Вопросы выбора наиболее адекватного в данной учебной ситуации метода обучения, оптимального для данных условий его применения, составляет важнейшую сторону деятельности преподавателя. Поэтому педагогика и уделяет им особое внимание (см. работы А.Н. Алексюка, Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова). Рассмотрим факторы, от которых зависит правильный выбор метода. Исследования Ю.К. Бабанского, М.И. Махмутова и других показали, что при выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
1) соответствие целям и задачам обучения и развития;
4) соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения;
5) соответствие возможностям самих преподавателей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем психолого-педагогической и методической подготовки.
Цель занятия всегда согласуется с возможностями средств для ее достижения, а к ним относятся содержание и методы обучения. Но при разном содержании методы могут быть разными, поэтому при выборе их учитываются сразу все названные критерии. Для этого требуется комплексный анализ содержания учебного материала и выявление его доступности для усвоения обучаемыми.
На занятиях по биологии и экологии наиболее ценные методы, те которые дают возможность приобретать знания с использованием натуральных объектов. Нет надобности на занятии рассказывать об особенностях, например, мхов, когда есть возможность их показать в натуральном виде. Для формирования понятий и их развития необходимы специфические методы. Так, изучение морфологических понятий требует наблюдений, обследования внешних особенностей живых объектов, а физиологических и экологических – наблюдений, опытов или использования экранных пособий, эволюционных – накопления определенных знаний (определенных фактов) на примере изучения растений, животных и человека.
При выборе методов для достижения оптимального сочетания слова и наглядности следует учитывать степень самостоятельности обучаемых, а также характер учебного содержания (знакомое или совсем новое). Учитываются также возможности учреждения – не всякий изучаемый объект может быть представлен в натуральном виде на занятии, многие закономерности живой природы трудно продемонстрировать опытным путем. В этом случае лучше выбрать демонстрацию кинофильма или телепередачу. Кроме того, выбор методов обучения связан с оснащением учебного процесса. Как бы не хотел педагог провести то или иное наблюдение, организовать тот или иной эксперимент, сделать это он не сможет, если в лаборатории или мастерской отсутствует необходимое оборудование.
На выбор методов обучения могут влиять время и организационная форма обучения. Нередко педагоги при работе со старшеклассниками, экономя время для проведения запланированных лабораторных работ, например по теме «Основы цитологии», объединяют их вместе и проводят в форме практикума. При этом организуются группы: одна, например, изучает особенности строения эукариотических клеток (растительной, грибной, животной) под микроскопом; другая изучает особенности строения прокариотических клеток (цианобактерий, бактерий молочнокислого брожения) под микроскопом; третья – выполняет работу по изучению внутриклеточного пищеварения на примере инфузории-туфельки. По окончании одной работы учащиеся переходят за другой стол и начинают следующую работу. Таким образом, выполняются все запланированные работы.
Важно на занятиях создавать ситуации, при которых обучающиеся приобщаются к самостоятельному добыванию знаний из книг, справочной и дополнительной литературы. При этом идет синтетическая работа по формированию у обучающихся готовности работать самостоятельно.
Знание факторов, обуславливающих выбор методов, дает возможность педагогу правильно ориентироваться с учетом конкретных условий обучения, в частности при подготовке к занятию. Оптимальный выбор метода обучения может быть сделан лишь при условии хорошего знания качественных свойств каждого метода, т.е. учета его достоинств и недостатков с точки зрения эффективности обучения.
Развитие метода обучения – внутреннее, присущее ему свойство, которое обнаруживается на разных ступенях обучения. Один и тот же метод в зависимости от содержания материала и возраста обучающихся получает различную степень выражения. Например, беседа с детьми 10 – 12 лет и беседа со старшеклассниками (16 -18 лет) отличается не только содержанием, но и характером их ведения: постановкой вопросов, делением содержания на более мелкие или крупные части и пр. Для старшеклассников рассказ может быть более продолжительным и даже приобретать черты лекции.
Усложнение практических методов можно пронаблюдать при проведении лабораторных работ с использованием микроскопа. Первые работы с микроскопом проводятся фронтально, т.е. все необходимые операции выполняются по команде педагога. Постепенно уровень самостоятельности школьников при выполнении лабораторных работ возрастает. Школьники уже овладели рядом необходимых практических умений, и педагог может организовать самостоятельную практическую работу с использованием инструктивных карточек. Педагог контролирует ход выполнения работы и ее промежуточные результаты, помогая довести ее до конца, и при необходимости обращает внимание обучаемого на имеющиеся недочеты. Развитие практических методов у старшеклассников связано с тем, что они уже владеют умением самостоятельно выполнять конкретное задание лабораторной работы и планировать свою деятельность. Это влечет за собой и смену организационной формы обучения с лабораторного занятия (для школьников 10 – 12 лет) на практикум (для старшеклассников).
Таким образом, развитие методов обучения характеризуется тремя параметрами:
ü Усилением самостоятельности обучающихся в процессе обучения;
ü Усложнением задач, которые выдвигаются перед школьниками;
ü Усложнением познавательной деятельности обучающихся.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что в процессе преподавания биологии и экологии очень важно применять методы обучения в соответствии со спецификой содержания, реализуемых педагогом образовательных программ, темы занятия и даже его отдельных частей, а также согласно возрастным особенностям обучающихся и условиям самого учреждения.
Комментарий был изменен с момента создания (Skulenkova, пн, 02/06/2014 - 21:42).
Выбор методов обучения и их развитие
Вопросы выбора наиболее адекватного в данной учебной ситуации метода обучения, оптимального для данных условий его применения, составляет важнейшую сторону деятельности преподавателя. Поэтому педагогика и уделяет им особое внимание (см. работы А.Н. Алексюка, Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова). Рассмотрим факторы, от которых зависит правильный выбор метода. Исследования Ю.К. Бабанского, М.И. Махмутова и других показали, что при выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
1) соответствие целям и задачам обучения и развития;
2) соответствие содержанию темы занятия;
3) соответствие реальным учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности), особенностям группы (класса, параллели);
4) соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения;
5) соответствие возможностям самих преподавателей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем психолого-педагогической и методической подготовки.
Цель занятия всегда согласуется с возможностями средств для ее достижения, а к ним относятся содержание и методы обучения. Но при разном содержании методы могут быть разными, поэтому при выборе их учитываются сразу все названные критерии. Для этого требуется комплексный анализ содержания учебного материала и выявление его доступности для усвоения обучаемыми.
На занятиях по биологии и экологии наиболее ценные методы, те которые дают возможность приобретать знания с использованием натуральных объектов. Нет надобности на занятии рассказывать об особенностях, например, мхов, когда есть возможность их показать в натуральном виде. Для формирования понятий и их развития необходимы специфические методы. Так, изучение морфологических понятий требует наблюдений, обследования внешних особенностей живых объектов, а физиологических и экологических – наблюдений, опытов или использования экранных пособий, эволюционных – накопления определенных знаний (определенных фактов) на примере изучения растений, животных и человека.
При выборе методов для достижения оптимального сочетания слова и наглядности следует учитывать степень самостоятельности обучаемых, а также характер учебного содержания (знакомое или совсем новое). Учитываются также возможности учреждения – не всякий изучаемый объект может быть представлен в натуральном виде на занятии, многие закономерности живой природы трудно продемонстрировать опытным путем. В этом случае лучше выбрать демонстрацию кинофильма или телепередачу. Кроме того, выбор методов обучения связан с оснащением учебного процесса. Как бы не хотел педагог провести то или иное наблюдение, организовать тот или иной эксперимент, сделать это он не сможет, если в лаборатории или мастерской отсутствует необходимое оборудование.
На выбор методов обучения могут влиять время и организационная форма обучения. Нередко педагоги при работе со старшеклассниками, экономя время для проведения запланированных лабораторных работ, например по теме «Основы цитологии», объединяют их вместе и проводят в форме практикума. При этом организуются группы: одна, например, изучает особенности строения эукариотических клеток (растительной, грибной, животной) под микроскопом; другая изучает особенности строения прокариотических клеток (цианобактерий, бактерий молочнокислого брожения) под микроскопом; третья – выполняет работу по изучению внутриклеточного пищеварения на примере инфузории-туфельки. По окончании одной работы учащиеся переходят за другой стол и начинают следующую работу. Таким образом, выполняются все запланированные работы.
Важно на занятиях создавать ситуации, при которых обучающиеся приобщаются к самостоятельному добыванию знаний из книг, справочной и дополнительной литературы. При этом идет синтетическая работа по формированию у обучающихся готовности работать самостоятельно.
Знание факторов, обуславливающих выбор методов, дает возможность педагогу правильно ориентироваться с учетом конкретных условий обучения, в частности при подготовке к занятию. Оптимальный выбор метода обучения может быть сделан лишь при условии хорошего знания качественных свойств каждого метода, т.е. учета его достоинств и недостатков с точки зрения эффективности обучения.
Развитие метода обучения – внутреннее, присущее ему свойство, которое обнаруживается на разных ступенях обучения. Один и тот же метод в зависимости от содержания материала и возраста обучающихся получает различную степень выражения. Например, беседа с детьми 10 – 12 лет и беседа со старшеклассниками (16 -18 лет) отличается не только содержанием, но и характером их ведения: постановкой вопросов, делением содержания на более мелкие или крупные части и пр. Для старшеклассников рассказ может быть более продолжительным и даже приобретать черты лекции.
Усложнение практических методов можно пронаблюдать при проведении лабораторных работ с использованием микроскопа. Первые работы с микроскопом проводятся фронтально, т.е. все необходимые операции выполняются по команде педагога. Постепенно уровень самостоятельности школьников при выполнении лабораторных работ возрастает. Школьники уже овладели рядом необходимых практических умений, и педагог может организовать самостоятельную практическую работу с использованием инструктивных карточек. Педагог контролирует ход выполнения работы и ее промежуточные результаты, помогая довести ее до конца, и при необходимости обращает внимание обучаемого на имеющиеся недочеты. Развитие практических методов у старшеклассников связано с тем, что они уже владеют умением самостоятельно выполнять конкретное задание лабораторной работы и планировать свою деятельность. Это влечет за собой и смену организационной формы обучения с лабораторного занятия (для школьников 10 – 12 лет) на практикум (для старшеклассников).
Таким образом, развитие методов обучения характеризуется тремя параметрами:
ü Усилением самостоятельности обучающихся в процессе обучения;
ü Усложнением задач, которые выдвигаются перед школьниками;
ü Усложнением познавательной деятельности обучающихся.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что в процессе преподавания биологии и экологии очень важно применять методы обучения в соответствии со спецификой содержания, реализуемых педагогом образовательных программ, темы занятия и даже его отдельных частей, а также согласно возрастным особенностям обучающихся и условиям самого учреждения.
С уважением, Марина Скуленкова