Для коррекционной работы с ребенком, имеющим снижение периферического слуха необходимо определить степень выраженности дефекта: (от 30-35 до 90 дБ) при тугоухости, (более 90 дБ) при глухоте – работают сурдопедагоги.
Незначительное снижение слуха (на 15-25 дБ) снижает сенсорную базу для восприятия речевых и неречевых звуков. Минимальные нарушения сложно своевременно определить, а речь может развиваться медленно, с нарушениями. Эти проблемы может выявить уже логопед, направить ребенка к отолорингологу для лечения и эффективно организовать свою работу с учетом осложненной структуры речевого дефекта.
В работе логопед использует общепринятые в логопедии методики при создании условиймаксимально благоприятных для слухового восприятия.
1.Отсутствие шума и одновременного говорения нескольких человек во время занятий.
2. Уменьшение реверберации, т. е. отражения звука от стен, потолка, пола (эффекта «эхо»).
3. Индивидуальный подход к размещению ребенка во время занятий (не далее 2 м. от педагога на групповом занятии, двустороннее нарушение – в среднем ряду по центру).
4. Опора на несколько анализаторов при восприятии речи (слуховой и зрительный).
5. Постоянная громкость речи педагога, слегка замедленный темп.
Для успешной коррекционно-логопедической работы необходимы: точное представление о структуре дефекта и индивидуальных особенностях ребенка, четкая организация занятий, преемственность в работе логопеда и воспитателя (учителя), координация действий врача-отолоринголога, логопеда и родителей.
Более подробную информацию можно найти, например, в работе Черкасовой Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции(диагностика и коррекция). – М.: АРКТИ, 2003
Комментарий был изменен с момента создания (Svetlana Komarova, Fri, 10/04/2009 - 18:11).
Логопедическая помощь оказывается в системе здравоохранения и образования. В медицине это могут быть логопункты при поликлинике. В последнее время, более активно развивается логопедическая служба в системе образования. Существуют логопедические группы и логопедические пункты при дошкольных образовательных учреждениях. Для детей школьного возраста – логопункты или учитель-логопед в штате школы для детей специальных (коррекционных) школ, классов. Еще существуют Центры Психолого-медико-педагогической коррекции и реабилитации. Есть такой центр и в Мурманске: http://www.edu.murmansk.ru/www/to_parents/index.htm Успехов!
Комментарий был изменен с момента создания (Svetlana Komarova, Tue, 28/04/2009 - 14:56).
Уважаемые коллеги! Уважаемая Светлана Николаевна! Я, учитель русского языка, никогда не задумывалась о роли логопеда в образовательном процессе. "Дислексия", "дизорфография" были просто терминами, которые, как казалось, ко мне не имеют никакого отношения. Но несколько лет назад ко мне в класс попала совершенно не читающая девочка. В нашем городке логопедической службы нет. Родители показать специалистам не могли. К выпускному классу она так и не научилась читать. Но ценой невероятных усилий с ее стороны, да и с моей тоже, ЕГЭ по русскому языку мы сдали на «4». Конечно, спор с судьбой закалил ее: теперь ей не страшны никакие трудности. Но как жаль было смотреть на титанические усилия ребенка! Сколько слез отчаяния было пролито! А как помочь – я не знала.
И вот ситуация повторяется. В классе из 15 человек пятеро с проблемами. Особенно беззащитны перед обстоятельствами судьбы две девочки: Люба и Настя. Обе перешли в 7 класс. Обе ощущают свою ущербность. Обе ждут помощи от взрослых. Весной я свозила их в республиканский центр, где провели обследование и поставили диагноз. А что дальше? В поисках ответа на этот вопрос я и попала в ваше, а теперь и мое сообщество. Увидела, как нас много. Увидела форум с таким располагающим и обещающим названием. И пришла отчаянная идея.
Уважаемые коллеги! Давайте попробуем провести эксперимент: практическая помощь сообщества в решении конкретной проблемы. Ведь лето – это время энтузиастов, это время претворения в жизнь самых смелых идей! В своей жизни я не раз ставила эксперименты в, казалось бы, безнадежных ситуациях в интересах ребенка. Помогите, пожалуйста! Может быть, откроем новые форумы «Как помочь Любе?»(ее диагноз - дислексия смешанного генеза, дизорфография) «Как помочь Насте?» ( ее диагноз – дизорфография с дизартритическим компонентом). Наверняка, это проблема многих детей из глухих городков. Я буду выполнять рекомендации специалистов и вести дневники занятий. Помогите, пожалуйста!
С уважением, Татьяна Еремеева.
Комментарий был изменен с момента создания (taterrem, Tue, 09/06/2009 - 22:46).
Уважаемая Татьяна! Ваша энергия, энтузиазм, желание помочь своим ученикам и поразительные результаты вызывают восхищение! (Правда, «так и не научилась читать» воспринимаю как гиперболу, раз уж «4» по ЕГЭ.) Да, мы часто не задумываемся над проблемой, пока она не встанет у нас на пути. Логопедическая служба развивается, но потребность в ней растет быстрее. И случаи все более сложные. Поэтому учителем-логопедом работает сейчас специалист с высшим дефектологическим образованием. Как помочь вашим девочкам? Конечно, самый грамотный совет: «Обратитесь к специалисту». Но если его нет рядом, как быть? Хорошо, что обследование провели и логопедическое заключение есть. Но это заключение говорит, в основном, о проявлениях проблемы. А чтобы работать грамотно, нужно знать причины и механизмы. Специалисты обследовали: они ведь дали какие-то рекомендации? Какие? 1. Как Вы собираетесь решать вопрос с оценками? 2. Дизорфография. Коллегам познакомиться бы с письменными работами или анализом ошибок (работы лучше). 3. Дислексия смешанного генеза? Как проявляется? Характер чтения. Какого рода затруднения, характерные ошибки. 4. Дизартрия. Работает только специалист. Основная заповедь: «Не навреди!» И все же важно знать, чтобы определить степень выраженности и влияние на формирование письменной речи: Как звучит голос? Какие звуки нарушены и как? Общая внятность речи. Подвижность органов артикуляции. 5. Психолого-педагогическая характеристика. (Вы ведь готовили для обследования?) 7 класс!! Жаль, что время упущено! Им бы помочь до школы, или в начальных классах. Но что проку в сожалениях? Попробуем? А технически, Вы правы, отдельные форумы удобнее.
Уважаемая Светлана Николаевна! Огромное спасибо за столь быстрый отклик! Я обдумаю ответы на поставленные вопросы и вступлю в диалог. С девочками у нас назначена встреча с начала следующей недели. Я понимаю, что я не специалист. Но я так хочу им помочь! А они так хотят быть как все! Конечно, я понимаю, что время упущено. Но вдруг хотя бы что-то удасться сделать!
Я случайно узнала, что не очень далеко от нас есть НАСТОЯЩИЙ логопед. Я попытаюсь войти с ним в контакт. (Правда, дело осложняется тем, что уже учителя в отпусках. Но до выпускного еще время есть - школа открыта.) Если примет, свожу девочек. Попрошу ответить на Ваши вопросы. А вдруг получится вовлечь в диалог? Я думаю, Бог не должен оставить нас.
Огромное спасибо, что Вы откликнулись на мою просьбу! Очень надеюсь на сотрудничество!
P.S. "4" за ЕГЭ нечитающей девочки мы все восприняли как чудо. Ведь бывают случаи, когда плохо видящие люди, заучивают таблицу с буквами наизусть и получают заветную "единицу" по зрению С моей девочкой было примерно то же. Чтобы дать шанс всем сдавать экзамен по русскому языку с максимальным для них результатом, я заструктурировала каждое задание. Поэтому ее задача заключалась в том, чтобы, не читая, догадаться, где смысловой центр задания, понять задание, а потом по структуре слова решить орфографическую задачу, а по структуре предложения - пунктуационную. При работе с текстом в подобных экстренных ситуациях тоже ведь можно выработать определенный алгоритм. Зная, где, согласно правилам строения текста, находится тема и основная мысль, можно не читать все остальное, а попытаться создать сочинение на этой базе. А уж писала текст она наугад. Конечно, получила она минимальный бал для четверки. И я очень благодарна тем людям, которые оценили работу в интересах ребенка. Русская душа - великодушная, на всех хватает! Кстати, эксперимент продолжается. Девочка поступила в ВУЗ и старается изо всех сил.
Уважаемая Татьяна! Я уверена, у Вас все получится. P.S. Чтобы определить смысловой центр задания, читать все же нужно. Мне понравилась Ваша анология со слабовидящим ребенком. Плохо читающая (возможно, это и есть дислексия). Успехов!
Светлана Николаевна, я не отказалась от идеи сотрудничества. Чтобы ответить на вопросы, заданные мне, я договорилась с сосудистым центром, где кто-то работает с людьми по восстановлению речи после инсульта, и сегодня мы идем туда с девочкой , чтобы описать голос и характер ее чтения. Если не удастся это сделать, я думаю о звуковом файле. Почему бы не записать голос?
Кроме того, я узнала, что в одном из сел района давно работает женщина, занимающаяся логопедическими проблемами. Я вышла на нее, своим энтузиазмом, вероятно, заинтересовала ее, и она согласилась встетиться со мной, чтобы дать общие рекомендации к действиям. Встреча состоится завтра.
Ведь как только девочки приехали из Речевого центра, я пыталалась с ними заниматься. Но я элементарно не знаю, как выстроить занятие, из каких элементов оно должно состоять. С того времени я приобрела какую-то доступную литературу. Не хочется уж совсем в глухой комнате искать черную кошку. Поэтому, получив первоначальные рекомендации, я выстрою макет занятия, в который коллеги, благодаря возможностям ОК, смогут вносить измененя, и вместе со всеми приложениями помещу в отдельный блог(?) или форум(?). После каждого занятия буду передавать свои впечатления-ощущения.
Светлана Николаевна, давайте попробуем?! Риск и эксперимент - дело благородное. Кроме того, я думаю, мы сможем воотчию убедиться в возможностях коллективного решения проблемы через Сеть путем сотрудничества или, наоборот, отказаться от этого пути ( ведь в самой идее большая доля авантюризма). Но, я думаю, Бог должен нам помочь, ведь речь идет об интересах ребенка!
Уважаемая Татьяна И.?! Результаты обязательно будут. Посмотрите, сколько специалистов по коррекции речи уже нашлось рядом с Вами! Было бы желание, средство найдется. Удачи нам! А форум или блог - на Ваш выбор.
Нет неправильных вопросов, есть незаданные!
А Вы о чем хотели бы спросить? СПРАШИВАЙТЕ!