С 2007 года в сети творческих учителей в разделе: Обсуждение разработок уроков для начальной школы, других материалов библиотеки сообществаучителей начальной школы открыт форум «Презентация - фантик. А что внутри»?
Анализируя многочисленные отзывы коллег, ищущих ответа на вопросы:
·Так нужны ли нам эти презентации?
·И какие презентации нам нужны?
·И презентации ли?
·И сколько их нужно?
·И как часто их применять?
·Или пора, наконец, поговорить об ИКТ как о более широкой технологии?
·Не становится ли ребенок потребителем на уроке с презентацией?
·Какой урок с презентационным сопровождением можно считать успешным?
·Что будет необходимым и достаточным условием? Что избыточно?
·Какие еще формы применения мультимедийных технологий уместны на уроке?
·И т.д.
можно сделать вывод: «Да, презентации нужны, но время диктует новые формы и методики их использования». Повышается уровень ИКТ-компетентности учителя, а дети «лепят» презентации как орешки щелкают.
Существует много критериев оценки презентаций и уроков с их применением, но обучая учителей, я заметила, что овладевая технологиямиPowerPoint,Flash,Publisherи т.п. учитель поначалу, как малое дитя радуется яркой игрушке, радуется яркости и наглядности получаемого продукта, забывая про все критерии. Услышав фразу: «Вот теперь Вы знаете, что и как может сделать ученик к уроку…» даже с некоторой обидой отвечают: «Мне же самому это интересно»!
И пошло-поехало … физика с презентацией, литература с презентацией, химия с презентацией, … все с презентацией! Спрашивается, И ЧЕГО ДОСТИГЛИ?! Учащиеся начинают воспринимать наши старания как привычные мел и тряпку! И что же делать, как повысить эффективность внедрения наших любимых презентаций?
Кроме презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям широкое распространение получают и презентации деятельности учителя, т.н. портфолио, размещаемые в Интернет – удобное средство распространения опыта – вспомним, что по требованиям аттестации учителя первой категории «с его опытом д.б. знакомы в районе», а высшей – в области.
Предлагаю, заглянув в приблизительную классификацию презентаций и требований к ним, обменяться опытом и методиками построения уроков, внеклассных мероприятий с применением презентаций, а может и другими формами применения НИКТ в учебно-воспитательном процессе.
К презентации надо относиться так же, как и к любой другой наглядности на уроке. Её надобность диктуется целями и задачами урока. Вопрос не в том, нужна или не нужна презентация в данный момент урока, а в том, чего мы хотим добиться. Если задуманный результат можно получить с помощью работы со слайдами презентации, то конечно, она нужна и уместна.
С уважением Иванова Людмила Юрьевна, г.Новосокольники
Да, действительно, сейчас у наших детей с нашей же подачи очень хорошо развивается так называемая "мониторная" память - только ребенок родился ему уже доступен экран телевизора - смотри мультики и пр. - только не плачь! Подрос немножко - давай за компьютер - столько информации получишь! Только, по моим наблюдениям, если через некоторое время активно не напомнить о том, что видел и что надо запомнить - информация как бы стирается. Следовательно, очень важно продумать методику подачи и воспроизведения такой информации.
Согласна! Однако! Людмила Юрьевна! У Вас в кабинете есть оборудование для демонстрации презентаций или Вам необходимо проводить урок в специализированном кабинете информационных технологий? Как часто Вы проводите уроки с использованием ИКТ и не теряется ли изюминка возможностей компьютера в учебном процессе?
Уже 4 года я не даю уроки лично, так как работаю ведущим специалистом Управления образования района. Вся моя работа тесно связана с компьютером, и поскольку я курирую деятельность РМО, такой вопрос, как необходимость презентации на уроке, целесообразность её использования - постоянно поднимается. Конечно, не у всех преподавателей в кабинетах есть мультимедийное оборудование в школах нашего района. Приходится и в компьютерный класс ходить и к соседям (которым больше повезло в плане техники) проситься. Многие учителя у нас идут по такому пути-приобретают ноутбуки, и это даёт определённую свободу. Не надо напрашиваться, искать время, место. Проектор проще заполучить на какой-то урок, чем всю мультимедийную установку в класс.
Выход всегда есть-было бы желание. Частота использования ИКТ в уроке. Об этом могу сказать лишь следующее- по наблюдениям наших учителей работающих с интерактивной доской все 5-6 уроков с нею работать тяжело. Учитель очень устаёт. Начинаются головные боли. Целесообразно фрагментарно использовать её, там где действительно надо, выигрышно, уместно. То же самое и о презентациях. Масло- хорошая вещь, но если всё время кормить маслом, дело закончится сами понимаете чем.
С уважением Иванова Людмила Юрьевна, г.Новосокольники
Презентация - это новый вид работы, применяемый в школе на уроках. Презентации повышают интерес к предмету, развивают умственную активность. Я думаю, что ребёнок не только воспринимает информацию, но и запоминает, когда видит на экране. «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать» гласит пословица. Презентация помогает учителю при проведении уроков, мероприятий, защиты проектов, исследований. Можно показать и рассказать о красоте, о любом авторе произведения, о памятниках архитектуры. Как передать детям красоту, сотворённую руками человечества? Конечно, в этом помогают презентации. Учат детей грамотной научной речи, развивают кругозор, дают ясное и чёткое восприятие действительности. Я стараюсь обширно использовать на своих уроках презентации.
Согласна с Натальей Алексеевной в том,что презентация помогает учителю показать и рассказать "...о красоте сотворенной руками человечества".
Мы живем и работаем в Гатчине. В нашем городе много музев, в которых собраны прекрасные коллекции произведений искусства, экспонаты декоративно-прикладного творчества, литературные экспозиции и т.п. Рядом находится Санк-Петербург - культурная столица России, Пушкин, Павловск, Петергоф, Ломоносов. У нас много возможностей показать детям красоту в оригинале.
Я на уроках технологии и информатики использую презентацию, как наглядный материал. Просто все должно быть в разумных пределах.
Да, презентации нужны. Но мне кажется, что мы начинаем ими слишком увлекаться. Презентация должна быть интересной, содержательной, открывающей что-то новое уч-ся, а очень часто она превращается в показ картинок.
В настоящее время презентации широко используются в учебном процессе. Сейчас, они необходимы нам почти также , как и любой наглядный материал. Ученики любят изучать материал не только используя учебник, так как , по их мнению, это скучно, а также когда уроки проводятся с использованием мультимедийного проектора.
Презентации на уроке необходимы, так как создают положительный эмоциональный настрой в классе, способствуют заинтересованности детей к уроку и предмету в целом, и, как следствие, лучшему усвоению материала. При этом презентации на уроке надо использовать уместно, не перегружать лишними эффектами анимации.
Наталья Игоревна, а как часто Вы на уроках в начальной школе используете презентации и какие - разработанные коллегами, взятыми из ЦОР или разрабатываете их самостоятельно? Какие предметы лучше изучать, используя презентации?