По вопросам педагога или детей, требующим размышлений, обучающиеся на занятии свободно высказывают и внимательно слушают мнения выступающих
Метод проблемного изложения
Проблемные вопросы решает сам педагог, размышляя вслух и этим побуждая во время изложения материала группу к логическому мышлению, соучастию в решении проблемы, к добыванию новых знаний
Метод эвристической (поисковой), сократической беседы
Обучающиеся решают проблемные вопросы и добывают часть новых знаний в процессе коллективных размышлений, индуктивных и дедуктивных умозаключений, опираясь на свои знания
визуальные методы
Частично-поисковый демонстрационный метод
Обучающиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем наблюдения и обсуждения демонстрируемых педагогом опытов, натуральных объектов, микропрепаратов, моделей, таблиц и других изобразительных пособий
кинестетические методы
Метод моделирования
Обучающийся самостоятельно изготавливает модель натурального объекта, используя разнообразные техники изготовления (лепка, резьба, аппликация, оригами и т.п.).
Метод определения натурального объекта «в слепую»
Обучающийся на ощупь определяет и выбирает натуральный объект, указанный педагогом. При этом он лишен подсказок педагога и, не смотрит на сам объект.
Полимодальные методы
1. аудиовизуальные методы
Частично поисковый демонстрационный метод работы с экранными пособиями
Обучающиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем просмотра и обсуждения кино-, видео-, теле-, диафильмов, слайдов демонстрируемых педагогом с помощью ТСО (технических средств обучения)
Метод мультимедийной лекции
Педагог готовит мультимедийную программу в которой лекция может быть полностью автоматизирована и сопровождаться заранее записанным дикторским текстом или может проходить в сопровождении слов учителя. Программа демонстрируется с использованием мультимедийных проекционных систем.
2. визуально-кинестетические методы
Метод наблюдения
Обучающийся ведет самостоятельное наблюдение над живым объектом с использованием инструктажа в виде, например инструктивной карты и фиксацией увиденного в виде схем, рисунков, графиков, таблиц и т.п. В зависимости от объектов изучения и степени подготовленности обучающихся возможны различные варианты наблюдений (с письменным заданием, с использованием текста учебного пособия, с письменными ответами преимущественно в виде выводов, зарисовками, с решением биологических задач).
Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами
Все обучающиеся самостоятельно, без непосредственного участия учителя, но по его заданию, выполняют письменно-графическую работу по биологии творческого характера, используя тексты, перфокарту и другие дидактические материалы в нескольких вариантах.
3.аудиально-кинестетические методы
Метод самостоятельной работы с учебником
Все обучающиеся самостоятельно, без непосредственного участия педагога, но по его заданию, читают учебник и преобразовывают текст в план, таблицу, схему и другие формы записи в тетрадях
Исследовательская работа с литературой (реферирование)
Обучающийся, по заданию учителя, читает дополнительные источники и кратко, лаконично излагает суть прочитанного в виде реферата или доклада
4.аудиовизуально-кинестетические методы
Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач
Все обучающиеся по заданию педагога самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера с последующей их защитой
Метод опорных сигналов
Педагог демонстрирует плакат с опорными сигналами и объясняет их содержание; учащиеся копируют, прорабатывают и воспроизводят сигналы
Частично-поисковый лабораторный метод
Обучающиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента, самонаблюдения или работая с натуральным раздаточным материалом. До работы обучающимся известна лишь ее цель, но не ожидаемые результаты
-->
Комментарий был изменен с момента создания (Skulenkova, чт, 12/06/2014 - 18:38).
Краткая характеристика некоторых методов обучения, максимально повышающих
познавательную активность обучающихся
(по Г.М. Муртазину с добавлениями)
название
краткая характеристика
1
2
аудиальные методы
Метод дискуссии
По вопросам педагога или детей, требующим размышлений, обучающиеся на занятии свободно высказывают и внимательно слушают мнения выступающих
Метод проблемного изложения
Проблемные вопросы решает сам педагог, размышляя вслух и этим побуждая во время изложения материала группу к логическому мышлению, соучастию в решении проблемы, к добыванию новых знаний
Метод эвристической (поисковой), сократической беседы
Обучающиеся решают проблемные вопросы и добывают часть новых знаний в процессе коллективных размышлений, индуктивных и дедуктивных умозаключений, опираясь на свои знания
визуальные методы
Частично-поисковый демонстрационный метод
Обучающиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем наблюдения и обсуждения демонстрируемых педагогом опытов, натуральных объектов, микропрепаратов, моделей, таблиц и других изобразительных пособий
кинестетические методы
Метод моделирования
Обучающийся самостоятельно изготавливает модель натурального объекта, используя разнообразные техники изготовления (лепка, резьба, аппликация, оригами и т.п.).
Метод определения натурального объекта «в слепую»
Обучающийся на ощупь определяет и выбирает натуральный объект, указанный педагогом. При этом он лишен подсказок педагога и, не смотрит на сам объект.
Полимодальные методы
1. аудиовизуальные методы
Частично поисковый демонстрационный метод работы с экранными пособиями
Обучающиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем просмотра и обсуждения кино-, видео-, теле-, диафильмов, слайдов демонстрируемых педагогом с помощью ТСО (технических средств обучения)
Метод мультимедийной лекции
Педагог готовит мультимедийную программу в которой лекция может быть полностью автоматизирована и сопровождаться заранее записанным дикторским текстом или может проходить в сопровождении слов учителя. Программа демонстрируется с использованием мультимедийных проекционных систем.
2. визуально-кинестетические методы
Метод наблюдения
Обучающийся ведет самостоятельное наблюдение над живым объектом с использованием инструктажа в виде, например инструктивной карты и фиксацией увиденного в виде схем, рисунков, графиков, таблиц и т.п. В зависимости от объектов изучения и степени подготовленности обучающихся возможны различные варианты наблюдений (с письменным заданием, с использованием текста учебного пособия, с письменными ответами преимущественно в виде выводов, зарисовками, с решением биологических задач).
Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами
Все обучающиеся самостоятельно, без непосредственного участия учителя, но по его заданию, выполняют письменно-графическую работу по биологии творческого характера, используя тексты, перфокарту и другие дидактические материалы в нескольких вариантах.
3. аудиально-кинестетические методы
Метод самостоятельной работы с учебником
Все обучающиеся самостоятельно, без непосредственного участия педагога, но по его заданию, читают учебник и преобразовывают текст в план, таблицу, схему и другие формы записи в тетрадях
Исследовательская работа с литературой (реферирование)
Обучающийся, по заданию учителя, читает дополнительные источники и кратко, лаконично излагает суть прочитанного в виде реферата или доклада
4. аудиовизуально-кинестетические методы
Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач
Все обучающиеся по заданию педагога самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера с последующей их защитой
Метод опорных сигналов
Педагог демонстрирует плакат с опорными сигналами и объясняет их содержание; учащиеся копируют, прорабатывают и воспроизводят сигналы
Частично-поисковый лабораторный метод
Обучающиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента, самонаблюдения или работая с натуральным раздаточным материалом. До работы обучающимся известна лишь ее цель, но не ожидаемые результаты
-->
С уважением, Марина Скуленкова