭД кислот, оснований и солей
|
|
|
|
|
2
|
Пользоваться таблицей растворимости
|
|
|
|
|
3
|
Составлять уравнения реакций ионного обмена
|
|
|
|
|
4
|
Решать задачи «на избыток»
|
|
|
|
|
5
|
Проводить реакции ионного обмена, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами
|
|
|
|
|
6
|
Решать экспериментальные задачи, используя знания химических свойств веществ и знания качественных реакций на анионы
|
|
|
|
|
III.
|
ОУУН
|
Умею хорошо
|
С помощью учителя
|
Ещё не умею
|
|
1
|
Планировать свою учебную деятельность
|
|
|
|
|
2
|
Активно участвовать в организации работы в паре
|
|
|
|
|
3
|
Осуществлять самоконтроль и давать самооценку своей деятельности
|
|
|
|
|
4
|
Уметь выделять главное, делать выводы
|
|
|
|
|
5
|
Слушать объяснение учителя
|
|
|
|
|
6
|
Работать с дополнительной литературой
|
|
|
|
|
7
|
Отвечать на вопросы в соответствии с их характером
|
|
|
|
|
8
|
Составлять и использовать таблицы
|
|
|
|
|
9
|
Вести записи в тетради в соответствии с требованиями
|
|
|
|
|
(Учащиеся выделяют пункты. Учитель - корректирует).
Прочтём ещё раз тему урока и расшифруем каждое слово в этом непростом для «нехимического» взгляда предложении.
- Что такое диссоциация?
- Что такое электролиты?
- На какие ионы распадаются кислоты в растворах?
- Какое определение даёт эта теория кислотам? (Слайд №4.)
Слайд № 4
- Что значит «описать химические свойства кислот»?
Нам предстоит большая и серьёзная работа. Этапами сегодняшнего урока являются:
1. Целеполагание.
2. Химическая разминка.
3. Лабораторный опыт.
4. «Воспоминание о лете».
Итак, первый этап пройден.
- Понятны ли вам тема, цель и задачи урока?
Тогда переходим к химической разминке.
III. Подготовка к восприятию нового материала
2. Химическая разминка
а) Работа с карточками, словарная работа. Учитель показывает карточки с формулами кислот, солей, ионов – ученики называют вещества или ионы.
б) Упражнение на синтез знаний (слайд №5).
Слайд № 5
Перед нами ряды формул или названий веществ, ответьте на вопрос.
- Как назвать их одним словом? (Кислоты, индикаторы, металлы, основные оксиды, основания, соли.)
- Какова логическая взаимосвязь указанных понятий с кислотами? (Кислоты взаимодействуют с ними, а именно: с индикаторами, металлами, основными оксидами, основаниями, солями.)
Сейчас нам предстоит проделать эти реакции и объяснить их с новой точки зрения – с позиции теории электролитической диссоциации.
Слайд № 6, №7
Задачи урока.
Планируемые результаты.
IV. (3). Лабораторный опыт № 8
Тема: «Химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации».
Работа с инструкционной картой
Прочитайте тему лабораторного опыта, уясните цель.
Техника безопасности Слайд № 9
Расскажу вам о Юстусе Либихе, знаменитом учёном-химике ХIХ века. «Вот как описывает Карл Фогт – химик, работавший вместе с Либихом один случай. Входит Либих, у него в руках склянка с притёртой пробкой. «Ну-ка, обнажите руку», - говорит он Фогту и влажной пробкой прикасается к руке. «Не правда, ли, жжёт? – невозмутимо спрашивает Либих. – Я только что добыл безводную муравьиную кислоту».
Как вы думаете, правильно ли обращался Либих с кислотами? Конечно, неправильно; после этой пробы у Фогта долго болела рука, и остался белый шрам на руке.
- А вы знаете, как обращаться с кислотами и другими реактивами? (Ученики проговаривают правила обращения с реактивами.)
Будьте предельно осторожны, берегите глаза! Кому понятны техника безопасности, название опыта, цель и ход работы поднимите руки.
В качестве напутствия я хотела бы привести слова Козьмы Пруткова: «Бросая в воду камешки, гляди на круги, ими образуемые, иначе такое бросание обратится пустою забавою…».
Проводя опыт, сделайте выводы и найдите ответ на вопросы, изображенные на экране (слайд №6).
- Как объясняет ТЭД химические свойства кислот?
- Почему у кислот есть общие свойства? Это самый главный вопрос сегодняшнего урока.
Инструкционная карта
Лабораторный опыт № 3
Класс 9
Фамилия, имя учащегося _________________________
Тема: «Химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации».
Цели: Слайд №10
- проделать реакции, характерные для кислот на примере серной кислоты, соляной кислоты.
- сделать вывод о химических свойствах кислот,
- закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.
Ход работы
Опыт 1
Действие кислот на индикаторы
Раствор серной кислоты налейте в три пробирки. В первую пробирку добавьте раствор фиолетового лакмуса, во вторую - раствор метилоранжа, в третью – раствор фенолфталеина. Что вы наблюдаете?
Задания
Уровень 1. Вставьте пропущенные слова в предложении: «Кислоты изменяют окраску индикаторов: фиолетового лакмуса – в ________________
__________________________________________________________________
метилоранжа – _______________________________________, фенолфталеин остается _________________________________
Уровень 2. Напишите уравнение диссоциации серной кислоты.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт 2
Взаимодействие кислот с металлами
В четвёртой ячейке лежит магний, в пятой – медь. Добавьте в эти ячейки раствор серной кислоты. Что вы наблюдаете? Сравните результаты.
Задания
Уровень 1. Запишите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном видах.
Мg + …. H2SO4 > ………… + Н2^
_________________________________________________________________________________________________
Cu + H2SO4 >
Вывод. Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов до _____
__________________________________________________________________
Уровень 2. Запишите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном видах:
а) магний + серная кислота -->
_______________________________________________________________________________________________
б) медь + серная кислота -->
________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Опыт 3
Взаимодействие кислот с основными оксидами
Опыт взаимодействия оксида меди (II) с серной кислотой будет демонстрировать учитель на видео, вам нужно предположить: растворится ли оксид меди (II) в серной кислоте?
Задания
Уровень 1. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах. (Не забудьте, что формулы оксидов пишутся в молекулярном виде).
СuО + H2SO4 > ………….. + Н2О
__________________________________________________________________
Вывод. Кислоты взаимодействуют с __________________________________,
при этом получаются ____________________ и _________________________
Уровень 2. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах. (Не забудьте, что оксиды - неэлектролиты).
Оксид меди (II) + серная кислота >
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Опыт 4
Взаимодействие кислот с основаниями
В седьмой ячейке находится гидроксид меди (II), добавьте к нему серную кислоту, перемешайте стеклянной палочкой. Что наблюдаете?
Задания
Уровень 1. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах. (Не забудьте, что нерастворимые основания не распадаются на ионы).
Сu(ОН)2 + H2SO4 > …………… + Н2О
_________________________________________________________________
Вывод. Кислоты взаимодействуют с ___________________________при этом получаются ___________________________ и __________________________
Уровень 2. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах. (Не забудьте, что нерастворимые основания не распадаются на ионы).
Гидроксид меди (II) + серная кислота >
____________________________________________________________________________________________
Вывод ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Опыт 5
Взаимодействие кислот с солями
Уровень 1. В пустую ячейку налейте несколько капель серной кислоты. Добавьте 2- 3 капли раствора хлорида бария. Что наблюдаете? Какое вещество выпадает в осадок? (Воспользуйтесь таблицей растворимости). Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах. (Обратите внимание на то, что формулы нерастворимых веществ записываются в молекулярном виде).
ВаСl2 + H2SO4 > ..…….… + ……..….
______________________________________________________________________________________________________
Вывод. Кислоты взаимодействуют с солями при условии, что образуется _____________________________или выделяется _____________
Уровень 2. Проведите реакцию раствора серной кислоты и раствора хлорида бария. Каков признак реакции? Запишите уравнение реакции между исходными веществами в молекулярном и ионном видах.
__________________________________________________________________
Вывод ____________________________________________________________
____________________________________________________________________
Ответьте на вопросы (устно):
1. Каковы общие свойства кислот?
2. Как объяснить тот факт, что кислоты имеют общие свойства?
(Учащиеся выполняют лабораторный опыт, используя инструкционные карты. Часть из них исследует свойства серной кислоты, другая – свойства соляной кислоты (инструкционная карта аналогична). Каждый ученик выбирает уровень задания в соответствии со своими возможностями. В зависимости от подготовленности класса, выводы обсуждаются после каждого опыта или в конце работы в целом. Можно организовать взаимопроверку, проверку с помощью слайдов, листов самопроверки или учащиеся вызываются к доске, им предлагается написать уравнения некоторых реакций (проверку осуществляют ученики совместно с учителем). Учитель оказывает индивидуальную помощь и корректирует деятельность учащихся).
Надеюсь, что вы нашли ответы на поставленные вопросы.
1. Каковы химические свойства кислот?
Кислоты взаимодействуют:
а) с индикаторами;
Слайд № 11
б) с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений до водорода, при этом образуется соль и выделяется водород. (Учитель может продемонстрировать слайд и опыт «Взаимодействие магния с соляной кислотой», доказать, что выделившийся газ – водород.)
Слайд № 12
в) с основными оксидами с образованием соли и воды.
Слайд № 13
г) с основаниями с образованием соли и воды.
Слайд № 14
д) с солями более летучих или слабых кислот.
Слайд № 15
(Обсуждаются результаты опытов взаимодействия соляной кислоты с нитратом серебра (I), хлорида бария с серной кислотой. Если позволяет время, проводится демонстрация опыта «Взаимодействие силиката натрия с соляной кислотой» или «Взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой»).
2. Почему кислоты обладают сходными свойствами?
Внимательно посмотрите на ионные уравнения проделанных вами реакций.
- Под действием каких ионов происходят все рассмотренные реакции? (Под действием ионов водорода. Кислоты обладают сходными свойствами потому, что в растворах кислот при их диссоциации всегда образуются катионы водорода.)
Слайд № 12
V. Закрепление
4. «Воспоминания о лете»
«Химический цветок» Слайд №17
В нашей лаборатории расцвёл цветок необычайной красоты – на его лепестках – формулы веществ. Вспомним о лете.
Летом вы, наверное, гадали на ромашке «любит – не любит», так и сегодня мы погадаем «взаимодействует – не взаимодействует» данное вещество с серной кислотой? (На лепестках формулы: Аu, Zn, CuO, CO2, NaOH, KCl, Na2SiO3 и слова: фенолфталеин, лакмус). Отрываем ненужные лепестки, остаются: Zn, CuO, NaOH, Na2SiO3, лакмус.
- Расположите лепестки в логической последовательности (лакмус, Zn, CuO, NaOH, Na2SiO3).
VI. Домашнее задание
1) Напишите уравнения реакций взаимодействия данных веществ (Zn, CuO, NaOH, Na2SiO3) с серной кислотой. Все уравнения составьте в молекулярном и ионном виде.
2) Подготовьтесь к презентации и защите проектов по теме «Что мы знаем о кислотах?».
На следующем уроке будет презентация и защита проектов по теме: «Что мы знаем о кислотах?». Надеюсь, что вы основательно подготовили свои проекты и использовали при этом различные источники информации. (Задание учащимся дается заранее ).
VII. Подведение итогов урока
Подведём итог урока.
- Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели?
В листках учёта заполните графу «самооценка».
Благодарю вас за работу на уроке и хочу привести слова Д.И. Менделеева: «Сами трудясь, вы сделаете многое для себя и для близких, а если в труде успеха не будет, будет неудача, не беда – попробуйте ещё».
Слайд 18
На перемене приглашаю вас посетить магазин «Кислоты» и ещё раз убедиться в том, что кислоты кислые на вкус!
Замечание
Слайды 19 – 20 могут быть использованы в том случае, если позволит время урока.
Слайды 21 – 26 могут быть использованы для самопроверки.
Материал может быть использован на уроках химии в 8 классе – по теме: «Химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации».
|