Педагогические советы: как поддержать дисциплину (от Я.Л.Коломинского и Н.Г.Оловниковой)
Большинство учителей стремится сдерживать нарушителей дисциплины требованиями типа «Замолчи, сиди спокойно!». Это редко оправдывает себя. Ведь групповые формы работы подразумевают взаимное общение, на основе которого и формируется коллективное мнение, делаются коллективные выводы. На определенных этапах урока рабочий шум неизбежен. Ориентируя ребят на совместное обсуждение проблемы, напомните им, что рядом работают их товарищи, и излишний шум будет им мешать.
1. Заставляйте учеников активно действовать: усложненные задания давайте сильным, а доступные – слабым ученикам. А главное – не забывайте: серьезные задачи порождают серьезное к ним отношение.
2. Постарайтесь молча, без единого слова, заставить отвлекшегося ученика прекратить заниматься посторонним делом. Тот же эффект может быть достигнут путем «выдержанной паузы», нестандартным вопросом, удачной репликой и т.п. Нужно возможно спокойнее реагировать на недисциплинированность школьников. Лучше отнестись с юмором, чем громогласно «подавлять» проступки.
3. Учитель пишет на доске. В это время тишину нарушает шум падающей книги. Резкий поворот учителя к классу – и нарушитель изобличен: «Еще раз – и ты выйдешь из класса». Оценив ситуацию, другой ученик уже специально бросает книгу и произносит: «Гера, свершилось, выходи из класса». Избегайте шаблонных приемов воздействия. Они чаще всего ставят учителя в неловкое положение.
ПОМНИТЕ:
1. Дисциплина на уроке не зависит от количества замечаний. Иногда ученики как будто слушают, но на самом деле не слышат. И тут же учитель начинает принимать меры… А ведь мы должны, прежде всего, научить ученика слышать, а главное, слушать. Учитель, который ежеминутно делает замечания, никогда не добъется дисциплины. Профессиональная наблюдательность педагога состоит не только в умении видеть все, что заметно, и замечать даже то, что не видно. Она как раз состоит в обратном: в умении видеть, но не все замечать. Представьте себе педагога, который реагирует на происходящее в классе не избирательно, а на все подряд. Работа такого педагога – сплошной конфликт.
2. Кому на уроке нужна тишина? Прежде всего, нам, учителям. Так нам легче работать. «Полный покой» не присущ детской натуре. Можно ли требовать от ученика полной сосредоточенности внимания на протяжении целого учебного дня? Поэтому ваша задача - создать определенные условия, позволяющие «включить» внимание, вернее, переключить его с одного вида деятельности на другой, нейтрализовать «отвлечение» должны учителя. Тишина должна быть во имя работы, а не во имя «тишины».
3. Прямые воспитательные воздействия типа «Не вертись!» содержат скорее элементы принуждения, чем элементы убеждения. Такое «давление» на внутреннюю позицию ученика оказывает не большее влияние, чем разговоры о халве в известной восточной пословице. Мы требуем послушания тогда, когда этого хочется нам и часто бываем непоследовательны в своих требованиях. Этим мы тут же и освобождаем ребят от необходимости соблюдения традиции «вести себя хорошо». Поэтому определитесь со своими требованиями заранее и сформулируйте их письменно и неукоснительно соблюдайте их на практике.
4. Аргументы типа: «Двойку поставлю», «В дневник запишу» и т.п. могут обеспечить лишь временное «слепое» подчинение требованию. Непонимание разумности требования и его неприятие часто вызывают сопротивление учеников. Когда самые справедливые замечания произносятся резко, неуважительно, они плохо воспринимаются, становятся оскорбительными. Формулой вашего отношения к ученику должно быть: «Как можно больше требовательности и как можно больше уважения». Оскорбление, унижение как ответная реакция на неблаговидные действия учеников – это признание собственного бессилия в продуктивном разрешении конфликта.
5. Выразить недовольство можно воздействиями деликатными и эффективными, не вызывающими озлобления ребенка. Например, необычной реакцией педагога на озорной поступок. Привлекательный на первый взгляд поступок становится нелепым и глупым, если учитель попросит еще раз повторить его, не находя в нем ничего предосудительного. Ожидаемый учеником «эффект» не будет достигнут и тогда, когда учитель проявит готовность содействовать в происходящем: ученик залез под парту перед началом урока. Войдя в класс учитель разрешает ему провести там все 45 минут и даже подает тетрадь, учебник и ручку под парту. Нешаблонная реакция, отражающая индивидуальность учителя, чаще всего поражает и привлекает непосредственностью высказанного отношения. Возмущение неблаговидным поступком может найти свое выражение в ваших проникновенных словах, интонации, мимике. Эффективность воздействия обеспечит ваша выдержанность и умение владеть собой. Рекомендуем в течение 2-3 недель фиксировать в педагогическом дневнике каждый случай, когда вы испытывали раздражение. Тщательно проанализируйте причины его возникновения и используемые способы его разрядки.
6. В текущем учете постарайтесь как можно реже использовать неудовлетворительные отметки. Часто плохие, пусть даже заслуженные, отметки снижают у школьников веру в себя, в свои силы и возможности. Ученик становится безразличным к таким отметкам и смиряется с положением неуспевающего. Неудачи ученика не основание для оценки его личности в целом. Помните, что действенность оценки прежде всего зависит от того, насколько она относится к отдельным проявлениям его личности, а не к личности в целом. Просто укажите на пробелы в работе, отмечая, что ученик того-то не знает, пока не усвоил, что-то не умеет. «Ты неправильно решил эту задачу», но не: «Ты не умеешь считать», «Ты безграмотен». Это легко сделать при тематической форме учета и оценки работы школьников. Такой анализ фиксируйте в своем педагогическом дневнике. В каждом конкретном случае глубоко вникайте в причины незнания. Что скрывается за этим незнанием: методические промахи, неумение наладить правильные взаимоотношения с учениками или же особенности самого ученика? У каждого ученика есть свои «сильные» и «слабые» стороны. А вот насколько хорошо вы их знаете и используете в своей работе? Проверьте себя.
7. Нет ничего страшного, если вы ошиблись в присутствии учеников. Такие ошибки допустимы и приемлемы. Ошибиться может каждый. Для продуктивного разрешения возникшей ситуации и поддержания определенного уровня самоуважения возможно использовать следующие приемы: «Молодец, что ты заметил ошибку. Я ее допустил умышленно. Хотел посмотреть, кто же все-таки внимателен». «Извините, ребята, я ошибся. Исправьте у себя в тетрадях» или: «В этом случае мы действительно с вами ошиблись. Решается это так…» Обратите внимание на допускаемые вами ошибки и проанализируйте их. Постарайтесь не скрывать их в поведении. Действительно, в определенных ситуациях возникает необходимость «не выпячивать» ошибку. Однако помните, что именно отсутствие стремления во что бы то ни стало «спасти свое лицо» позволит вам наиболее благоприятным образом разрешить возникшую ситуацию. Запись ошибок в педагогическом дневнике дает возможность их количественному и качественному анализу, а он необходим, так как, осмысляя свои действия, вы учитесь лучше ими управлять.
Комментарий был изменен с момента создания (Skulenkova, пн, 25/11/2013 - 01:42).
Педагогические советы: как поддержать дисциплину (от Я.Л.Коломинского и Н.Г.Оловниковой)
Большинство учителей стремится сдерживать нарушителей дисциплины требованиями типа «Замолчи, сиди спокойно!». Это редко оправдывает себя. Ведь групповые формы работы подразумевают взаимное общение, на основе которого и формируется коллективное мнение, делаются коллективные выводы. На определенных этапах урока рабочий шум неизбежен. Ориентируя ребят на совместное обсуждение проблемы, напомните им, что рядом работают их товарищи, и излишний шум будет им мешать.
1. Заставляйте учеников активно действовать: усложненные задания давайте сильным, а доступные – слабым ученикам. А главное – не забывайте: серьезные задачи порождают серьезное к ним отношение.
2. Постарайтесь молча, без единого слова, заставить отвлекшегося ученика прекратить заниматься посторонним делом. Тот же эффект может быть достигнут путем «выдержанной паузы», нестандартным вопросом, удачной репликой и т.п. Нужно возможно спокойнее реагировать на недисциплинированность школьников. Лучше отнестись с юмором, чем громогласно «подавлять» проступки.
3. Учитель пишет на доске. В это время тишину нарушает шум падающей книги. Резкий поворот учителя к классу – и нарушитель изобличен: «Еще раз – и ты выйдешь из класса». Оценив ситуацию, другой ученик уже специально бросает книгу и произносит: «Гера, свершилось, выходи из класса». Избегайте шаблонных приемов воздействия. Они чаще всего ставят учителя в неловкое положение.
ПОМНИТЕ:
1. Дисциплина на уроке не зависит от количества замечаний. Иногда ученики как будто слушают, но на самом деле не слышат. И тут же учитель начинает принимать меры… А ведь мы должны, прежде всего, научить ученика слышать, а главное, слушать. Учитель, который ежеминутно делает замечания, никогда не добъется дисциплины. Профессиональная наблюдательность педагога состоит не только в умении видеть все, что заметно, и замечать даже то, что не видно. Она как раз состоит в обратном: в умении видеть, но не все замечать. Представьте себе педагога, который реагирует на происходящее в классе не избирательно, а на все подряд. Работа такого педагога – сплошной конфликт.
2. Кому на уроке нужна тишина? Прежде всего, нам, учителям. Так нам легче работать. «Полный покой» не присущ детской натуре. Можно ли требовать от ученика полной сосредоточенности внимания на протяжении целого учебного дня? Поэтому ваша задача - создать определенные условия, позволяющие «включить» внимание, вернее, переключить его с одного вида деятельности на другой, нейтрализовать «отвлечение» должны учителя. Тишина должна быть во имя работы, а не во имя «тишины».
3. Прямые воспитательные воздействия типа «Не вертись!» содержат скорее элементы принуждения, чем элементы убеждения. Такое «давление» на внутреннюю позицию ученика оказывает не большее влияние, чем разговоры о халве в известной восточной пословице. Мы требуем послушания тогда, когда этого хочется нам и часто бываем непоследовательны в своих требованиях. Этим мы тут же и освобождаем ребят от необходимости соблюдения традиции «вести себя хорошо». Поэтому определитесь со своими требованиями заранее и сформулируйте их письменно и неукоснительно соблюдайте их на практике.
4. Аргументы типа: «Двойку поставлю», «В дневник запишу» и т.п. могут обеспечить лишь временное «слепое» подчинение требованию. Непонимание разумности требования и его неприятие часто вызывают сопротивление учеников. Когда самые справедливые замечания произносятся резко, неуважительно, они плохо воспринимаются, становятся оскорбительными. Формулой вашего отношения к ученику должно быть: «Как можно больше требовательности и как можно больше уважения». Оскорбление, унижение как ответная реакция на неблаговидные действия учеников – это признание собственного бессилия в продуктивном разрешении конфликта.
5. Выразить недовольство можно воздействиями деликатными и эффективными, не вызывающими озлобления ребенка. Например, необычной реакцией педагога на озорной поступок. Привлекательный на первый взгляд поступок становится нелепым и глупым, если учитель попросит еще раз повторить его, не находя в нем ничего предосудительного. Ожидаемый учеником «эффект» не будет достигнут и тогда, когда учитель проявит готовность содействовать в происходящем: ученик залез под парту перед началом урока. Войдя в класс учитель разрешает ему провести там все 45 минут и даже подает тетрадь, учебник и ручку под парту. Нешаблонная реакция, отражающая индивидуальность учителя, чаще всего поражает и привлекает непосредственностью высказанного отношения. Возмущение неблаговидным поступком может найти свое выражение в ваших проникновенных словах, интонации, мимике. Эффективность воздействия обеспечит ваша выдержанность и умение владеть собой. Рекомендуем в течение 2-3 недель фиксировать в педагогическом дневнике каждый случай, когда вы испытывали раздражение. Тщательно проанализируйте причины его возникновения и используемые способы его разрядки.
6. В текущем учете постарайтесь как можно реже использовать неудовлетворительные отметки. Часто плохие, пусть даже заслуженные, отметки снижают у школьников веру в себя, в свои силы и возможности. Ученик становится безразличным к таким отметкам и смиряется с положением неуспевающего. Неудачи ученика не основание для оценки его личности в целом. Помните, что действенность оценки прежде всего зависит от того, насколько она относится к отдельным проявлениям его личности, а не к личности в целом. Просто укажите на пробелы в работе, отмечая, что ученик того-то не знает, пока не усвоил, что-то не умеет. «Ты неправильно решил эту задачу», но не: «Ты не умеешь считать», «Ты безграмотен». Это легко сделать при тематической форме учета и оценки работы школьников. Такой анализ фиксируйте в своем педагогическом дневнике. В каждом конкретном случае глубоко вникайте в причины незнания. Что скрывается за этим незнанием: методические промахи, неумение наладить правильные взаимоотношения с учениками или же особенности самого ученика? У каждого ученика есть свои «сильные» и «слабые» стороны. А вот насколько хорошо вы их знаете и используете в своей работе? Проверьте себя.
7. Нет ничего страшного, если вы ошиблись в присутствии учеников. Такие ошибки допустимы и приемлемы. Ошибиться может каждый. Для продуктивного разрешения возникшей ситуации и поддержания определенного уровня самоуважения возможно использовать следующие приемы: «Молодец, что ты заметил ошибку. Я ее допустил умышленно. Хотел посмотреть, кто же все-таки внимателен». «Извините, ребята, я ошибся. Исправьте у себя в тетрадях» или: «В этом случае мы действительно с вами ошиблись. Решается это так…» Обратите внимание на допускаемые вами ошибки и проанализируйте их. Постарайтесь не скрывать их в поведении. Действительно, в определенных ситуациях возникает необходимость «не выпячивать» ошибку. Однако помните, что именно отсутствие стремления во что бы то ни стало «спасти свое лицо» позволит вам наиболее благоприятным образом разрешить возникшую ситуацию. Запись ошибок в педагогическом дневнике дает возможность их количественному и качественному анализу, а он необходим, так как, осмысляя свои действия, вы учитесь лучше ими управлять.
С уважением, Марина Скуленкова