Добрый день, уважаемые коллеги. Прошу помощи: в этом году столкнулась с проблемой в обучении изложению в 9-м классе. Ребята новые, абсолютно неподготовленные: на слух текст не воспринимают. О том, чтобы прочитать два раза, не может быть и речи. Работаем, как в 5-м классе: читаю несколько раз текст, потом составляем план, выписываем вместе опорные слова, пересказываем. Результат удовлетворительный. Подскажите, пожалуйста, может быть, стоит начать работу с текстов, воспринимаемых зрительно, а не на слух? Может быть, уважаемые коллеги, подскажете мне и более рациональное решение моей проблемы... Надеюсь на помощь.
Я участвую в проверке экзаменационных работ ЕГЭ (9 класс, русский язык) в качестве председателя комиссии.В течение учебного года на семинарах по русскому языку мы с учителями уделяем особое внимание вопросу подготовки к написанию изложения. А также мы используем методические рекомендации "Обучение школьников написанию сжатого изложения", которыми с нами поделилась Кирилина Л.И., старший преподаватель и методист по русскому языку НИПКиПРО г. Новосибирска.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я считаю ,что отведённые два часа по программе в 9 классе мало для прохождения программного материала и подготовки к ЕГЭ.
Коллеги, прикрепляю презентацию Коневой И.В.( ОК, Коллекция презентаций к урокам русского языка), рассказывающую о приемах сжатия текста. Надеюсь, данная презентация поможет вам так же, как помогла мне.
Я готовила ребят к изложению таким образом: знакомила с порядком работы над изложением, затем анализировали тексты. Были предложены тексты по следующим темам: искусство, культура, литература, милосердие, любовь к родине, природа, нравственность. Выполняли задания, связанные с пониманием темы, идеи текста. Находили микротемы текста. Составляли план изложения. выполняли задания, связанные с умением определять тип речи и стиль речи. На подготовку к изложению было отведено два часа в неделю дополнительных занятий на протяжении всего учебного года.
Комментарий был изменен с момента создания (Любовь 4, пн, 02/11/2009 - 15:38).
Надеюсь, что мои советы помогут. В начале урока для тренировки памяти, начиная с 8 класса я даю для изложения небольшие тексты (30 - 50 слов). Читаю 1 раз, дети записывают по памяти. Затем проверяем, отмечаем достоинства и недостатки в работах, даем рекомендации. Тексты беру из произведений М. Пришвина, В. Пескова, В. Солоухина и др.
Можно при подготовке к изложению использовать и другие уроки. Например, на уроках литературы давать такое задание: кратко передайте содержание 1, 2, 3 и т.д. глав повести А.С. Пушкина . Запишите услышанное одним предложением.
Обратитесь к учителям других предметов. Пусть больше внимание уделят работе с текстами (различные виды пересказа, определение темы, основной мысли текста, составление планов и т.д.) Желаю успехов! Пркопьева В.В.
Вера Владимировна, большое спасибо за дельные и по-настоящему нужные советы. Уже начала давать небольшие тексты для тренировки памяти на русском и учить передавать содержание на литературе. Еще постоянно работаю со свободными диктантами, но, конечно, в 9 кл. времени на них нет. Еще раз большое спасибо. Со своей стороны могу порекомендовать новое пособие по подготовке к ГИА, под редакцией Сениной, вышедшее в Ростове-на-Дону.
При подготовке к сжатому изложению в 9-м классе можно использовать письмо по памяти, свободные диктанты, чтение текста для изложения с листа, вместе с детьми сжимать разными способами текст, а еще хороший прием: написпть текст полностью так, как запомнили ученики, потом предложить полученный текст сжать в 2, 3 раза сначала одним способом сжатия , потом вторым способом и т.д. А в принципе, такую работу надо вести не только с 5-го класса, но и учителям начальной школы. А память развивать у детей лучше еще с детсада! Так получается,что все мы, воспитатели дошкольных учреждений и педагоги школы, работаем на этот СТРАШНЫЙ экзамен в 9-м классе!
Добрый день, уважаемые коллеги. Прошу помощи: в этом году столкнулась с проблемой в обучении изложению в 9-м классе. Ребята новые, абсолютно неподготовленные: на слух текст не воспринимают. О том, чтобы прочитать два раза, не может быть и речи. Работаем, как в 5-м классе: читаю несколько раз текст, потом составляем план, выписываем вместе опорные слова, пересказываем. Результат удовлетворительный. Подскажите, пожалуйста, может быть, стоит начать работу с текстов, воспринимаемых зрительно, а не на слух? Может быть, уважаемые коллеги, подскажете мне и более рациональное решение моей проблемы... Надеюсь на помощь.