Официальный сайт openw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



На: Виртуальный методический кабинет

M. Skulenkova
Фото пользователя M. Skulenkova
На сайте с: 30/01/2009
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 years 1 неделя назад.
На: Виртуальный методический кабинет

Система методов проблемно-развивающего обучения
(по М.И. Махмутову)

 В этой системе методы обучения группируются по несколь­ким основаниям: по уровню проблемности; по видам деятель­ности педагога (методы изложения преподавателя: моноло­гическое, показательное, диалогическое; методы организации самостоятельной учебной деятельности учащихся: эвристический, исследовательский, программированный, алгоритмический); по характеру учебной деятельности учащихся (репродуктивная, про­дуктивная, частично-поисковая); по основным дидактическим целям и функциям (организации, развития, образования, побу­ждения и контроля).

Такая классификация способствует осознанному усвоению тео­рии методов; позволяет научно обоснованно выбрать метод и соз­нательно его применить в нужном месте и в нужный момент.

Рассмотрим подробнее содержание методов проблемного обучения. Рекомендуем следующий план рассмотрения каждо­го метода: признаки — определение — основные функции — пра­вила — применение — отличие от других методов. При этом правила формулируются исходя из инвариантной структуры ос­новных задач обучения: 1) формирование новых знаний и спо­собов действий, 2) побуждение учащихся к активной деятель­ности, 3) управление процессом учения, 4) оценивание про­цесса и результатов. Поэтому, несмотря на то, что методов семь, правил всего четыре. По содержанию, конечно, правила каждого метода отличаются.

Монологический метод обучения

Признаки: наличие вербального изложения педагогом учебного материала, описатель­ное объяснение фактов и т. п., спорадическое возникновение проблемных ситуаций. Доминирует исполнительская деятельность учащихся: наблюдение, слушание и запоминание, выполнение действий по образцу; контроль и оценка по качеству воспроиз­ведения знаний.

Определение: монологический метод — это обу­словленная принципами обучения система правил подготовки и изложения педагогом материала с целью объяснения учащим­ся готовых выводов науки в форме рассказа или школьной лек­ции с применением аудиовизуальных средств и формирования у учащихся знаний и умений на уровне их восприятия и по­нимания.

Основные функции: передача учащимся готовых выводов науки в виде фактов, законов, принципов, правил и положений; организация повторения и закрепления пройден­ного материала, углубление знаний; совершенствование репро­дуктивного мышления.

Правила: 1) сообщить учебный материал, дать его описание или объяснение для запоминания или применения в упражнениях; 2) выбрать и применить приемы побуждаю­щего воздействия; 3) показать образцы действий на примерах; 4) контроль и оценку знаний и умений проводить по качест­ву воспроизведения усвоенного материала.

Применение: монологический метод применяется в форме рассказа, лекции с использованием таких приемов, как описание фактов, демонстрация явлений, напоминание, указа­ние и др. Этот метод предполагает деятельность учащихся копи­рующего характера: наблюдать, слушать, запоминать, выполнять действия по образцу, работать с таблицами, приборами, решать типовые задачи и пр. На первый взгляд кажется, что использо­вать монологический метод довольно просто: рассказал, показал, прочитал, объяснил, повторил. Однако каждому педагогу известно, как это трудно сделать. Трудно удержать активное внимание учащихся, поддержать их интерес к нередко скучным  для них явлениям и фактам. Монологический метод, как уже отмечалось, предполагает в общем-то пассивную деятельность учащихся: они должны слушать, наблюдать, выполнять и т. д. Но не всегда они это осознают и потому могут и не слушать, и не наблюдать, и не выполнять. Поэтому при этом методе необходимо обращать особое внимание на приемы, усиливающие его возможности. Следует прежде всего подготовить учащихся к предстоящей дея­тельности, направить их мысль на восприятие ее цели, скон­центрировать внимание на учебной ситуации. То есть необходимо реализовать все возможности мотивационного обеспечения учеб­ного процесса.

Показательный метод обучения

Признаки: пока­зывается логика решения научной проблемы ученым или реше­ние нравственных проблем писателем; дается образец доказа­тельства, рассуждений, путь поиска истины; рассматриваются способы решения практической проблемы.

Определение: показательный метод — это обу­словленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки и объяснения учебного материала путем постанов­ки проблемы и показа способов ее решения или путем показа учащимся образца логики научного исследования, формирова­ние у них способов поисковой деятельности.

Функции:    формирование у учащихся понятия о логике и способах научной или практической проблемы, формирование представлений о способах творческой деятель­ности.

Правила: первое — создать проблемную ситуацию и объяснить сущность основных понятий путем показа решения проблемы; второе — четвертое правила те же, что и у моно­логического метода.

Применение: в форме рассказа (лекции) с по­казом логики открытия, решения научной или практической проблемы, конструирования способа действий, сопровождае­мого демонстрацией опытов, диа- и видеофильмов. Данный метод применяется в двух вариантах. В первом случае педагог подбирает факты из истории науки и показывает логику ре­шения научной проблемы учеными. Приводя в своем рассказе исторические факты, обнажая противоречивость данных науки, педагог создает проблемную ситуацию, сам формулирует проблему и показывает, как она решена учеными, обращая внимание учащихся на логику познания, движение мысли ученого к истине (в том числе на его ошибки, сомнения, успехи, описание опытов).

В другом случае педагог применяет показательный метод, чтобы продемонстрировать образец исследования при выводе какого-либо уравнения, доказательства, закономерности, реше­ния практической проблемы. Деятельность педагога в этом случае аналогична первому варианту. Деятельность учащихся носит репродуктивный характер, но возможности побуждения к учебной деятельности шире, чем при монологическом методе. Активизируют их деятельность такие приемы: постановка проблемных вопросов, которые вызывают удивление, создают познавательное затруднение, вызывают эмоциональное отноше­ние; демонстрации, подтверждающие или опровергающие вы­двинутые предположения, что позволяет удерживать внимание учащихся на изучаемых понятиях; связь с производственным опытом; оценочные обращения педагога, его уверенность в дос­тупности учебного материала; стимулирование уверенности учащихся в своих возможностях.

Диалогический метод

Основные признаки: изложе­ние учебного материала идет в форме сообщающей беседы, в которой используются в основном репродуктивные вопросы по известному учащимся материалу. Педагог может также создать проблемную ситуацию, поставить ряд проблемных во­просов, но в этом случае он сам объясняет сущность новых понятий и способов действий.

Определение: диалогический метод — это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения сообщающей бесе­ды с целью объяснения учебного материала учащимся, побуж­дения учащихся к участию в постановке проблем и их реше­нии и активизации их учебной деятельности.

Основные ф у н к ц и и: раскрытие новых понятий и способов учебной деятельности с помощью репродуктивных вопросов и преднамеренно создаваемых проблемных ситуаций; активизация познавательного общения и побуждение учащихся к умственной или практической деятельности, формирование у них умений речевого общения и самостоятельной деятельно­сти; обучение способам коллективной мыслительной деятель­ности.

Правил а: 1)в ходе сообщающей беседы создавать по возможности проблемные ситуации; 2) привлекать учащихся к участию в формулировке проблемы, выдвижению предполо­жений, в обосновании гипотезы и ее доказательстве; 3) кон­троль и оценку производить по уровню активности участия учащихся в сообщающей беседе и решении учебных проблем.

Применение диалогического метода осуществля­ется в форме беседы на занятиях  первого и третьего типа (изучения нового материала, обобщения и систематизации зна­ний). В беседе преподаватель привлекает учащихся к ответам на такие вопросы, которые обращены к имеющимся у них знани­ям и умениям. Доля их самостоятельности в учебной деятельности определяется количеством вопросов репродуктивного харак­тера. При постановке вопросов, требующих для ответа новой информации, знаний, подходов, преподаватель либо сам отве­чает на них, либо организует изучение учебного пособия, видео­фильма и пр. Этот метод очень динамичен. Он может перейти и в эвристический, и, при необходимости, в монологический, может применяться практически на любом этапе занятия.

Эвристический метод

Основные    признаки:    орга­низация изучения материала в форме эвристической беседы; постановка проблемных вопросов; решение познавательных, задач;   учебные   проблемы   ставятся  и  решаются  учащимися с помощью педагога.

Определение: эвристический метод — это обу­словленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения эвристической беседы в сочетании с решением познавательных задач.

Основные функции: самостоятельное усвоение знаний и способов действий; развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в традиционной ситуации; видение новых призна­ков изучаемого объекта; преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых); развитие качеств ума, мыслительных навыков, формирование познава­тельных умений; обучение учащихся приемам активного позна­вательного общения; развитие мотивации учения, аффилиации, достижения.

Правила: 1) формирование новых знаний происхо­дит на основе эвристической беседы и должно сочетаться с самостоятельной работой учащихся (участие в эвристической беседе: задавание учащимися встречных, проблемных вопросов, ответы на проблемные вопросы, решение познавательных за­дач); 2) педагог преднамеренно создает проблемные ситуации, учащиеся должны их анализировать и ставить проблемы, выдви­гать и доказывать гипотезы, делать выводы; 3) оценка ставится в основном за умение применять ранее полученные знания на разных этапах поиска, выдвигать и обосновывать гипотезы, до­казывать их, за овладение способами деятельности.

           Применяется этот метод при изучении нового материала, имеющего противоречивый характер, или при со­вершенствовании уже усвоенных знаний с целью обобщения полученных ранее впечатлений, стимулирования многоаспект­ного осмысления явлений, самостоятельного поиска учащимися новых способов деятельности, которым их ранее не обучали. В большой степени применение этого метода зависит от уровня обученности и развития учащихся, особенно от сформирован­ности их познавательных умений. Данный метод применяется в форме эвристической беседы, во время семинара, дискуссии, учебной конференции. Педагог сочетает частичное объяснение нового с постановкой проблемных заданий. Учащиеся выпол­няют самостоятельные работы поискового типа: анализируют проблемные ситуации, ставят проблемы и решают их, нахо­дят новые знания и способы действий.

Исследовательский метод

Основные признаки: педагог организует самостоятельную работу учащихся по изучению нового знания, предлагая им задания проблемного характера и разрабатывая совместно с ними цель работы. Проблемные ситуации, как правило, возникают в ходе выпол­нения учащимися заданий, имеющих обычно не только тео­ретический, но и практический (инструментальный) характер (поиск дополнительных фактов, сведений, систематизация и анализ информации и т. д.).

Определение: исследовательский метод — это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и организации препода­вателем самостоятельной работы учащихся по решению проблем­ных заданий с целью усвоения ими новых понятий и способов действий и развития у них интеллектуальной и других сфер.

Основные функции: формирование творческого мышления и других составляющих интеллектуальной сферы, самостоятельное усвоение учащимися новых знаний и спосо­бов действий, стимулирование появления у них новых способов действий, которым их заранее не обучали; формирование мотивационной, эмоциональной, волевой сфер.

Правила: 1) педагог, исходя из возможности и целе­сообразности проблемного учения, дает школьникам самостоя­тельную работу по решению проблемы; 2) созданием про­блемной ситуации и постановкой задания по ее разрешению педагог побуждает учащихся к деятельности поискового харак­тера; 3) контроль и оценка проводятся по рациональному спо­собу решения познавательных заданий, по умению ставить и решать учебные проблемы, излагать результаты и доказывать свои выводы.

П р и м е н я е т с я исследовательский метод (как более сложный) реже эвристического на доступном учащимся мате­риале, изучение которого чаще связано с выполнением прак­тических или теоретических работ поискового характера. Этот метод применяется в форме организации и проведения лабо­раторных и практических работ, практикумов, при проведении общественных смотров знаний, при решении в течение не­скольких уроков тематических межпредметных (интегративных) учебных проблем, при решении целостной проблемы творче­скими группами учащихся, при организации учебных игр.

Алгоритмический метод

Основные п р и з н а к и: устное инструктирование учащихся; показ образца действия и алго­ритма (совокупности правил и предписаний) его выполнения; наличие деятельности по образцу и алгоритму; возможны ситуа­ции, когда алгоритмы разрабатывают сами учащиеся.

О п р е д е л е н и е: алгоритмический метод — это обусловленная принципами обучения система регулятивных пра­вил организации учителем процесса усвоения новых знаний и способов действий (включая усвоение алгоритмов) путем предписаний и показа алгоритмов выполнения заданий.

Основные ф у н к ц и и: формирование у учащихся умений работать по определенным правилам и предписаниям; организация лабораторных и практических работ по инструк­циям; формирование умения самостоятельно составлять новые алгоритмы деятельности.

Основные п р а в и л а: 1) учащихся подробно инст­руктируют, как выполнить задание; 2) им показывается обра­зец практического выполнения задания; 3) при выполнении задания учащиеся пользуются предложенным педагогом алго­ритмом (или разрабатывают его сами); 4) контроль и оценка осуществляется в ходе и по результатам деятельности.

П р и м е н я я алгоритмический метод обучения, препо­даватель имеет возможность показать учащимся готовые образцы действий, он дает предписания, учит самостоятельно составлять алгоритмы действий, формирует умения и навыки практиче­ской исполнительской деятельности (самостоятельное ее плани­рование, коррекция, контроль, разработка алгоритмов). На основе этого метода формируются индивидуальные способно­сти усвоения новых знаний и овладения умениями.

В основе данного метода лежит передача алгоритма действия в форме инструктажа о целях, задачах, способах выполнения предстоящего задания (зачем, что и как делать). В зависимости от уровня развития учащихся инструктаж может быть кратким, обобщенным или подробным, детальным, может проводиться в вопросно-ответной форме или с применением письменных предписаний, карточек, ТСО. Например, при выполнении лабо-раторно-практических работ можно предложить такой план дея­тельности: 1) Какова цель предстоящей работы? Что нужно сделать, какое новое знание усвоить, каким способом овла­деть, какое умение выработать? 2) Что для этого необходимо сделать? Что нужно определить в работе? Какую закономер­ность необходимо проверить? Как она формулируется, как доказывается? и т. д.

 Программированный метод

Основные п р и з н а к и: машинное и безмашинное программирование учебного мате­риала с постановкой вопросов и заданий учащимся для само­стоятельного усвоения знаний и способов действий.

О п р е д е л е н и е: программированный метод — это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил структурирования учебного материала и управления самостоятельной работой учащихся по его изучению с помо­щью программных педагогических средств (ППС).

Основные ф у н к ц и и: управление с помощью ППС и ТСО учебной деятельностью; обучение навыкам самоконтро­ля; обучение навыкам работы с компьютером; составление обучающих и других программ для компьютера; развитие ин­дивидуальных способностей.

П р а в и л а: 1) учебный материал структурируется с помощью ППС; 2) включение учащихся в учебную деятель­ность и побуждение к выполнению программированных заданий осуществляется за счет новизны форм работы и мотивационного обеспечения учебного процесса, заложенного при разработке ППС; 3) контроль и оценивание проводятся по результатам выполнения программированных заданий.

Программированный метод с внедрением персональных ком­пьютеров занимает все больший удельный вес среди осталь­ных методов обучения, находит п р и м е н е н и е при изучении многих учебных предметов и на всех этапах занятия.

Интерактивные методы

В процессе обучения восприятие и усвоение учебной информации происходит путем межлично­стного познавательного общения и взаимодействия всех его субъектов. Методы группового взаимодействия называют ин­терактивными методами, в основе которых лежит процесс игрового взаимодействия, или механизм интеракции (от англ. interaction — взаимодействие, воздействие), под которой по­нимается непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью которой явля­ется способность человека принимать роль другого, представ­лять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Поэтому-то развитие личностных качеств и происходит в процессе взаимодействия. Б. Шоу: «У Вас ябло­ко и у меня яблоко. Что произойдет, если обменяемся? Теперь: у Вас идея, у меня идея. Что произойдет, если обменяемся? У каждого будет по две идеи». И это без материальных потерь друг для друга. Это и есть интеракция — процесс обогащения идеями, развития друг друга в результате взаимодействия.

Под интерактивными методами мы понимаем систему правил организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующее педагогически эффектив­ное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учеб­ной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

К таким методам относят: разыгрывание ролей, анализ кон­кретных ситуаций (проблемных, конфликтных, производствен­ных), игровое проектирование, деловые игры, дидактические (деловые, учебные) игры, круглый стол (учебные семинары, учебные дискуссии, учебные встречи), мозговую атаку.

 

Понятие об учебных деловых играх. Учебная деловая игра (УДИ) является формой воссоздания предметного и социально­го содержания будущей профессиональной деятельности специа­листа, моделирования тех систем отношений, которые харак­терны для этой деятельности как целого. В ней воспроизводятся наиболее типичные профессиональные ситуации в сжатом виде. В условиях УДИ обучаемый приобретает не только компетен­цию специалиста, но и социальную. Это в определенной мере репетиция производственной или общественной деятельности.

Модификации УДИ:

1.    Имитационные игры — на занятии имитируется деятель­ность какой-либо организации или подразделения (деятельность педагогического коллектива школы, работа отдела и т. п.), события (деловое совещание, обсуждение плана, родительское собрание, педсовет), обстановка, условия (кабинет начальни­ка, зал заседаний, защита диплома, экзамен).

2.    Операционные игры — предполагают отработку конкрет­ных специфических операций (например, методика ведения беседы учителя с родителем, методика проведения занятия, тех­нологический процесс изготовления изделия и пр.), то есть здесь моделируется соответствующий производственный (или социальный) процесс.

3.    Исполнение ролей — отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и т. д. Модель — пьеса ситуа­ции, между участниками распределяются роли с «обязательным содержанием».

4.    Инсценировка — «деловой театр» — разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Задачи участников: мобилизовать свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его работу, оце­нить обстановку, найти правильную линию поведения.

5.    Психодрама и социодрама — это модификация п. 3 и 4. Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в кото­ром отрабатываются умения чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в психологический контакт.

Основная цель всех УДИ — научить участников ориентировать­ся в различных ситуациях, учитывать возможности и состояния других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их ин­тересы и пр. Здесь необходимо разработать сценарий, где описы­ваются функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Методика проведения УДИ:

·        Этап подготовки аудитории, участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель за­нятия, обосновывается постановка проблемы. Выдаются (или готовятся) пакеты материалов.

·        Этап изучения ситуации, инструкций, установок и других материалов. Собирается дополнительная информация, проводят­ся консультации. Допускаются предварительные контакты между участниками игры.

·        Этап проведения — процесс игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий (это не обязательно педагог) может корректировать дей­ствия участников, если они отклоняются от главной цели игры.

·        Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Вы­ступают эксперты, все обмениваются мнениями. Идет защита участниками своих решений и выводов.

Принципы организации УДИ:

1.     Принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства, а также игрового моделиро­вания содержания профессиональной деятельности специалиста.

2.     Принцип проблемности содержания игры и процесса ее развертывания.

3.     Принцип совместной деятельности участников на уровне взаимодействия каждого с каждым.

4.     Принцип диалогического общения и взаимодействия парт­неров по игре. «Вопросное» состояние участников игры.

5.     Принцип двуплановости игровой деятельности. Серьезная деятельность реализуется в «несерьезной» игровой форме, что позволяет участникам интеллектуально и эмоционально раскре­поститься, снять «зажатость», проявить инициативу, творчество.

Правила для участников игры:

•   уважать право другого на собственное мнение, даже если оно резко расходится с твоим собственным;

•   вдумчиво и терпеливо выслушивать своего товарища, ста­раясь понять его;

•   не отрицать сразу все сказанное оппонентом в споре, а заметить сильные и слабые стороны в его словах, ар­гументации;

•   взвешивать все, что сам собираешься сказать;

•   быть готовым признать правоту другого;

•   не горячиться и не торопиться с выводами;

•   постоянно находиться в «вопросном» состоянии.

Экспертам необходимо заранее на доске приготовить табло игры

Пример табло игры

Критерии

Макси­мальный балл

№ команд

I

II

III

IV

 

Активность

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научность

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельность

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Артистизм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новое освещение проблемы

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оригинальное суждение, вопрос

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доп. информация

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование доп. материалов

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подмена проблемы

 

 

-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторение сказанного

 

 

-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дисциплина

 

 

+, -з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мозговая атака. Метод «мозговой атаки» широко применя­ется для активизации творческого мышления и его развития.

Известно, что критика или даже боязнь ее служат помехой творческому мышлению. Разумеется, любая новая идея может оказаться неверной. Если автор боится критики, которая может быть вызвана тем, что идея его плоха, он не станет высказы­вать непроверенные мысли. В этом случае многие потенциально хорошие идеи будут потеряны. Для того чтобы устранить боязнь критики при генерировании идеи и вызываемые ею последст­вия, А. Осборн разработал метод так называемой «мозговой атаки».

Предложенная им методика используется с целью выявления возможно большего количества оригинальных идей. В сущности, она представляет собой видоизмененный метод свободных ассо­циаций. Упор делается на расслабление внимания к критической оценке значимости отдельных идей. Важно не их качество, а ко­личество. Критика выдвинутых идей производится позднее, после того, как «творческий сеанс» будет закончен.

Основными правилами проведения заседаний по методу «моз­говой атаки» рекомендуется:

1.     Сформулировать проблему в основных терминах, выделить единственный центральный пункт.

2.     Не объявлять ложной и не прекращать исследование ни одной идеи.

3.     Подхватывать идею любого рода, даже если ее уместность кажется в данное время сомнительной.

4.     Оказывать поддержку и поощрение, столь необходимые для того, чтобы освободить участников от скованности.

5.     Проводить оценку и селекцию идей только после окон­чания заседания с помощью группы экспертов, желательно не участвовавших в обсуждении.

Таким образом, сущность метода сводится к запрещению критиковать любую идею, какой бы «дикой» она ни казалась. Участники заседания могут комбинировать или совершенст­вовать идеи, предложенные другими. Данный метод, по Осборну, можно применять на любой стадии технического твор­чества: вначале, когда техническая задача еще окончательно не определена, и позднее, когда она сформулирована и намечают­ся пути и способы ее решения.

Успех работы по методу «мозговой атаки» в значительной степени зависит от ее руководителя, который должен уметь вести заседание в соответствии с определенными правилами,  владеть необходимыми приемами, уметь задавать вопросы, под­сказывать или уточнять поданные идеи, следить за тем, чтобы не было больших пауз в высказывании идей или чтобы оно не происходило только в рациональном направлении (если это случится, руководитель должен принять предупредительные ме­ры, например, подсказать заведомо фантастическую или непрак­тическую идею, наводящим вопросом направить рассуждение по менее рациональному руслу).

Допустимое количество участников заседания — от 4 до 15 человек. Длительность его проведения по методу прямой коллек­тивной «мозговой атаки» — от 15 мин до 1 ч в зависимости от характера и сложности проблемы. Для записи идей выделя­ется секретарь или используется магнитофон.

Группа экспертов тщательно изучает высказывания участни­ков заседания, обращая особое внимание на возможность ис­пользования оригинальных, хотя, на первый взгляд, и нереаль­ных идей. Эксперты сначала отбирают идеи, которые могут быть реализованы при данном уровне развития техники, затем из них выбирают наилучшие для применения в конкретных условиях.

В том случае, если необходимо выявить недостатки и противо­речия в техническом объекте, подлежащем усовершенствованию, проводится обратная «мозговая атака», при которой, в отличие от прямой, критическим замечаниям уделяется основное вни­мание, причем осуществляется выбор не общей, а сугубо кон­кретной технической (или технологической) задачи.

Метод «мозговой атаки» обычно применяется как группо­вой с использованием приемов аналогии, фантазии, инверсии, эмпатии, однако имеются сообщения и об индивидуальном его применении. Наилучшие результаты этот метод дает при поиске таких решений, которые не являются точными, специальны­ми, а носят общий или организационный характер. Иногда с помощью данного метода решают несложные изобретатель­ские задачи.

Комментарий был изменен с момента создания (Skulenkova, чт, 12/06/2014 - 18:40).

С уважением, Марина Скуленкова

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн