Официальный сайт e-rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



На: В помощь начинающему педагогу

M. Skulenkova
Фото пользователя M. Skulenkova
На сайте с: 30/01/2009
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 years 9 недель назад.
На: В помощь начинающему педагогу

Социально-психологическая адаптация – процесс приспособления личности к новой социальной ситуации (принятия нового социального статуса, новой социальной позиции, роли, установления новых социальных связей и т.п.), новому виду деятельности (профессиональной), новым социально-психологическим нагрузкам, связанным с нею. Социально-психологическая адаптация также зависит от внутренних (эндогенных) факторов (состояние психического здоровья, психическое развитие, личностные качества,  направленность и т.д.) и от внешних (экзогенных) факторов (условия новой социальной среды (детский и педагогический коллектив образовательного учреждения), наличие или отсутствие психологической поддержки в кругу семьи, друзей и коллег и т.д.).

Рассмотрим возможные стратегии поведения человека в кризисной ситуации, которое в научной литературе получило название «совладающее поведение». Данное поведение в западной психологии называемое «копинг-поведение», предполагает сочетание творческого, созидательного и рефлексивного поведения и проявляется в постоянно изменяющихся когнитивных и поведенческих попытках справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, оцениваемыми как превышающими имеющиеся ресурсы человека по совладанию с ними. Таким образом, преодолевающее, совладающее поведение рассматривают как общую, глобальную личностную направленность активности в ответ на трудную жизненную ситуацию и как виды конкретных реакций на нее, способы действия в ней (см. рис. 1).

Об удачном преодолении трудной ситуации и эффективной адаптации можно говорить в том случае, если личность в своем поведении использует активную просоциальную стратегию поведения, поскольку только в этом случае она накапливает индивидуальный опыт адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности.

Пассивная стратегия преодоления стрессовой ситуации (конструктивные модели поведения: вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, деструктивные – осторожные действия, избегание) свойственны адаптивным личностям, которые подчиняются внешним обстоятельствам в виде выполнения социальных требований, ожиданий, норм. Ее относят к профессионально-нейтральному способу разрешения проблемной ситуации, т.к. деструктивный характер выражен неярко, при определенных условиях существует потенциал конструктивного разрешения.

Для пассивной стратегии характерны процессы самоприспособления, подчинения личности интересам и требованиям среды. Такие люди не уверены в своей профессиональной компетентности, обнаруживают ригидность в освоении новых способов самореализации, не готовы к изменению сложившегося образа жизни. Нередко кризисная ситуация вызывает у них ухудшение самочувствия, заставляя тем самым уйти от решения проблем, не предпринимая каких-либо активных действий, полагаясь на  помощь со стороны других либо переориентируя свою активность (в определенной степени конструктивная тенденция) на другие сферы (семью, хобби и т.д.), тем самым стараясь избежать дискомфорта. Пассивная стратегия проявляется в отсутствии стремления личности к независимости, неспособности принимать на себя ответственность. Постоянная реализация пассивной стратегии порождает выученную беспомощность и сводит все формы профессионального поведения к ограниченному набору стереотипных, шаблонных действий.

 


Рис. 1. Типология моделей преодолевающего поведения (по С.Хобфоллу и Э.Ф.Зееру).

 

Активная стратегия (конструктивная модель поведения: ассертивные действия, деструктивные – агрессивные действия, асоциальные действия, импульсивные действия). Активно-конструктивная стратегия преодоления характерна для людей с оптимистическим мировоззрением, устойчивой положительной самооценкой, реалистичным подходом к жизни и отчетливо выраженной мотивацией достижения. Активная стратегия поведения обеспечивает прогрессивное профессиональное развитие, решающее значение в процессе которого приобретает активность субъекта, создающая жизненные синтезы и формирующая жизненную линию. Именно активность определяет, преобразует совокупность обстоятельств и конструктивно направляет прогрессивный ход жизни.

Активно-деструктивные стратегии преодоления свойственны невротизированному типу личности. Такие люди, как правило отличаются  амбициозностью, склонны агрессивно противопоставлять себя окружающим. Низкий уровень профессионального самосознания не позволяет им выйти за пределы непрерывного потока повседневной профессиональной деятельности, освободиться от собственных эгоцентричных установок. Это приводит к тому, что человек начинает воспринимать агрессию как естественное проявление человеческой природы. Даже если агрессией преследуется какая-либо позитивная цель, то все равно такое поведение приводит к ухудшению ситуации. При реализации аффективно-агрессивной стратегии поведения события воспринимаются однобоко, гибкость отсутствует, что приводит к выработке деструктивного способа преодоления любых  жизненных трудностей.

Таким образом, профессиональное развитие личности достигается за счет осуществления активной стратегии поведения в критических профессиональных ситуациях. Остальные стратегии профессионального развития способствуют развитию профессионально обусловленных деструкций (деформаций). К сожалению, как показало исследование, проведенное Э.Э.Сыманюк, такая активно-конструктивная стратегия, как ассертивные действия, используется педагогами значительно реже, чем стратегии пассивно-конструктивного характера, а также пассивно-деструктивные. Это говорит о том, что большинство тратят много времени и прилагают большие усилия для преодоления несоответствия своих типологических особенностей и тех жизненных обстоятельств, которые они выбрали сами или позволили себе навязать. В этой борьбе личность либо теряет присущие ей способности, либо не может в полной мере их проявить. Заранее зная возможные адаптационные жизненные стратегии и зная свои индивидуально-типологические особенности молодой специалист сможет выстроить более оптимальную предлагаемым условиям стратегию поведения и обеспечить в конечном итоге профессиональное самосохранение, здоровье и долголетие.

А.А.Реан рассматривая позицию личности в процессе социальной адаптации, выделяют различный вектор активности, его направленность. Направленность вектора активности  «наружу» характеризуется активным влиянием личности на среду, ее освоение и приспособление к себе. Направленность вектора активности «внутрь» связана с активным изменением личностью себя, с коррекцией собственных социальных установок и привычных поведенческих стереотипов.

Реализация той или иной направленности для личности нелегка и требует значительных усилий. Выбор преимущественно той или иной стратегии поведения основывается на предварительной оценке личностью следующих групп параметров:

А) требований социальной среды – их сила, степень враждебности, степень ограничения потребностей личности, степень дестабилизирующего влияния и т.п.;

Б) адаптационный потенциал среды – наличие объективной и субъективной потребности в молодом специалисте, степень благожелательности, наличия эффективных механизмов преемственности, ресурс внешней поддержки личности опытными профессионалами и руководителями не только в конкретном учреждении, но и в более широком контексте;

В) потенциала и ресурса личности в плане изменения, приспособления себя к среде и среды к себе;

Г) цена усилий (физические и психологические затраты) при выборе стратегии изменения среды или стратегии изменения себя.

В большинстве случаев оценка всех этих параметров производится личностью в свернутом виде или даже на неосознаваемом, интуитивном уровне.

«Конформное, пассивное принятие требований, норм, установок и ценностей социальной среды без включения активного процесса самоизменения, самокоррекции и саморазвития – это всегда не адаптация, а дезадаптация. Это практически всегда (только лишь в различной степени выраженности) переживание дискомфорта, неудовлетворенности.

Класс поведенческих моделей социальной адаптации связывается с понятием «техника жизни», предложенный немецкими учеными Х.Томэ и У. Лер. Под данным понятием  подразумевается совокупность комплексной поведенческой активности, форм реагирования человека на возникающие многочисленные проблемы повседневности. Исследователи выделили 5 базисных техник существования:

Первая техника включает действия, направленные на достижение успеха, практическое изменение сложившейся жизненной ситуации. Данное поведение базируется на высоком уровне саморегуляции, интенсивном поиске релевантной информации, интеллектуализации, вовлечении в орбиту своих действий окружающих людей.

Вторая базисная техника жизни носит также выраженный адаптивный характер и заключается в поведении, направленном на приспособление к институциональным аспектам ситуации, к установившимся социальным нормам поведения и правилам деловых взаимодействий.

Остальные три техники менее конструктивны и направлены в основном на межличностные аспекты взаимодействия людей в тяжелых жизненных обстоятельствах. Это приспособление к своеобразию и потребностям других референтных людей, забота об установлении и поддержании социальных контактов, принятие ситуации в совокупности ее отрицательных и положительных моментов.

Особую группу поведенческих реакций составляют формы, затрудняющие приспособление к трудностям жизни: безропотное смирение, депрессия, а также стремление к избеганию тяжелых ситуаций, подавление мыслей об источнике возникших трудностей, широкое использование механизмов психологической защиты.

Рассматривая интеллектуальное обеспечение процессов адаптации в сложной практической деятельности Д.Н.Завалишина выделила четыре типа диспозиции:

- прогрессивно-творческий тип, для которого характерна постановка широкого спектра перспективных, обобщенных задач оптимизации труда и собственного саморазвития;

- адаптивно-репродуктивный тип, где в основе проблематизации лежит стереотипизация, то есть упрощение актуальных ситуаций и сведение их к известным из прошлого опыта;

- адаптивно-активационный тип, который наряду со стереотипизацией использует такой способ проблематизации, как искусственное усложнение ситуации, создание квазипроблем;

- адаптивно-деформирующий тип, в основе которого лежит невозможность комфортного существования вне «точки» своей профессии, что является следствием неправомерной аксиологизации субъектом средств, условий и т.п. своей профессиональной деятельности.


С уважением, Марина Скуленкова

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн