Для успешной подготовки ребенка к школе всеми без исключения программами воспитания и обучения дошкольников, рекомендованными Министерством образования России, определено умение самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам(Программа «Детство», «Радуга», «Истоки», «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой).
Наш многолетний опыт работы с дошкольниками показывает, что традиционная методика не ведет к развитию самостоятельности детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Невозможно решить задачи накопления словаря, формирования грамматического строя речи, а тем более составления собственного речевого продукта за короткое время, отведенное на занятии (15-30 минут). Рассказы детей фактически являются вариантами образца воспитателя. У детей теряется интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны. Все дети группы не имеют возможности рассказать свой рассказ и находятся в пассивной роли слушателя. Совсем не решается задача формирования у ребенка обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине, так как ребенок не понимает, по каким правилам он строится.
Нами установлено, что адаптированные методы общей теории сильного мышления (ОТСМ – автор Н.Н. Хоменко) и элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.С.Альтшуллер), позволяют получить гарантированный результат: усвоение детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине. Это происходит на фоне устойчивого интереса ребенка-дошкольника к данной речевой деятельности.
Основной нашей дидактической задачей было не обучение составлению конкретного рассказа по конкретной картине, а усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине. При решении этой задачи, ребенок успешен в составлении связного текста по картине, а значит, мотивирован и активен в своей познавательной позиции.
Исследования, проводимые более 10 лет в экспериментальных дошкольных учреждениях городов Ульяновск, Самара, Тольятти, Череповец, Челябинск, Югорск, Нягань, Саров и др., показывают, что у ребенка к концу дошкольного возраста формируются обобщенные правила организации умственной деятельности, и ребенок не только составляет свой собственный рассказ по сюжетной картине, но и может рассказать как он это делал.
Подробнее volga-triz.ru/view-metod.php
Комментарий был изменен с момента создания (Волга-ТРИЗ, Fri, 20/11/2009 - 11:00).
Для успешной подготовки ребенка к школе всеми без исключения программами воспитания и обучения дошкольников, рекомендованными Министерством образования России, определено умение самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам (Программа «Детство», «Радуга», «Истоки», «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой).
Наш многолетний опыт работы с дошкольниками показывает, что традиционная методика не ведет к развитию самостоятельности детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Невозможно решить задачи накопления словаря, формирования грамматического строя речи, а тем более составления собственного речевого продукта за короткое время, отведенное на занятии (15-30 минут). Рассказы детей фактически являются вариантами образца воспитателя. У детей теряется интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны. Все дети группы не имеют возможности рассказать свой рассказ и находятся в пассивной роли слушателя. Совсем не решается задача формирования у ребенка обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине, так как ребенок не понимает, по каким правилам он строится.
Нами установлено, что адаптированные методы общей теории сильного мышления (ОТСМ – автор Н.Н. Хоменко) и элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.С.Альтшуллер), позволяют получить гарантированный результат: усвоение детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине. Это происходит на фоне устойчивого интереса ребенка-дошкольника к данной речевой деятельности.
Основной нашей дидактической задачей было не обучение составлению конкретного рассказа по конкретной картине, а усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине. При решении этой задачи, ребенок успешен в составлении связного текста по картине, а значит, мотивирован и активен в своей познавательной позиции.
Исследования, проводимые более 10 лет в экспериментальных дошкольных учреждениях городов Ульяновск, Самара, Тольятти, Череповец, Челябинск, Югорск, Нягань, Саров и др., показывают, что у ребенка к концу дошкольного возраста формируются обобщенные правила организации умственной деятельности, и ребенок не только составляет свой собственный рассказ по сюжетной картине, но и может рассказать как он это делал.
Подробнее volga-triz.ru/view-metod.php