В этой системе методы обучения группируются по нескольким основаниям: по уровню проблемности; по видам деятельности педагога (методы изложения преподавателя: монологическое, показательное, диалогическое; методы организации самостоятельной учебной деятельности учащихся: эвристический, исследовательский, программированный, алгоритмический); по характеру учебной деятельности учащихся (репродуктивная, продуктивная, частично-поисковая); по основным дидактическим целям и функциям (организации, развития, образования, побуждения и контроля).
Такая классификация способствует осознанному усвоению теории методов; позволяет научно обоснованно выбрать метод и сознательно его применить в нужном месте и в нужный момент.
Рассмотрим подробнее содержание методов проблемного обучения. Рекомендуем следующий план рассмотрения каждого метода: признаки — определение — основные функции — правила — применение — отличие от других методов. При этом правила формулируются исходя из инвариантной структуры основных задач обучения: 1) формирование новых знаний и способов действий, 2) побуждение учащихся к активной деятельности, 3) управление процессом учения, 4) оценивание процесса и результатов. Поэтому, несмотря на то, что методов семь, правил всего четыре. По содержанию, конечно, правила каждого метода отличаются.
Монологический метод обучения
Признаки: наличие вербального изложения педагогом учебного материала, описательное объяснение фактов и т. п., спорадическое возникновение проблемных ситуаций. Доминирует исполнительская деятельность учащихся: наблюдение, слушание и запоминание, выполнение действий по образцу; контроль и оценка по качеству воспроизведения знаний.
Определение: монологический метод — это обусловленная принципами обучения система правил подготовки и изложения педагогом материала с целью объяснения учащимся готовых выводов науки в форме рассказа или школьной лекции с применением аудиовизуальных средств и формирования у учащихся знаний и умений на уровне их восприятия и понимания.
Основные функции: передача учащимся готовых выводов науки в виде фактов, законов, принципов, правил и положений; организация повторения и закрепления пройденного материала, углубление знаний; совершенствование репродуктивного мышления.
Правила: 1) сообщить учебный материал, дать его описание или объяснение для запоминания или применения в упражнениях; 2) выбрать и применить приемы побуждающего воздействия; 3) показать образцы действий на примерах; 4) контроль и оценку знаний и умений проводить по качеству воспроизведения усвоенного материала.
Применение: монологический метод применяется в форме рассказа, лекции с использованием таких приемов, как описание фактов, демонстрация явлений, напоминание, указание и др. Этот метод предполагает деятельность учащихся копирующего характера: наблюдать, слушать, запоминать, выполнять действия по образцу, работать с таблицами, приборами, решать типовые задачи и пр. На первый взгляд кажется, что использовать монологический метод довольно просто: рассказал, показал, прочитал, объяснил, повторил. Однако каждому педагогу известно, как это трудно сделать. Трудно удержать активное внимание учащихся, поддержать их интерес к нередко скучным для них явлениям и фактам. Монологический метод, как уже отмечалось, предполагает в общем-то пассивную деятельность учащихся: они должны слушать, наблюдать, выполнять и т. д. Но не всегда они это осознают и потому могут и не слушать, и не наблюдать, и не выполнять. Поэтому при этом методе необходимо обращать особое внимание на приемы, усиливающие его возможности. Следует прежде всего подготовить учащихся к предстоящей деятельности, направить их мысль на восприятие ее цели, сконцентрировать внимание на учебной ситуации. То есть необходимо реализовать все возможности мотивационного обеспечения учебного процесса.
Показательный метод обучения
Признаки: показывается логика решения научной проблемы ученым или решение нравственных проблем писателем; дается образец доказательства, рассуждений, путь поиска истины; рассматриваются способы решения практической проблемы.
Определение: показательный метод — это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки и объяснения учебного материала путем постановки проблемы и показа способов ее решения или путем показа учащимся образца логики научного исследования, формирование у них способов поисковой деятельности.
Функции: формирование у учащихся понятия о логике и способах научной или практической проблемы, формирование представлений о способах творческой деятельности.
Правила: первое — создать проблемную ситуацию и объяснить сущность основных понятий путем показа решения проблемы; второе — четвертое правила те же, что и у монологического метода.
Применение: в форме рассказа (лекции) с показом логики открытия, решения научной или практической проблемы, конструирования способа действий, сопровождаемого демонстрацией опытов, диа- и видеофильмов. Данный метод применяется в двух вариантах. В первом случае педагог подбирает факты из истории науки и показывает логику решения научной проблемы учеными. Приводя в своем рассказе исторические факты, обнажая противоречивость данных науки, педагог создает проблемную ситуацию, сам формулирует проблему и показывает, как она решена учеными, обращая внимание учащихся на логику познания, движение мысли ученого к истине (в том числе на его ошибки, сомнения, успехи, описание опытов).
В другом случае педагог применяет показательный метод, чтобы продемонстрировать образец исследования при выводе какого-либо уравнения, доказательства, закономерности, решения практической проблемы. Деятельность педагога в этом случае аналогична первому варианту. Деятельность учащихся носит репродуктивный характер, но возможности побуждения к учебной деятельности шире, чем при монологическом методе. Активизируют их деятельность такие приемы: постановка проблемных вопросов, которые вызывают удивление, создают познавательное затруднение, вызывают эмоциональное отношение; демонстрации, подтверждающие или опровергающие выдвинутые предположения, что позволяет удерживать внимание учащихся на изучаемых понятиях; связь с производственным опытом; оценочные обращения педагога, его уверенность в доступности учебного материала; стимулирование уверенности учащихся в своих возможностях.
Диалогический метод
Основные признаки: изложение учебного материала идет в форме сообщающей беседы, в которой используются в основном репродуктивные вопросы по известному учащимся материалу. Педагог может также создать проблемную ситуацию, поставить ряд проблемных вопросов, но в этом случае он сам объясняет сущность новых понятий и способов действий.
Определение: диалогический метод — это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения сообщающей беседы с целью объяснения учебного материала учащимся, побуждения учащихся к участию в постановке проблем и их решении и активизации их учебной деятельности.
Основные ф у н к ц и и: раскрытие новых понятий и способов учебной деятельности с помощью репродуктивных вопросов и преднамеренно создаваемых проблемных ситуаций; активизация познавательного общения и побуждение учащихся к умственной или практической деятельности, формирование у них умений речевого общения и самостоятельной деятельности; обучение способам коллективной мыслительной деятельности.
Правил а: 1)в ходе сообщающей беседы создавать по возможности проблемные ситуации; 2) привлекать учащихся к участию в формулировке проблемы, выдвижению предположений, в обосновании гипотезы и ее доказательстве; 3) контроль и оценку производить по уровню активности участия учащихся в сообщающей беседе и решении учебных проблем.
Применение диалогического метода осуществляется в форме беседы на занятиях первого и третьего типа (изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний). В беседе преподаватель привлекает учащихся к ответам на такие вопросы, которые обращены к имеющимся у них знаниям и умениям. Доля их самостоятельности в учебной деятельности определяется количеством вопросов репродуктивного характера. При постановке вопросов, требующих для ответа новой информации, знаний, подходов, преподаватель либо сам отвечает на них, либо организует изучение учебного пособия, видеофильма и пр. Этот метод очень динамичен. Он может перейти и в эвристический, и, при необходимости, в монологический, может применяться практически на любом этапе занятия.
Эвристический метод
Основные признаки: организация изучения материала в форме эвристической беседы; постановка проблемных вопросов; решение познавательных, задач; учебные проблемы ставятся и решаются учащимися с помощью педагога.
Определение: эвристический метод — это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения эвристической беседы в сочетании с решением познавательных задач.
Основные функции: самостоятельное усвоение знаний и способов действий; развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в традиционной ситуации; видение новых признаков изучаемого объекта; преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых); развитие качеств ума, мыслительных навыков, формирование познавательных умений; обучение учащихся приемам активного познавательного общения; развитие мотивации учения, аффилиации, достижения.
Правила: 1) формирование новых знаний происходит на основе эвристической беседы и должно сочетаться с самостоятельной работой учащихся (участие в эвристической беседе: задавание учащимися встречных, проблемных вопросов, ответы на проблемные вопросы, решение познавательных задач); 2) педагог преднамеренно создает проблемные ситуации, учащиеся должны их анализировать и ставить проблемы, выдвигать и доказывать гипотезы, делать выводы; 3) оценка ставится в основном за умение применять ранее полученные знания на разных этапах поиска, выдвигать и обосновывать гипотезы, доказывать их, за овладение способами деятельности.
Применяется этот метод при изучении нового материала, имеющего противоречивый характер, или при совершенствовании уже усвоенных знаний с целью обобщения полученных ранее впечатлений, стимулирования многоаспектного осмысления явлений, самостоятельного поиска учащимися новых способов деятельности, которым их ранее не обучали. В большой степени применение этого метода зависит от уровня обученности и развития учащихся, особенно от сформированности их познавательных умений. Данный метод применяется в форме эвристической беседы, во время семинара, дискуссии, учебной конференции. Педагог сочетает частичное объяснение нового с постановкой проблемных заданий. Учащиеся выполняют самостоятельные работы поискового типа: анализируют проблемные ситуации, ставят проблемы и решают их, находят новые знания и способы действий.
Исследовательский метод
Основные признаки: педагог организует самостоятельную работу учащихся по изучению нового знания, предлагая им задания проблемного характера и разрабатывая совместно с ними цель работы. Проблемные ситуации, как правило, возникают в ходе выполнения учащимися заданий, имеющих обычно не только теоретический, но и практический (инструментальный) характер (поиск дополнительных фактов, сведений, систематизация и анализ информации и т. д.).
Определение: исследовательский метод — это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и организации преподавателем самостоятельной работы учащихся по решению проблемных заданий с целью усвоения ими новых понятий и способов действий и развития у них интеллектуальной и других сфер.
Основные функции: формирование творческого мышления и других составляющих интеллектуальной сферы, самостоятельное усвоение учащимися новых знаний и способов действий, стимулирование появления у них новых способов действий, которым их заранее не обучали; формирование мотивационной, эмоциональной, волевой сфер.
Правила: 1) педагог, исходя из возможности и целесообразности проблемного учения, дает школьникам самостоятельную работу по решению проблемы; 2) созданием проблемной ситуации и постановкой задания по ее разрешению педагог побуждает учащихся к деятельности поискового характера; 3) контроль и оценка проводятся по рациональному способу решения познавательных заданий, по умению ставить и решать учебные проблемы, излагать результаты и доказывать свои выводы.
П р и м е н я е т с я исследовательский метод (как более сложный) реже эвристического на доступном учащимся материале, изучение которого чаще связано с выполнением практических или теоретических работ поискового характера. Этот метод применяется в форме организации и проведения лабораторных и практических работ, практикумов, при проведении общественных смотров знаний, при решении в течение нескольких уроков тематических межпредметных (интегративных) учебных проблем, при решении целостной проблемы творческими группами учащихся, при организации учебных игр.
Алгоритмический метод
Основные п р и з н а к и: устное инструктирование учащихся; показ образца действия и алгоритма (совокупности правил и предписаний) его выполнения; наличие деятельности по образцу и алгоритму; возможны ситуации, когда алгоритмы разрабатывают сами учащиеся.
О п р е д е л е н и е: алгоритмический метод — это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил организации учителем процесса усвоения новых знаний и способов действий (включая усвоение алгоритмов) путем предписаний и показа алгоритмов выполнения заданий.
Основные ф у н к ц и и: формирование у учащихся умений работать по определенным правилам и предписаниям; организация лабораторных и практических работ по инструкциям; формирование умения самостоятельно составлять новые алгоритмы деятельности.
Основные п р а в и л а: 1) учащихся подробно инструктируют, как выполнить задание; 2) им показывается образец практического выполнения задания; 3) при выполнении задания учащиеся пользуются предложенным педагогом алгоритмом (или разрабатывают его сами); 4) контроль и оценка осуществляется в ходе и по результатам деятельности.
П р и м е н я я алгоритмический метод обучения, преподаватель имеет возможность показать учащимся готовые образцы действий, он дает предписания, учит самостоятельно составлять алгоритмы действий, формирует умения и навыки практической исполнительской деятельности (самостоятельное ее планирование, коррекция, контроль, разработка алгоритмов). На основе этого метода формируются индивидуальные способности усвоения новых знаний и овладения умениями.
В основе данного метода лежит передача алгоритма действия в форме инструктажа о целях, задачах, способах выполнения предстоящего задания (зачем, что и как делать). В зависимости от уровня развития учащихся инструктаж может быть кратким, обобщенным или подробным, детальным, может проводиться в вопросно-ответной форме или с применением письменных предписаний, карточек, ТСО. Например, при выполнении лабо-раторно-практических работ можно предложить такой план деятельности: 1) Какова цель предстоящей работы? Что нужно сделать, какое новое знание усвоить, каким способом овладеть, какое умение выработать? 2) Что для этого необходимо сделать? Что нужно определить в работе? Какую закономерность необходимо проверить? Как она формулируется, как доказывается? и т. д.
Программированный метод
Основные п р и з н а к и: машинное и безмашинное программирование учебного материала с постановкой вопросов и заданий учащимся для самостоятельного усвоения знаний и способов действий.
О п р е д е л е н и е: программированный метод — это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил структурирования учебного материала и управления самостоятельной работой учащихся по его изучению с помощью программных педагогических средств (ППС).
Основные ф у н к ц и и: управление с помощью ППС и ТСО учебной деятельностью; обучение навыкам самоконтроля; обучение навыкам работы с компьютером; составление обучающих и других программ для компьютера; развитие индивидуальных способностей.
П р а в и л а: 1) учебный материал структурируется с помощью ППС; 2) включение учащихся в учебную деятельность и побуждение к выполнению программированных заданий осуществляется за счет новизны форм работы и мотивационного обеспечения учебного процесса, заложенного при разработке ППС; 3) контроль и оценивание проводятся по результатам выполнения программированных заданий.
Программированный метод с внедрением персональных компьютеров занимает все больший удельный вес среди остальных методов обучения, находит п р и м е н е н и е при изучении многих учебных предметов и на всех этапах занятия.
Интерактивные методы
В процессе обучения восприятие и усвоение учебной информации происходит путем межличностного познавательного общения и взаимодействия всех его субъектов. Методы группового взаимодействия называют интерактивными методами, в основе которых лежит процесс игрового взаимодействия, или механизм интеракции (от англ. interaction — взаимодействие, воздействие), под которой понимается непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью которой является способность человека принимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Поэтому-то развитие личностных качеств и происходит в процессе взаимодействия. Б. Шоу: «У Вас яблоко и у меня яблоко. Что произойдет, если обменяемся? Теперь: у Вас идея, у меня идея. Что произойдет, если обменяемся? У каждого будет по две идеи». И это без материальных потерь друг для друга. Это и есть интеракция — процесс обогащения идеями, развития друг друга в результате взаимодействия.
Под интерактивными методами мы понимаем систему правил организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующее педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.
К таким методам относят: разыгрывание ролей, анализ конкретных ситуаций (проблемных, конфликтных, производственных), игровое проектирование, деловые игры, дидактические (деловые, учебные) игры, круглый стол (учебные семинары, учебные дискуссии, учебные встречи), мозговую атаку.
Понятие об учебных деловых играх. Учебная деловая игра (УДИ) является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. В ней воспроизводятся наиболее типичные профессиональные ситуации в сжатом виде. В условиях УДИ обучаемый приобретает не только компетенцию специалиста, но и социальную. Это в определенной мере репетиция производственной или общественной деятельности.
Модификации УДИ:
1. Имитационные игры — на занятии имитируется деятельность какой-либо организации или подразделения (деятельность педагогического коллектива школы, работа отдела и т. п.), события (деловое совещание, обсуждение плана, родительское собрание, педсовет), обстановка, условия (кабинет начальника, зал заседаний, защита диплома, экзамен).
2. Операционные игры — предполагают отработку конкретных специфических операций (например, методика ведения беседы учителя с родителем, методика проведения занятия, технологический процесс изготовления изделия и пр.), то есть здесь моделируется соответствующий производственный (или социальный) процесс.
3. Исполнение ролей — отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и т. д. Модель — пьеса ситуации, между участниками распределяются роли с «обязательным содержанием».
4. Инсценировка — «деловой театр» — разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Задачи участников: мобилизовать свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его работу, оценить обстановку, найти правильную линию поведения.
5. Психодрама и социодрама — это модификация п. 3 и 4. Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатываются умения чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в психологический контакт.
Основная цель всех УДИ — научить участников ориентироваться в различных ситуациях, учитывать возможности и состояния других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы и пр. Здесь необходимо разработать сценарий, где описываются функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Методика проведения УДИ:
· Этап подготовки аудитории, участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы. Выдаются (или готовятся) пакеты материалов.
· Этап изучения ситуации, инструкций, установок и других материалов. Собирается дополнительная информация, проводятся консультации. Допускаются предварительные контакты между участниками игры.
· Этап проведения — процесс игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий (это не обязательно педагог) может корректировать действия участников, если они отклоняются от главной цели игры.
· Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступают эксперты, все обмениваются мнениями. Идет защита участниками своих решений и выводов.
Принципы организации УДИ:
1. Принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства, а также игрового моделирования содержания профессиональной деятельности специалиста.
2. Принцип проблемности содержания игры и процесса ее развертывания.
3. Принцип совместной деятельности участников на уровне взаимодействия каждого с каждым.
4. Принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров по игре. «Вопросное» состояние участников игры.
5. Принцип двуплановости игровой деятельности. Серьезная деятельность реализуется в «несерьезной» игровой форме, что позволяет участникам интеллектуально и эмоционально раскрепоститься, снять «зажатость», проявить инициативу, творчество.
Правила для участников игры:
• уважать право другого на собственное мнение, даже если оно резко расходится с твоим собственным;
• вдумчиво и терпеливо выслушивать своего товарища, стараясь понять его;
• не отрицать сразу все сказанное оппонентом в споре, а заметить сильные и слабые стороны в его словах, аргументации;
• взвешивать все, что сам собираешься сказать;
• быть готовым признать правоту другого;
• не горячиться и не торопиться с выводами;
• постоянно находиться в «вопросном» состоянии.
Экспертам необходимо заранее на доске приготовить табло игры
Пример табло игры
Критерии
Максимальный балл
№ команд
I
II
III
IV
Активность
3
Научность
3
Самостоятельность
3
Артистизм
Новое освещение проблемы
3
Оригинальное суждение, вопрос
3
Доп. информация
3
Использование доп. материалов
3
Подмена проблемы
-3
Повторение сказанного
-3
Дисциплина
+, -з
Итого:
Мозговая атака. Метод «мозговой атаки» широко применяется для активизации творческого мышления и его развития.
Известно, что критика или даже боязнь ее служат помехой творческому мышлению. Разумеется, любая новая идея может оказаться неверной. Если автор боится критики, которая может быть вызвана тем, что идея его плоха, он не станет высказывать непроверенные мысли. В этом случае многие потенциально хорошие идеи будут потеряны. Для того чтобы устранить боязнь критики при генерировании идеи и вызываемые ею последствия, А. Осборн разработал метод так называемой «мозговой атаки».
Предложенная им методика используется с целью выявления возможно большего количества оригинальных идей. В сущности, она представляет собой видоизмененный метод свободных ассоциаций. Упор делается на расслабление внимания к критической оценке значимости отдельных идей. Важно не их качество, а количество. Критика выдвинутых идей производится позднее, после того, как «творческий сеанс» будет закончен.
Основными правилами проведения заседаний по методу «мозговой атаки» рекомендуется:
1. Сформулировать проблему в основных терминах, выделить единственный центральный пункт.
2. Не объявлять ложной и не прекращать исследование ни одной идеи.
3. Подхватывать идею любого рода, даже если ее уместность кажется в данное время сомнительной.
4. Оказывать поддержку и поощрение, столь необходимые для того, чтобы освободить участников от скованности.
5. Проводить оценку и селекцию идей только после окончания заседания с помощью группы экспертов, желательно не участвовавших в обсуждении.
Таким образом, сущность метода сводится к запрещению критиковать любую идею, какой бы «дикой» она ни казалась. Участники заседания могут комбинировать или совершенствовать идеи, предложенные другими. Данный метод, по Осборну, можно применять на любой стадии технического творчества: вначале, когда техническая задача еще окончательно не определена, и позднее, когда она сформулирована и намечаются пути и способы ее решения.
Успех работы по методу «мозговой атаки» в значительной степени зависит от ее руководителя, который должен уметь вести заседание в соответствии с определенными правилами, владеть необходимыми приемами, уметь задавать вопросы, подсказывать или уточнять поданные идеи, следить за тем, чтобы не было больших пауз в высказывании идей или чтобы оно не происходило только в рациональном направлении (если это случится, руководитель должен принять предупредительные меры, например, подсказать заведомо фантастическую или непрактическую идею, наводящим вопросом направить рассуждение по менее рациональному руслу).
Допустимое количество участников заседания — от 4 до 15 человек. Длительность его проведения по методу прямой коллективной «мозговой атаки» — от 15 мин до 1 ч в зависимости от характера и сложности проблемы. Для записи идей выделяется секретарь или используется магнитофон.
Группа экспертов тщательно изучает высказывания участников заседания, обращая особое внимание на возможность использования оригинальных, хотя, на первый взгляд, и нереальных идей. Эксперты сначала отбирают идеи, которые могут быть реализованы при данном уровне развития техники, затем из них выбирают наилучшие для применения в конкретных условиях.
В том случае, если необходимо выявить недостатки и противоречия в техническом объекте, подлежащем усовершенствованию, проводится обратная «мозговая атака», при которой, в отличие от прямой, критическим замечаниям уделяется основное внимание, причем осуществляется выбор не общей, а сугубо конкретной технической (или технологической) задачи.
Метод «мозговой атаки» обычно применяется как групповой с использованием приемов аналогии, фантазии, инверсии, эмпатии, однако имеются сообщения и об индивидуальном его применении. Наилучшие результаты этот метод дает при поиске таких решений, которые не являются точными, специальными, а носят общий или организационный характер. Иногда с помощью данного метода решают несложные изобретательские задачи.
Комментарий был изменен с момента создания (Skulenkova, чт, 12/06/2014 - 18:40).
Система методов проблемно-развивающего обучения
(по М.И. Махмутову)
В этой системе методы обучения группируются по нескольким основаниям: по уровню проблемности; по видам деятельности педагога (методы изложения преподавателя: монологическое, показательное, диалогическое; методы организации самостоятельной учебной деятельности учащихся: эвристический, исследовательский, программированный, алгоритмический); по характеру учебной деятельности учащихся (репродуктивная, продуктивная, частично-поисковая); по основным дидактическим целям и функциям (организации, развития, образования, побуждения и контроля).
Такая классификация способствует осознанному усвоению теории методов; позволяет научно обоснованно выбрать метод и сознательно его применить в нужном месте и в нужный момент.
Рассмотрим подробнее содержание методов проблемного обучения. Рекомендуем следующий план рассмотрения каждого метода: признаки — определение — основные функции — правила — применение — отличие от других методов. При этом правила формулируются исходя из инвариантной структуры основных задач обучения: 1) формирование новых знаний и способов действий, 2) побуждение учащихся к активной деятельности, 3) управление процессом учения, 4) оценивание процесса и результатов. Поэтому, несмотря на то, что методов семь, правил всего четыре. По содержанию, конечно, правила каждого метода отличаются.
Монологический метод обучения
Признаки: наличие вербального изложения педагогом учебного материала, описательное объяснение фактов и т. п., спорадическое возникновение проблемных ситуаций. Доминирует исполнительская деятельность учащихся: наблюдение, слушание и запоминание, выполнение действий по образцу; контроль и оценка по качеству воспроизведения знаний.
Определение: монологический метод — это обусловленная принципами обучения система правил подготовки и изложения педагогом материала с целью объяснения учащимся готовых выводов науки в форме рассказа или школьной лекции с применением аудиовизуальных средств и формирования у учащихся знаний и умений на уровне их восприятия и понимания.
Основные функции: передача учащимся готовых выводов науки в виде фактов, законов, принципов, правил и положений; организация повторения и закрепления пройденного материала, углубление знаний; совершенствование репродуктивного мышления.
Правила: 1) сообщить учебный материал, дать его описание или объяснение для запоминания или применения в упражнениях; 2) выбрать и применить приемы побуждающего воздействия; 3) показать образцы действий на примерах; 4) контроль и оценку знаний и умений проводить по качеству воспроизведения усвоенного материала.
Применение: монологический метод применяется в форме рассказа, лекции с использованием таких приемов, как описание фактов, демонстрация явлений, напоминание, указание и др. Этот метод предполагает деятельность учащихся копирующего характера: наблюдать, слушать, запоминать, выполнять действия по образцу, работать с таблицами, приборами, решать типовые задачи и пр. На первый взгляд кажется, что использовать монологический метод довольно просто: рассказал, показал, прочитал, объяснил, повторил. Однако каждому педагогу известно, как это трудно сделать. Трудно удержать активное внимание учащихся, поддержать их интерес к нередко скучным для них явлениям и фактам. Монологический метод, как уже отмечалось, предполагает в общем-то пассивную деятельность учащихся: они должны слушать, наблюдать, выполнять и т. д. Но не всегда они это осознают и потому могут и не слушать, и не наблюдать, и не выполнять. Поэтому при этом методе необходимо обращать особое внимание на приемы, усиливающие его возможности. Следует прежде всего подготовить учащихся к предстоящей деятельности, направить их мысль на восприятие ее цели, сконцентрировать внимание на учебной ситуации. То есть необходимо реализовать все возможности мотивационного обеспечения учебного процесса.
Показательный метод обучения
Признаки: показывается логика решения научной проблемы ученым или решение нравственных проблем писателем; дается образец доказательства, рассуждений, путь поиска истины; рассматриваются способы решения практической проблемы.
Определение: показательный метод — это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки и объяснения учебного материала путем постановки проблемы и показа способов ее решения или путем показа учащимся образца логики научного исследования, формирование у них способов поисковой деятельности.
Функции: формирование у учащихся понятия о логике и способах научной или практической проблемы, формирование представлений о способах творческой деятельности.
Правила: первое — создать проблемную ситуацию и объяснить сущность основных понятий путем показа решения проблемы; второе — четвертое правила те же, что и у монологического метода.
Применение: в форме рассказа (лекции) с показом логики открытия, решения научной или практической проблемы, конструирования способа действий, сопровождаемого демонстрацией опытов, диа- и видеофильмов. Данный метод применяется в двух вариантах. В первом случае педагог подбирает факты из истории науки и показывает логику решения научной проблемы учеными. Приводя в своем рассказе исторические факты, обнажая противоречивость данных науки, педагог создает проблемную ситуацию, сам формулирует проблему и показывает, как она решена учеными, обращая внимание учащихся на логику познания, движение мысли ученого к истине (в том числе на его ошибки, сомнения, успехи, описание опытов).
В другом случае педагог применяет показательный метод, чтобы продемонстрировать образец исследования при выводе какого-либо уравнения, доказательства, закономерности, решения практической проблемы. Деятельность педагога в этом случае аналогична первому варианту. Деятельность учащихся носит репродуктивный характер, но возможности побуждения к учебной деятельности шире, чем при монологическом методе. Активизируют их деятельность такие приемы: постановка проблемных вопросов, которые вызывают удивление, создают познавательное затруднение, вызывают эмоциональное отношение; демонстрации, подтверждающие или опровергающие выдвинутые предположения, что позволяет удерживать внимание учащихся на изучаемых понятиях; связь с производственным опытом; оценочные обращения педагога, его уверенность в доступности учебного материала; стимулирование уверенности учащихся в своих возможностях.
Диалогический метод
Основные признаки: изложение учебного материала идет в форме сообщающей беседы, в которой используются в основном репродуктивные вопросы по известному учащимся материалу. Педагог может также создать проблемную ситуацию, поставить ряд проблемных вопросов, но в этом случае он сам объясняет сущность новых понятий и способов действий.
Определение: диалогический метод — это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения сообщающей беседы с целью объяснения учебного материала учащимся, побуждения учащихся к участию в постановке проблем и их решении и активизации их учебной деятельности.
Основные ф у н к ц и и: раскрытие новых понятий и способов учебной деятельности с помощью репродуктивных вопросов и преднамеренно создаваемых проблемных ситуаций; активизация познавательного общения и побуждение учащихся к умственной или практической деятельности, формирование у них умений речевого общения и самостоятельной деятельности; обучение способам коллективной мыслительной деятельности.
Правил а: 1)в ходе сообщающей беседы создавать по возможности проблемные ситуации; 2) привлекать учащихся к участию в формулировке проблемы, выдвижению предположений, в обосновании гипотезы и ее доказательстве; 3) контроль и оценку производить по уровню активности участия учащихся в сообщающей беседе и решении учебных проблем.
Применение диалогического метода осуществляется в форме беседы на занятиях первого и третьего типа (изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний). В беседе преподаватель привлекает учащихся к ответам на такие вопросы, которые обращены к имеющимся у них знаниям и умениям. Доля их самостоятельности в учебной деятельности определяется количеством вопросов репродуктивного характера. При постановке вопросов, требующих для ответа новой информации, знаний, подходов, преподаватель либо сам отвечает на них, либо организует изучение учебного пособия, видеофильма и пр. Этот метод очень динамичен. Он может перейти и в эвристический, и, при необходимости, в монологический, может применяться практически на любом этапе занятия.
Эвристический метод
Основные признаки: организация изучения материала в форме эвристической беседы; постановка проблемных вопросов; решение познавательных, задач; учебные проблемы ставятся и решаются учащимися с помощью педагога.
Определение: эвристический метод — это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения эвристической беседы в сочетании с решением познавательных задач.
Основные функции: самостоятельное усвоение знаний и способов действий; развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в традиционной ситуации; видение новых признаков изучаемого объекта; преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых); развитие качеств ума, мыслительных навыков, формирование познавательных умений; обучение учащихся приемам активного познавательного общения; развитие мотивации учения, аффилиации, достижения.
Правила: 1) формирование новых знаний происходит на основе эвристической беседы и должно сочетаться с самостоятельной работой учащихся (участие в эвристической беседе: задавание учащимися встречных, проблемных вопросов, ответы на проблемные вопросы, решение познавательных задач); 2) педагог преднамеренно создает проблемные ситуации, учащиеся должны их анализировать и ставить проблемы, выдвигать и доказывать гипотезы, делать выводы; 3) оценка ставится в основном за умение применять ранее полученные знания на разных этапах поиска, выдвигать и обосновывать гипотезы, доказывать их, за овладение способами деятельности.
Применяется этот метод при изучении нового материала, имеющего противоречивый характер, или при совершенствовании уже усвоенных знаний с целью обобщения полученных ранее впечатлений, стимулирования многоаспектного осмысления явлений, самостоятельного поиска учащимися новых способов деятельности, которым их ранее не обучали. В большой степени применение этого метода зависит от уровня обученности и развития учащихся, особенно от сформированности их познавательных умений. Данный метод применяется в форме эвристической беседы, во время семинара, дискуссии, учебной конференции. Педагог сочетает частичное объяснение нового с постановкой проблемных заданий. Учащиеся выполняют самостоятельные работы поискового типа: анализируют проблемные ситуации, ставят проблемы и решают их, находят новые знания и способы действий.
Исследовательский метод
Основные признаки: педагог организует самостоятельную работу учащихся по изучению нового знания, предлагая им задания проблемного характера и разрабатывая совместно с ними цель работы. Проблемные ситуации, как правило, возникают в ходе выполнения учащимися заданий, имеющих обычно не только теоретический, но и практический (инструментальный) характер (поиск дополнительных фактов, сведений, систематизация и анализ информации и т. д.).
Определение: исследовательский метод — это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и организации преподавателем самостоятельной работы учащихся по решению проблемных заданий с целью усвоения ими новых понятий и способов действий и развития у них интеллектуальной и других сфер.
Основные функции: формирование творческого мышления и других составляющих интеллектуальной сферы, самостоятельное усвоение учащимися новых знаний и способов действий, стимулирование появления у них новых способов действий, которым их заранее не обучали; формирование мотивационной, эмоциональной, волевой сфер.
Правила: 1) педагог, исходя из возможности и целесообразности проблемного учения, дает школьникам самостоятельную работу по решению проблемы; 2) созданием проблемной ситуации и постановкой задания по ее разрешению педагог побуждает учащихся к деятельности поискового характера; 3) контроль и оценка проводятся по рациональному способу решения познавательных заданий, по умению ставить и решать учебные проблемы, излагать результаты и доказывать свои выводы.
П р и м е н я е т с я исследовательский метод (как более сложный) реже эвристического на доступном учащимся материале, изучение которого чаще связано с выполнением практических или теоретических работ поискового характера. Этот метод применяется в форме организации и проведения лабораторных и практических работ, практикумов, при проведении общественных смотров знаний, при решении в течение нескольких уроков тематических межпредметных (интегративных) учебных проблем, при решении целостной проблемы творческими группами учащихся, при организации учебных игр.
Алгоритмический метод
Основные п р и з н а к и: устное инструктирование учащихся; показ образца действия и алгоритма (совокупности правил и предписаний) его выполнения; наличие деятельности по образцу и алгоритму; возможны ситуации, когда алгоритмы разрабатывают сами учащиеся.
О п р е д е л е н и е: алгоритмический метод — это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил организации учителем процесса усвоения новых знаний и способов действий (включая усвоение алгоритмов) путем предписаний и показа алгоритмов выполнения заданий.
Основные ф у н к ц и и: формирование у учащихся умений работать по определенным правилам и предписаниям; организация лабораторных и практических работ по инструкциям; формирование умения самостоятельно составлять новые алгоритмы деятельности.
Основные п р а в и л а: 1) учащихся подробно инструктируют, как выполнить задание; 2) им показывается образец практического выполнения задания; 3) при выполнении задания учащиеся пользуются предложенным педагогом алгоритмом (или разрабатывают его сами); 4) контроль и оценка осуществляется в ходе и по результатам деятельности.
П р и м е н я я алгоритмический метод обучения, преподаватель имеет возможность показать учащимся готовые образцы действий, он дает предписания, учит самостоятельно составлять алгоритмы действий, формирует умения и навыки практической исполнительской деятельности (самостоятельное ее планирование, коррекция, контроль, разработка алгоритмов). На основе этого метода формируются индивидуальные способности усвоения новых знаний и овладения умениями.
В основе данного метода лежит передача алгоритма действия в форме инструктажа о целях, задачах, способах выполнения предстоящего задания (зачем, что и как делать). В зависимости от уровня развития учащихся инструктаж может быть кратким, обобщенным или подробным, детальным, может проводиться в вопросно-ответной форме или с применением письменных предписаний, карточек, ТСО. Например, при выполнении лабо-раторно-практических работ можно предложить такой план деятельности: 1) Какова цель предстоящей работы? Что нужно сделать, какое новое знание усвоить, каким способом овладеть, какое умение выработать? 2) Что для этого необходимо сделать? Что нужно определить в работе? Какую закономерность необходимо проверить? Как она формулируется, как доказывается? и т. д.
Программированный метод
Основные п р и з н а к и: машинное и безмашинное программирование учебного материала с постановкой вопросов и заданий учащимся для самостоятельного усвоения знаний и способов действий.
О п р е д е л е н и е: программированный метод — это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил структурирования учебного материала и управления самостоятельной работой учащихся по его изучению с помощью программных педагогических средств (ППС).
Основные ф у н к ц и и: управление с помощью ППС и ТСО учебной деятельностью; обучение навыкам самоконтроля; обучение навыкам работы с компьютером; составление обучающих и других программ для компьютера; развитие индивидуальных способностей.
П р а в и л а: 1) учебный материал структурируется с помощью ППС; 2) включение учащихся в учебную деятельность и побуждение к выполнению программированных заданий осуществляется за счет новизны форм работы и мотивационного обеспечения учебного процесса, заложенного при разработке ППС; 3) контроль и оценивание проводятся по результатам выполнения программированных заданий.
Программированный метод с внедрением персональных компьютеров занимает все больший удельный вес среди остальных методов обучения, находит п р и м е н е н и е при изучении многих учебных предметов и на всех этапах занятия.
Интерактивные методы
В процессе обучения восприятие и усвоение учебной информации происходит путем межличностного познавательного общения и взаимодействия всех его субъектов. Методы группового взаимодействия называют интерактивными методами, в основе которых лежит процесс игрового взаимодействия, или механизм интеракции (от англ. interaction — взаимодействие, воздействие), под которой понимается непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью которой является способность человека принимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Поэтому-то развитие личностных качеств и происходит в процессе взаимодействия. Б. Шоу: «У Вас яблоко и у меня яблоко. Что произойдет, если обменяемся? Теперь: у Вас идея, у меня идея. Что произойдет, если обменяемся? У каждого будет по две идеи». И это без материальных потерь друг для друга. Это и есть интеракция — процесс обогащения идеями, развития друг друга в результате взаимодействия.
Под интерактивными методами мы понимаем систему правил организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующее педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.
К таким методам относят: разыгрывание ролей, анализ конкретных ситуаций (проблемных, конфликтных, производственных), игровое проектирование, деловые игры, дидактические (деловые, учебные) игры, круглый стол (учебные семинары, учебные дискуссии, учебные встречи), мозговую атаку.
Понятие об учебных деловых играх. Учебная деловая игра (УДИ) является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. В ней воспроизводятся наиболее типичные профессиональные ситуации в сжатом виде. В условиях УДИ обучаемый приобретает не только компетенцию специалиста, но и социальную. Это в определенной мере репетиция производственной или общественной деятельности.
Модификации УДИ:
1. Имитационные игры — на занятии имитируется деятельность какой-либо организации или подразделения (деятельность педагогического коллектива школы, работа отдела и т. п.), события (деловое совещание, обсуждение плана, родительское собрание, педсовет), обстановка, условия (кабинет начальника, зал заседаний, защита диплома, экзамен).
2. Операционные игры — предполагают отработку конкретных специфических операций (например, методика ведения беседы учителя с родителем, методика проведения занятия, технологический процесс изготовления изделия и пр.), то есть здесь моделируется соответствующий производственный (или социальный) процесс.
3. Исполнение ролей — отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и т. д. Модель — пьеса ситуации, между участниками распределяются роли с «обязательным содержанием».
4. Инсценировка — «деловой театр» — разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Задачи участников: мобилизовать свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его работу, оценить обстановку, найти правильную линию поведения.
5. Психодрама и социодрама — это модификация п. 3 и 4. Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатываются умения чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в психологический контакт.
Основная цель всех УДИ — научить участников ориентироваться в различных ситуациях, учитывать возможности и состояния других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы и пр. Здесь необходимо разработать сценарий, где описываются функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Методика проведения УДИ:
· Этап подготовки аудитории, участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы. Выдаются (или готовятся) пакеты материалов.
· Этап изучения ситуации, инструкций, установок и других материалов. Собирается дополнительная информация, проводятся консультации. Допускаются предварительные контакты между участниками игры.
· Этап проведения — процесс игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий (это не обязательно педагог) может корректировать действия участников, если они отклоняются от главной цели игры.
· Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступают эксперты, все обмениваются мнениями. Идет защита участниками своих решений и выводов.
Принципы организации УДИ:
1. Принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства, а также игрового моделирования содержания профессиональной деятельности специалиста.
2. Принцип проблемности содержания игры и процесса ее развертывания.
3. Принцип совместной деятельности участников на уровне взаимодействия каждого с каждым.
4. Принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров по игре. «Вопросное» состояние участников игры.
5. Принцип двуплановости игровой деятельности. Серьезная деятельность реализуется в «несерьезной» игровой форме, что позволяет участникам интеллектуально и эмоционально раскрепоститься, снять «зажатость», проявить инициативу, творчество.
Правила для участников игры:
• уважать право другого на собственное мнение, даже если оно резко расходится с твоим собственным;
• вдумчиво и терпеливо выслушивать своего товарища, стараясь понять его;
• не отрицать сразу все сказанное оппонентом в споре, а заметить сильные и слабые стороны в его словах, аргументации;
• взвешивать все, что сам собираешься сказать;
• быть готовым признать правоту другого;
• не горячиться и не торопиться с выводами;
• постоянно находиться в «вопросном» состоянии.
Экспертам необходимо заранее на доске приготовить табло игры
Пример табло игры
Критерии
Максимальный балл
№ команд
I
II
III
IV
Активность
3
Научность
3
Самостоятельность
3
Артистизм
Новое освещение проблемы
3
Оригинальное суждение, вопрос
3
Доп. информация
3
Использование доп. материалов
3
Подмена проблемы
-3
Повторение сказанного
-3
Дисциплина
+, -з
Итого:
Мозговая атака. Метод «мозговой атаки» широко применяется для активизации творческого мышления и его развития.
Известно, что критика или даже боязнь ее служат помехой творческому мышлению. Разумеется, любая новая идея может оказаться неверной. Если автор боится критики, которая может быть вызвана тем, что идея его плоха, он не станет высказывать непроверенные мысли. В этом случае многие потенциально хорошие идеи будут потеряны. Для того чтобы устранить боязнь критики при генерировании идеи и вызываемые ею последствия, А. Осборн разработал метод так называемой «мозговой атаки».
Предложенная им методика используется с целью выявления возможно большего количества оригинальных идей. В сущности, она представляет собой видоизмененный метод свободных ассоциаций. Упор делается на расслабление внимания к критической оценке значимости отдельных идей. Важно не их качество, а количество. Критика выдвинутых идей производится позднее, после того, как «творческий сеанс» будет закончен.
Основными правилами проведения заседаний по методу «мозговой атаки» рекомендуется:
1. Сформулировать проблему в основных терминах, выделить единственный центральный пункт.
2. Не объявлять ложной и не прекращать исследование ни одной идеи.
3. Подхватывать идею любого рода, даже если ее уместность кажется в данное время сомнительной.
4. Оказывать поддержку и поощрение, столь необходимые для того, чтобы освободить участников от скованности.
5. Проводить оценку и селекцию идей только после окончания заседания с помощью группы экспертов, желательно не участвовавших в обсуждении.
Таким образом, сущность метода сводится к запрещению критиковать любую идею, какой бы «дикой» она ни казалась. Участники заседания могут комбинировать или совершенствовать идеи, предложенные другими. Данный метод, по Осборну, можно применять на любой стадии технического творчества: вначале, когда техническая задача еще окончательно не определена, и позднее, когда она сформулирована и намечаются пути и способы ее решения.
Успех работы по методу «мозговой атаки» в значительной степени зависит от ее руководителя, который должен уметь вести заседание в соответствии с определенными правилами, владеть необходимыми приемами, уметь задавать вопросы, подсказывать или уточнять поданные идеи, следить за тем, чтобы не было больших пауз в высказывании идей или чтобы оно не происходило только в рациональном направлении (если это случится, руководитель должен принять предупредительные меры, например, подсказать заведомо фантастическую или непрактическую идею, наводящим вопросом направить рассуждение по менее рациональному руслу).
Допустимое количество участников заседания — от 4 до 15 человек. Длительность его проведения по методу прямой коллективной «мозговой атаки» — от 15 мин до 1 ч в зависимости от характера и сложности проблемы. Для записи идей выделяется секретарь или используется магнитофон.
Группа экспертов тщательно изучает высказывания участников заседания, обращая особое внимание на возможность использования оригинальных, хотя, на первый взгляд, и нереальных идей. Эксперты сначала отбирают идеи, которые могут быть реализованы при данном уровне развития техники, затем из них выбирают наилучшие для применения в конкретных условиях.
В том случае, если необходимо выявить недостатки и противоречия в техническом объекте, подлежащем усовершенствованию, проводится обратная «мозговая атака», при которой, в отличие от прямой, критическим замечаниям уделяется основное внимание, причем осуществляется выбор не общей, а сугубо конкретной технической (или технологической) задачи.
Метод «мозговой атаки» обычно применяется как групповой с использованием приемов аналогии, фантазии, инверсии, эмпатии, однако имеются сообщения и об индивидуальном его применении. Наилучшие результаты этот метод дает при поиске таких решений, которые не являются точными, специальными, а носят общий или организационный характер. Иногда с помощью данного метода решают несложные изобретательские задачи.
С уважением, Марина Скуленкова