Данная методика была внедрена
автором-разработчиком Анной БЕЛЯЕВОЙ
и учителем физической культуры Владимиром ЗАМИЛАЦКИМ
в средней общеобразовательной школе № 1 г. Куровского,
Московская область
Исходное положение (и.п.) для всех упражнений: мышцы лица должны быть расслаблены, упражнения можно выполнять сидя, стоя, лежа, при ходьбе.
1. Для больших скуловых мышц
Приподнять углы рта вверх (улыбнуться) и вернуться в и.п., т.е. расслабить все мышцы лица.
Контроль правильности выполнения: при правильном выполнении упражнения щеки подняты вверх, давят на нижние веки и поднимают их, приподнятые нижние веки закрывают часть радужной оболочки глаза, носогубные складки изгибаются в нижней части выпуклостью наружу, а выражение лица становится таким же, как при смехе или улыбке.
Методические рекомендации: попросите детей припомнить недавние радостные события и выразить на лице чувства радости, удовлетворения, удовольствия, счастья, состояния веселья, довольства и благополучия, которые они тогда испытывали.
2. Для наружных частей квадратной мышцы верхней губы (упражнение первое)
Приподнять середину верхней губы и носогубную складку и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: лицо приобретает плаксивое выражение, носогубная складка приподнимается вверх и верхним концом заворачивается к носу, крыло носа тоже подтянуто вверх.
Методические рекомендации: попросите детей пофантазировать, отчего можно заплакать, например, упал и ободрал коленку, сломал игрушку, и изобразить на лице готовность пролить слезы.
3. Для наружных частей квадратной мышцы верхней губы (упражнение второе)
Расширить ноздри и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: ноздри расширены, а остальные мышцы лица расслаблены.
Методические рекомендации: попросите детей расширить ноздри как бы для глубокого вдоха.
4. Для внутренней части квадратной мышцы верхней губы и носовых мышц
Сузить ноздри, опустив их вниз и вернуться в и.п.
Методические рекомендации: попросите детей изобразить, как они принюхиваются к едва уловимому запаху.
5. Для мышц, опускающих перегородку носа
Оттянуть вниз перегородку носа и середину верхней губы и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: при правильном выполнении упражнения середина верхней губы опущена, ноздри сужены, а губы как бы «поджаты».
Методические рекомендации: попросите детей изобразить смущение и нежелание разоблачения.
6. Для наружной части круговой мышцы рта
Вытолкнуть вперед сжатые губы, вывернув их наружу, и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: при правильном выполнении упражнения рот закрыт, губы сложены «трубочкой» и вывернуты наружу.
Методические рекомендации: попросите детей изобразить, каким могло бы быть выражение лица у человека, испытывающего чувства неудовольствия или разочарования.
7. Для внутренней части круговой мышцы рта
Сузить рот, как для произношения гласных «у» или «ю», но губы при этом не разжимать, и вернуться в и.п.
Методические рекомендации: попросите детей представить, что они сжимают губами карандаш так, чтобы его не уронить, или попросите их изобразить, какое выражение лица может быть у человека, погруженного в размышления или проявляющего строгость.
8. Для наружной и внутренней частей круговой мышцы рта
Сжать губы, завернув их внутрь, и вернуться в и.п.
Методические рекомендации: попросите детей представить и показать, какое выражение лица может быть у смущающегося человека.
9. Для треугольных мышц рта
Опустить углы рта и нижние концы носогубных складок и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: при правильном выполнении нижние концы носогубной складки заворачиваются внутрь, углы рта опущены, выражение лица становится как у человека, который мог бы испытывать презрение.
Методические рекомендации: попросите детей показать, какое выражение лица может быть у человека, испытывающего презрение.
Упражнения для тренировки основных органов речи
Тренировка губ
Упражнение 10. Предельно, с усилием собрать губы в “хоботок” так, чтобы при этом они имели минимальную площадь. Затем так же активно, с усилием растянуть их в стороны, не обнажая зубы. Повторить это движение 10-15 раз, до появления в мышцах губ ощущения тепла.
Упражнение 11. Вытяните губы и сожмите их в “хоботок”. Поверните хоботок вправо, влево, вверх, вниз медленно, затем сделайте губами круговое движение в одну сторону, потом в другую. Повторите упражнение 3-4 раза.
Упражнение 12. Исходное положение — рот закрыт. Приподнимите верхнюю губу к деснам, сожмите губы, опустите нижнюю губу к деснам, сожмите губы. Повторите упражнение 5-6 раз.
Упражнение 13. Обнажить зубы, приподняв верхнюю губу и опустив нижнюю. Зубы сжаты. Повторите упражнение 5-6 раз.
Упражнение 14. Исходное положение — рот полуоткрыт. Натяните верхнюю губу на верхние зубы, затем плавно верните ее на место; натяните нижнюю губу на нижние зубы, затем верните в исходное положение. Выполнять 5-6 раз.
Упражнение 15. Движения верхней и нижней губ из упражнения 14 выполните одновременно. Повторите упражнение 5-6 раз.
Упражнения для языка и губ
Статические упражнения для языка
"ПТЕНЧИКИ". Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
"ЛОПАТОЧКА". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
"ЧАШЕЧКА". Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
"ИГОЛОЧКА", "СТРЕЛОЧКА", "ЖАЛО". Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
"ГОРКА", "КИСКА СЕРДИТСЯ". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
"ТРУБОЧКА". Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
"ГРИБОК". Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка
"ЧАСИКИ", "МАЯТНИК". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
"ЗМЕЙКА". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
"КАЧЕЛИ". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
"ФУТБОЛ", "СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ". Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
"ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ". Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
"КАТУШКА". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается" вперед и убирается в глубь рта.
"ЛОШАДКА". Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
"ГАРМОШКА". Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
"МАЛЯР". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
"ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
"ОБЛИЖЕМ ГУБКИ". Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
Упражнения для губ
"УЛЫБКА". Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
"ЗАБОРЧИК". Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
"ТРУБОЧКА". Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
"ХОБОТОК". Вытягивание сомкнутых губ вперед.
"БУБЛИК", "РУПОР". Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
"ЗАБОРЧИК" — "БУБЛИК"; "УЛЫБКА" — "ХОБОТОК" — чередование положений губ.
"КРОЛИК". Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
На подготовительном этапе педагог выбирает из перечисленных упражнений только те, которые он считает необходимыми для формирования правильного артикуляционного уклада нарушенного звука.
Упражнения для губ
Работаем над мимикой и речью
Данная методика была внедрена
автором-разработчиком Анной БЕЛЯЕВОЙ
и учителем физической культуры Владимиром ЗАМИЛАЦКИМ
в средней общеобразовательной школе № 1 г. Куровского,
Московская область
Исходное положение (и.п.) для всех упражнений: мышцы лица должны быть расслаблены, упражнения можно выполнять сидя, стоя, лежа, при ходьбе.
1. Для больших скуловых мышц
Приподнять углы рта вверх (улыбнуться) и вернуться в и.п., т.е. расслабить все мышцы лица.
Контроль правильности выполнения: при правильном выполнении упражнения щеки подняты вверх, давят на нижние веки и поднимают их, приподнятые нижние веки закрывают часть радужной оболочки глаза, носогубные складки изгибаются в нижней части выпуклостью наружу, а выражение лица становится таким же, как при смехе или улыбке.
Методические рекомендации: попросите детей припомнить недавние радостные события и выразить на лице чувства радости, удовлетворения, удовольствия, счастья, состояния веселья, довольства и благополучия, которые они тогда испытывали.
2. Для наружных частей квадратной мышцы верхней губы (упражнение первое)
Приподнять середину верхней губы и носогубную складку и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: лицо приобретает плаксивое выражение, носогубная складка приподнимается вверх и верхним концом заворачивается к носу, крыло носа тоже подтянуто вверх.
Методические рекомендации: попросите детей пофантазировать, отчего можно заплакать, например, упал и ободрал коленку, сломал игрушку, и изобразить на лице готовность пролить слезы.
3. Для наружных частей квадратной мышцы верхней губы (упражнение второе)
Расширить ноздри и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: ноздри расширены, а остальные мышцы лица расслаблены.
Методические рекомендации: попросите детей расширить ноздри как бы для глубокого вдоха.
4. Для внутренней части квадратной мышцы верхней губы и носовых мышц
Сузить ноздри, опустив их вниз и вернуться в и.п.
Методические рекомендации: попросите детей изобразить, как они принюхиваются к едва уловимому запаху.
5. Для мышц, опускающих перегородку носа
Оттянуть вниз перегородку носа и середину верхней губы и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: при правильном выполнении упражнения середина верхней губы опущена, ноздри сужены, а губы как бы «поджаты».
Методические рекомендации: попросите детей изобразить смущение и нежелание разоблачения.
6. Для наружной части круговой мышцы рта
Вытолкнуть вперед сжатые губы, вывернув их наружу, и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: при правильном выполнении упражнения рот закрыт, губы сложены «трубочкой» и вывернуты наружу.
Методические рекомендации: попросите детей изобразить, каким могло бы быть выражение лица у человека, испытывающего чувства неудовольствия или разочарования.
7. Для внутренней части круговой мышцы рта
Сузить рот, как для произношения гласных «у» или «ю», но губы при этом не разжимать, и вернуться в и.п.
Методические рекомендации: попросите детей представить, что они сжимают губами карандаш так, чтобы его не уронить, или попросите их изобразить, какое выражение лица может быть у человека, погруженного в размышления или проявляющего строгость.
8. Для наружной и внутренней частей круговой мышцы рта
Сжать губы, завернув их внутрь, и вернуться в и.п.
Методические рекомендации: попросите детей представить и показать, какое выражение лица может быть у смущающегося человека.
9. Для треугольных мышц рта
Опустить углы рта и нижние концы носогубных складок и вернуться в и.п.
Контроль правильности выполнения: при правильном выполнении нижние концы носогубной складки заворачиваются внутрь, углы рта опущены, выражение лица становится как у человека, который мог бы испытывать презрение.
Методические рекомендации: попросите детей показать, какое выражение лица может быть у человека, испытывающего презрение.
Упражнения для тренировки основных органов речи
Тренировка губ
Упражнение 10. Предельно, с усилием собрать губы в “хоботок” так, чтобы при этом они имели минимальную площадь. Затем так же активно, с усилием растянуть их в стороны, не обнажая зубы. Повторить это движение 10-15 раз, до появления в мышцах губ ощущения тепла.
Упражнение 11. Вытяните губы и сожмите их в “хоботок”. Поверните хоботок вправо, влево, вверх, вниз медленно, затем сделайте губами круговое движение в одну сторону, потом в другую. Повторите упражнение 3-4 раза.
Упражнение 12. Исходное положение — рот закрыт. Приподнимите верхнюю губу к деснам, сожмите губы, опустите нижнюю губу к деснам, сожмите губы. Повторите упражнение 5-6 раз.
Упражнение 13. Обнажить зубы, приподняв верхнюю губу и опустив нижнюю. Зубы сжаты. Повторите упражнение 5-6 раз.
Упражнение 14. Исходное положение — рот полуоткрыт. Натяните верхнюю губу на верхние зубы, затем плавно верните ее на место; натяните нижнюю губу на нижние зубы, затем верните в исходное положение. Выполнять 5-6 раз.
Упражнение 15. Движения верхней и нижней губ из упражнения 14 выполните одновременно. Повторите упражнение 5-6 раз.
Упражнения для языка и губ
Статические упражнения для языка
"ПТЕНЧИКИ". Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
"ЛОПАТОЧКА". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
"ЧАШЕЧКА". Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
"ИГОЛОЧКА", "СТРЕЛОЧКА", "ЖАЛО". Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
"ГОРКА", "КИСКА СЕРДИТСЯ". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
"ТРУБОЧКА". Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
"ГРИБОК". Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка
"ЧАСИКИ", "МАЯТНИК". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
"ЗМЕЙКА". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
"КАЧЕЛИ". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
"ФУТБОЛ", "СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ". Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
"ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ". Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
"КАТУШКА". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается" вперед и убирается в глубь рта.
"ЛОШАДКА". Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
"ГАРМОШКА". Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
"МАЛЯР". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
"ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
"ОБЛИЖЕМ ГУБКИ". Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
Упражнения для губ
"УЛЫБКА". Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
"ЗАБОРЧИК". Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
"ТРУБОЧКА". Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
"ХОБОТОК". Вытягивание сомкнутых губ вперед.
"БУБЛИК", "РУПОР". Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
"ЗАБОРЧИК" — "БУБЛИК"; "УЛЫБКА" — "ХОБОТОК" — чередование положений губ.
"КРОЛИК". Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
На подготовительном этапе педагог выбирает из перечисленных упражнений только те, которые он считает необходимыми для формирования правильного артикуляционного уклада нарушенного звука.
http://www.inmoment.ru/beauty/face-care/exercises-for-mouth.html
P.S. А что Вы подарили в конце занятия? Что у Насти получалось лучше всего? как она это заметила? Когда Вы прикрепите фото?
С уважением, Шевелёва В.С., преподаватель КГОУ СПО Хабаровский педагогический колледж