Педагогическая профессия – это публичная профессия и в этом смысле она сродни актерской. Облик учителя, его движения и поведение всегда являются объектом пристального внимания учеников, родителей и коллег. Важно помнить, что эффект первого впечатления весьма основательно фиксируется в сознании окружающих и надолго определяет характер отношений, изменить его в дальнейшем оказывается достаточно нелегко.
В самопрезентации традиционно выделяют несколько компонентов.
1. Общетелесная самопрезентация определяется темпо-ритмическим рисунком двигательного поведения.
Включает манеру перемещаться по помещению, излюбленные позы, избираемые точки-позиции, длительность пребывания в них. Широко известно, что некоторые поведенческие показатели остро воспринимаются школьниками, вызывая у них оживление, а возможно и отвлечение. Наблюдается и устойчивое фиксирование той или иной поведенческой детали и ее обсуждение (отсюда часто возникают прозвища).
Важно определиться, что и в какой мере на уровне общетелесного самоуправления содействует успеху урока и что мешает этому в управлении вниманием учащихся, их эмоционально-волевой и деловой активности, установлении социально-когнитивных взаимоконтактов. Можно задать себе вопросы: как быстро вы совершаете перемещения? Какова дистанция с учениками? Какое имеется ее варьирование? Как меняется двигательная активность от одного этапа урока к другому? В какой связи она находится с типом урока, видом деятельности и сложностью учебно-психологической ситуации? Есть ли точки в классе, которые вы избегаете? Не избыточно ли вы себя фиксируете в определенных точках, например, за учительским столом? К какой позиции вы прибегаете в напряженных ситуациях и эффективна ли она?
При этой оценке важно помнить о том, что
- повышенная подвижность во всех ее формах легко становится отвлекающим фактором;
- у каждого человека в силу его индивидуально-типологических особенностей имеется свой диапазон подвижности. Так, у учителя-флегматика с его умеренной подвижностью есть свой максимум этого качества, и он воспринимается школьниками приблизительно также, как и предельно интенсивное выражение подвижности у учителя сангвинического темперамента.
- психологический эффект педагогического воздействия в малой степени зависит от абсолютной силы поведенческого фактора, он обусловлен его уместностью и относительной мерой в рамках возможностей учителя. Желательные и значительные результаты чаще легче получить при умеренной или даже намеренно ослабленной интенсивности поведенческого воздействия.
- основной удельный вес педагогического влияния имеют характеристики словесного воздействия, чем поведенческие.
2. Жестикулярная выразительность определяется темпо-ритмическим движением рук.
Одним из ярких средств выражения отношения субъекта к теме общения, к слушателям является жестикуляция. Как показали исследования, особенности движений рук при говорении человек почти не осознает, т.к. привычка жестикулировать компонент автоматизированного поведения. Однако воспринимающим нас людям эта форма поведения достаточно ярко бросается в глаза и учитывается при формировании мнения о человеке.
В деятельности педагога жестикуляция полифункциональна. При ее посредстве он реагирует на характеристики ученического ответа, оттеняет ту или иную мысль своего объяснения, выражает отношение к нарушению учебной дисциплины, осуществляет управляющее воздействие, привлекает внимание, усиливает выразительность своих эмоций и чувств, подчеркивает логико-психологическое ударение и т.д. Жесты усиливают образный план учительского объяснения и повышают эффект запоминания материала учащимися. Жестикуляция как бы принимает на себя функции мышления, помогая ученикам нужным образом активизировать свое мышление. Так, посредством однотипных повторяющихся жестов педагог оттеняет перечень каких-либо пунктов излагаемой на уроке классификации учебного материала; характерным смыкающимся жестом рук подчеркивается соображение о единении частных компонентов определенной системы. Часто в практике учитель применяет жесты достаточно успешно, но ничего об этом не знает, либо жестикуляция идет вразрез с психолого-педагогическими требованиями и снижет эффективность взаимодействия с учащимися.
3. Мимическая выразительность определяется движением мимических мышц лица. Эта сфера имеет более высокий информационно-выразительный уровень и более высокую силу воздействия. Мимика впрямую связана с внутренним состоянием человека и мало поддается внутреннему сокрытию. Она быстротечна и изменчива, уровень контроля ее не высоко и поэтому она трудно программируема.
Внимательность школьников к мимике учителя традиционна и естественна. По ней в наибольшей степени они «читают» состояние и настроение учителя и во многом из полученной таким образом информации выстраивают образ ответного поведения. Зная это, тем не менее учителю нереально пытаться все время держать под осознанным контролем свою мимику, это будет мешать вести урок. Однако знать свои особенности, иметь адекватное представление о стилевом облике своей мимики для педагога важно. Целесообразно знать преобладающее знаковое эмоциональное значение выражаемых мимикой чувств, меру выразительности, частотность мимических воздействий, индивидуализацию мимики при ее «адресовке» отдельным ученикам. Попытка увидеть себя со стороны поможет уяснить молодому педагогу оправданные и негативные формы мимического поведения и внести необходимую коррекцию.
10. Интонационное поведение определяется характеристиками звуко-воздейственного сигнала. Интонация органично включается в учительскую речь и обеспечивает ее воздейственный эффект, выражая отношение говорящего к своим словам и слушающей аудитории.
Интонационное поведение очень значимо для школьников, поскольку при восприятии учительской речи они первоочередно стремятся разгадать его личное отношение к сообщаемому. Они исключительно тонко дифференцируют, как учитель говорит, что носит формальный, безразличный, отрицательный или положительный характер – и «выдает» отношение прежде всего интонация. Совершенно, например, не случайно. Что одно и то же обращение педагога может восприниматься школьниками по-разному. В одних случаях оно выслушивается со вниманием и, если связано с какими-либо их ответными действиями, то они следуют сразу же. В других – реплика учителя утопает в безразличии школьного класса.
Хотя интонационный спектр человека достаточно широк, и учитель соответственно располагает вариативными и эффективными возможностями воздействовать на школьников, исследователи отмечают, что большая часть педагогов непроизвольно, неоправданно зауживает и ограничивает свои интонационные резервы. Причина в трудностях самоосознания этих характеристик. Учитывая психологическую «неуловимость» многих интонационных оттенков и сложность самофиксирования молодому педагогу целесообразно обратиться к помощи опытного доброжелательно настроенного коллеги, предложив посетить урок. Последующий совместный анализ картины поведения, полученной приглашенным наблюдателем в ходе съема, поможет выявить сильные и слабые стороны в интонировании и осуществить оправданную коррекцию педагогического общения.
11. Саморегуляция речи определяется управлением громкостью звучания речи и ее темпо-ритмической характеристикой.
Известно, что собственно информационная сторона речи учителя еще не является фактором передачи знаний. Важным является и то, как звучит содержательная речь. Это требование к устной речи особо возрастает, когда в роли воспринимающих ее выступают младшие школьники и подростки.
Квалифицированная саморегуляция учителем речи позволяет значительно повысить потенциал ученического внимания. Активизировать мышление и другие познавательные процессы, вызывать стенические чувства и повысить волевую мобилизацию учащихся. Это давно известно и используется, например, в актерской деятельности, а также успешно применялось ораторами древности.
У молодого педагога преобладает доминанта на выполнение программы и максимальный обзор учебного материала, на поиски оптимальной в психологическом отношении подачи учебного материала ресурсов как правило уже не остается. Кроме того, начинающие учителя часто работают на повышенной громкости. Что же можно посоветовать молодым специалистам?
Важно понимать, что воздейственность звучания речи зависит от диапазона и характера ее варьирования. Следует установить насколько успешно и адекватно психолого-педагогической обстановке урока это делается; насколько успешно применяется такое парадоксальное явление речи как пауза. Немалая часть учителей предпочитают не обращаться к ней, полагая, что непрерывный речевой поток – важнейший фактор деловой занятости школьников. Это не так. Ученики, лишенные пауз учительской речи, быстрее устают, их внимание преждевременно ослабляется, и они испытывают затруднения в осознании учебного материала. Пауза необходима для миниотдыха слушателя, для домысливания им обращенной речи и выработки собственной позиции в рамках воспринимаемого материала.
Еще одним показателем выразительности речи является плотность речевого потока. Стремление как можно больше сообщить на уроке не оставляет места для целесообразного варьирования темпа речи в его приуроченности к сложности обсуждаемых вопросов. Не нужно забывать, что при объяснении учителем сложных и важных в познавательном отношении вопросов целесообразно относительно замедленное звучание речи. При обращении к иллюстративному материалу ее темп, безусловно, следует повысить. Вывод, ключевое понятие обычно подчеркиваются интонационным акцентом.
Работа с выше перечисленными показателями – серьезное условие его профессионального роста. Отметим, что помимо самонаблюдений, а также рекомендательных предложений посетивших урок коллег огромное значение для повышения профессионализма имеет наблюдение за учениками. Внимательное восприятие ответной реакции на тот или иной поведенческий ход, динамики поведения при смене рисунка внешних показателей своего состояния педагогом повышает перцептивную чувствительность педагога, развивает его профессиональную рефлексию.
Комментарий был изменен с момента создания (Skulenkova, пн, 25/11/2013 - 01:45).
Советы начинающему педагогу по самопрезентации.
Педагогическая профессия – это публичная профессия и в этом смысле она сродни актерской. Облик учителя, его движения и поведение всегда являются объектом пристального внимания учеников, родителей и коллег. Важно помнить, что эффект первого впечатления весьма основательно фиксируется в сознании окружающих и надолго определяет характер отношений, изменить его в дальнейшем оказывается достаточно нелегко.
В самопрезентации традиционно выделяют несколько компонентов.
1. Общетелесная самопрезентация определяется темпо-ритмическим рисунком двигательного поведения.
Включает манеру перемещаться по помещению, излюбленные позы, избираемые точки-позиции, длительность пребывания в них. Широко известно, что некоторые поведенческие показатели остро воспринимаются школьниками, вызывая у них оживление, а возможно и отвлечение. Наблюдается и устойчивое фиксирование той или иной поведенческой детали и ее обсуждение (отсюда часто возникают прозвища).
Важно определиться, что и в какой мере на уровне общетелесного самоуправления содействует успеху урока и что мешает этому в управлении вниманием учащихся, их эмоционально-волевой и деловой активности, установлении социально-когнитивных взаимоконтактов. Можно задать себе вопросы: как быстро вы совершаете перемещения? Какова дистанция с учениками? Какое имеется ее варьирование? Как меняется двигательная активность от одного этапа урока к другому? В какой связи она находится с типом урока, видом деятельности и сложностью учебно-психологической ситуации? Есть ли точки в классе, которые вы избегаете? Не избыточно ли вы себя фиксируете в определенных точках, например, за учительским столом? К какой позиции вы прибегаете в напряженных ситуациях и эффективна ли она?
При этой оценке важно помнить о том, что
- повышенная подвижность во всех ее формах легко становится отвлекающим фактором;
- у каждого человека в силу его индивидуально-типологических особенностей имеется свой диапазон подвижности. Так, у учителя-флегматика с его умеренной подвижностью есть свой максимум этого качества, и он воспринимается школьниками приблизительно также, как и предельно интенсивное выражение подвижности у учителя сангвинического темперамента.
- психологический эффект педагогического воздействия в малой степени зависит от абсолютной силы поведенческого фактора, он обусловлен его уместностью и относительной мерой в рамках возможностей учителя. Желательные и значительные результаты чаще легче получить при умеренной или даже намеренно ослабленной интенсивности поведенческого воздействия.
- основной удельный вес педагогического влияния имеют характеристики словесного воздействия, чем поведенческие.
2. Жестикулярная выразительность определяется темпо-ритмическим движением рук.
Одним из ярких средств выражения отношения субъекта к теме общения, к слушателям является жестикуляция. Как показали исследования, особенности движений рук при говорении человек почти не осознает, т.к. привычка жестикулировать компонент автоматизированного поведения. Однако воспринимающим нас людям эта форма поведения достаточно ярко бросается в глаза и учитывается при формировании мнения о человеке.
В деятельности педагога жестикуляция полифункциональна. При ее посредстве он реагирует на характеристики ученического ответа, оттеняет ту или иную мысль своего объяснения, выражает отношение к нарушению учебной дисциплины, осуществляет управляющее воздействие, привлекает внимание, усиливает выразительность своих эмоций и чувств, подчеркивает логико-психологическое ударение и т.д. Жесты усиливают образный план учительского объяснения и повышают эффект запоминания материала учащимися. Жестикуляция как бы принимает на себя функции мышления, помогая ученикам нужным образом активизировать свое мышление. Так, посредством однотипных повторяющихся жестов педагог оттеняет перечень каких-либо пунктов излагаемой на уроке классификации учебного материала; характерным смыкающимся жестом рук подчеркивается соображение о единении частных компонентов определенной системы. Часто в практике учитель применяет жесты достаточно успешно, но ничего об этом не знает, либо жестикуляция идет вразрез с психолого-педагогическими требованиями и снижет эффективность взаимодействия с учащимися.
3. Мимическая выразительность определяется движением мимических мышц лица. Эта сфера имеет более высокий информационно-выразительный уровень и более высокую силу воздействия. Мимика впрямую связана с внутренним состоянием человека и мало поддается внутреннему сокрытию. Она быстротечна и изменчива, уровень контроля ее не высоко и поэтому она трудно программируема.
Внимательность школьников к мимике учителя традиционна и естественна. По ней в наибольшей степени они «читают» состояние и настроение учителя и во многом из полученной таким образом информации выстраивают образ ответного поведения. Зная это, тем не менее учителю нереально пытаться все время держать под осознанным контролем свою мимику, это будет мешать вести урок. Однако знать свои особенности, иметь адекватное представление о стилевом облике своей мимики для педагога важно. Целесообразно знать преобладающее знаковое эмоциональное значение выражаемых мимикой чувств, меру выразительности, частотность мимических воздействий, индивидуализацию мимики при ее «адресовке» отдельным ученикам. Попытка увидеть себя со стороны поможет уяснить молодому педагогу оправданные и негативные формы мимического поведения и внести необходимую коррекцию.
10. Интонационное поведение определяется характеристиками звуко-воздейственного сигнала. Интонация органично включается в учительскую речь и обеспечивает ее воздейственный эффект, выражая отношение говорящего к своим словам и слушающей аудитории.
Интонационное поведение очень значимо для школьников, поскольку при восприятии учительской речи они первоочередно стремятся разгадать его личное отношение к сообщаемому. Они исключительно тонко дифференцируют, как учитель говорит, что носит формальный, безразличный, отрицательный или положительный характер – и «выдает» отношение прежде всего интонация. Совершенно, например, не случайно. Что одно и то же обращение педагога может восприниматься школьниками по-разному. В одних случаях оно выслушивается со вниманием и, если связано с какими-либо их ответными действиями, то они следуют сразу же. В других – реплика учителя утопает в безразличии школьного класса.
Хотя интонационный спектр человека достаточно широк, и учитель соответственно располагает вариативными и эффективными возможностями воздействовать на школьников, исследователи отмечают, что большая часть педагогов непроизвольно, неоправданно зауживает и ограничивает свои интонационные резервы. Причина в трудностях самоосознания этих характеристик. Учитывая психологическую «неуловимость» многих интонационных оттенков и сложность самофиксирования молодому педагогу целесообразно обратиться к помощи опытного доброжелательно настроенного коллеги, предложив посетить урок. Последующий совместный анализ картины поведения, полученной приглашенным наблюдателем в ходе съема, поможет выявить сильные и слабые стороны в интонировании и осуществить оправданную коррекцию педагогического общения.
11. Саморегуляция речи определяется управлением громкостью звучания речи и ее темпо-ритмической характеристикой.
Известно, что собственно информационная сторона речи учителя еще не является фактором передачи знаний. Важным является и то, как звучит содержательная речь. Это требование к устной речи особо возрастает, когда в роли воспринимающих ее выступают младшие школьники и подростки.
Квалифицированная саморегуляция учителем речи позволяет значительно повысить потенциал ученического внимания. Активизировать мышление и другие познавательные процессы, вызывать стенические чувства и повысить волевую мобилизацию учащихся. Это давно известно и используется, например, в актерской деятельности, а также успешно применялось ораторами древности.
У молодого педагога преобладает доминанта на выполнение программы и максимальный обзор учебного материала, на поиски оптимальной в психологическом отношении подачи учебного материала ресурсов как правило уже не остается. Кроме того, начинающие учителя часто работают на повышенной громкости. Что же можно посоветовать молодым специалистам?
Важно понимать, что воздейственность звучания речи зависит от диапазона и характера ее варьирования. Следует установить насколько успешно и адекватно психолого-педагогической обстановке урока это делается; насколько успешно применяется такое парадоксальное явление речи как пауза. Немалая часть учителей предпочитают не обращаться к ней, полагая, что непрерывный речевой поток – важнейший фактор деловой занятости школьников. Это не так. Ученики, лишенные пауз учительской речи, быстрее устают, их внимание преждевременно ослабляется, и они испытывают затруднения в осознании учебного материала. Пауза необходима для миниотдыха слушателя, для домысливания им обращенной речи и выработки собственной позиции в рамках воспринимаемого материала.
Еще одним показателем выразительности речи является плотность речевого потока. Стремление как можно больше сообщить на уроке не оставляет места для целесообразного варьирования темпа речи в его приуроченности к сложности обсуждаемых вопросов. Не нужно забывать, что при объяснении учителем сложных и важных в познавательном отношении вопросов целесообразно относительно замедленное звучание речи. При обращении к иллюстративному материалу ее темп, безусловно, следует повысить. Вывод, ключевое понятие обычно подчеркиваются интонационным акцентом.
Работа с выше перечисленными показателями – серьезное условие его профессионального роста. Отметим, что помимо самонаблюдений, а также рекомендательных предложений посетивших урок коллег огромное значение для повышения профессионализма имеет наблюдение за учениками. Внимательное восприятие ответной реакции на тот или иной поведенческий ход, динамики поведения при смене рисунка внешних показателей своего состояния педагогом повышает перцептивную чувствительность педагога, развивает его профессиональную рефлексию.
С уважением, Марина Скуленкова