Характеристика родовых методов обучения на основе теории НЛП и способах получения, обработки и хранения информации
1. Аудиальные методы
Данные методы представлены звуковой информацией. К этой группе относятся рассказ, беседа, объяснение, лекция. В чистом виде эти методы обеспечивают передачу и фиксацию информации по аудиальному каналу.
Эффективность усвоения звуковой информации визуалами и кинестетами можно повысить, используя определенные сказуемые визуальной и кинестетической модальности, а так же жесты и темп речи, позволяющие включать и удерживать внимание обучаемых всех групп. Кроме того, работу на занятии целесообразно организовывать таким образом, чтобы и аудиалы, и визуалы, и кинестеты имели возможность высказаться. В этом случае информация, заключенная в их словах, будет более полно воспринята «одногруппниками».
2. Визуальные методы
Эти методы предполагают передачу информации в виде изображения. Это демонстрация (опытов, натуральных объектов, видео и кино, диафильмов, изобразительных пособий в т.ч. таблиц), использование в учебном процессе метода опорных сигналов Шаталова, а также работа со всеми видами печатной или письменной информации.
В чистом виде эти методы рассчитаны на визуалов, поэтому они обязательно должны сопровождаться устными текстами (для аудиалов и кинестетов), содержащими сказуемые кинестетической модальности, а так же жестами, удерживающими внимание и облегчающими восприятие информации кинестетами. Например, при описании натуральных объектов можно с помощью жестов обозначить параметры, а с помощью слов дать представление о структуре поверхности.
3. Кинестетические методы
Это такие методы обучения, которые предполагают передачу и восприятие информации с помощью мышечных усилий и иных ощущений тела. Для общеобразовательных учреждений и ВУЗов в чистом виде эти методы не описаны, однако обучение слепоглухих детей возможно только посредством кинестетических методов. Прикосновение как способ воздействия часто используется, например, в школе Амонашвили. К данному методу могут относиться такие приемы как определение предмета на ощупь с закрытыми глазами, лепка из пластилина модели натурального объекта и т.п.
4. Полимодальные методы
Под этими методами обучения предполагается передача информации по нескольким каналам восприятия. К этой группе следует отнести часть наглядных и все виды практических методов.
Аудиовизуальные методырассчитаны на одновременную визуальную и аудиальную фиксацию информации в процессе демонстрации диа-, кино- и видеофильмов, некоторых опытов и экспериментов. (Способы коррекции для кинестетов те же, что и в случае с чисто аудиальными и визуальными методами.)
Визуально-кинестетические методыпредполагают передачу информации по двум каналам, что повышает эффективность ее усвоения. К ним относятся выполнение графических и письменных работ без устного объяснения, распознавание и определение природных объектов, визуальные наблюдения с последующей регистрацией явления, работа с компьютером, не имеющим звуковой карты. К этой группе принадлежат и основные методы обучения глухих детей. (Способы коррекции те же, что и в предыдущих случаях.)
Аудиально-кинестетические методы в общеобразовательной школе встречаются редко, но являются ведущими при обучении слепых детей. Это в основном прослушивание с последующим описанием.
Аудиовизуально-кинестетические методы включают проведение опытов и экспериментов, демонстрацию учебных видео- и кинофильмов, работу с компьютерными обучающими программами. При их использовании информация фиксируется по всем каналам. Педагогу здесь следует предусмотреть равномерную представленность информации для визуалов, аудиалов и кинестетов.
Визуализация информации
Данная классификация методов обучения объясняет, почему именно кинестеты чаще других испытывают сложности в обучении. Дело в том, что большинство существующих методов рассчитаны на аудиалов. Наглядность, применяемая достаточно широко, обеспечивает информацией визуалов, которые, кроме того, более успешны в работе с информацией. В существующей практике обучения нет методов, целевым образом предоставляющих кинестетам информацию в удобной для них форме. Большую помощь в этом может оказать формирование навыка визуализации – умения преобразовывать все виды информации в зрительный образ.
Процесс визуализации информации позволяет свертывать содержание, фиксированное в разных формах (визуальной, аудиальной, кинестетической), в емкий, наглядный образ, который может быть развернут в нужный момент и использован в качестве основы для адекватных действий – мыслительных или практических. Способность к визуализации – показатель профессионального уровня специалиста любого профиля и абсолютно необходима для успешного обучения всем предметам.
Навык визуализации развивается в процессе обучения. К приемам формирования навыка, спонтаннофункционирующим в учебном процессе, относятся следующие:
§выполнение схематических рисунков, отражающих наиболее
существенные черты внешнего или внутреннего строения биологических объектов. В графическом образе, выполненном самим учеником, в обработку информации, помимо зрительных и слуховых (в случае выплнения учебного рисунка одновременно с учителем и при наличии объяснения), включается двигательное (кинестетическое) восприятие, что повышает эффективность запоминания;
§ составление схембиологических процессов, протекающих на молекулярном, популяционном, биосферном уровнях – схематизация информации позволяет выделить наиболее существенные черты процесса, а графическое представление повышает эффективность запоминания;
§ составление опорных конспектовтем или тематических занятий, т.е. схематизация относительно больших объемов учебного материала также облегчает выделение существенных информационных блоков и повышает эффективность запоминания за счет их визуализации;
§ составление таблиц, в ходе которого обучаемый объединяет и систематизирует всю имеющуюся в его распоряжении информацию. Кроме того, необходимость выписывать большие объемы информации в ограниченные рамки граф таблицы заставляет изобретать приемы ее свертывания (визуализации);
§ использование немых рисунковдля контроля знаний. Если обучающиеся оповещены, что в контрольной работе им нужно будет сделать подписи к схематическим рисункам, это стимулирует и инициирует целенаправленную работу по трансформации всей приобретенной информации в визуальную форму.
В качестве дополнительного приема визуализации информации целесообразно использовать цветовое кодирование рисунков и схем, что в данном случае играет двоякую роль: интенсифицирует процесс визуализации, ускоряя определение принадлежности (если такого цвета – значит, принадлежит такой-то общности), и облегчает процесс, обратный визуализации – развертывание информации, так как служит опорным сигналом при вспоминании.
Педагогу необходимо помнить, что рисунки, схемы, графики, опорные конспекты обучаемый должен выполнять по возможности сам, т.к. способы свертывания информации сугубо индивидуальны.
Комментарий был изменен с момента создания (Skulenkova, чт, 18/06/2009 - 11:39).
/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif";}
Характеристика родовых методов обучения на основе теории НЛП и способах получения, обработки и хранения информации
1. Аудиальные методы
Данные методы представлены звуковой информацией. К этой группе относятся рассказ, беседа, объяснение, лекция. В чистом виде эти методы обеспечивают передачу и фиксацию информации по аудиальному каналу.
Эффективность усвоения звуковой информации визуалами и кинестетами можно повысить, используя определенные сказуемые визуальной и кинестетической модальности, а так же жесты и темп речи, позволяющие включать и удерживать внимание обучаемых всех групп. Кроме того, работу на занятии целесообразно организовывать таким образом, чтобы и аудиалы, и визуалы, и кинестеты имели возможность высказаться. В этом случае информация, заключенная в их словах, будет более полно воспринята «одногруппниками».
2. Визуальные методы
Эти методы предполагают передачу информации в виде изображения. Это демонстрация (опытов, натуральных объектов, видео и кино, диафильмов, изобразительных пособий в т.ч. таблиц), использование в учебном процессе метода опорных сигналов Шаталова, а также работа со всеми видами печатной или письменной информации.
В чистом виде эти методы рассчитаны на визуалов, поэтому они обязательно должны сопровождаться устными текстами (для аудиалов и кинестетов), содержащими сказуемые кинестетической модальности, а так же жестами, удерживающими внимание и облегчающими восприятие информации кинестетами. Например, при описании натуральных объектов можно с помощью жестов обозначить параметры, а с помощью слов дать представление о структуре поверхности.
3. Кинестетические методы
Это такие методы обучения, которые предполагают передачу и восприятие информации с помощью мышечных усилий и иных ощущений тела. Для общеобразовательных учреждений и ВУЗов в чистом виде эти методы не описаны, однако обучение слепоглухих детей возможно только посредством кинестетических методов. Прикосновение как способ воздействия часто используется, например, в школе Амонашвили. К данному методу могут относиться такие приемы как определение предмета на ощупь с закрытыми глазами, лепка из пластилина модели натурального объекта и т.п.
4. Полимодальные методы
Под этими методами обучения предполагается передача информации по нескольким каналам восприятия. К этой группе следует отнести часть наглядных и все виды практических методов.
Аудиовизуальные методы рассчитаны на одновременную визуальную и аудиальную фиксацию информации в процессе демонстрации диа-, кино- и видеофильмов, некоторых опытов и экспериментов. (Способы коррекции для кинестетов те же, что и в случае с чисто аудиальными и визуальными методами.)
Визуально-кинестетические методы предполагают передачу информации по двум каналам, что повышает эффективность ее усвоения. К ним относятся выполнение графических и письменных работ без устного объяснения, распознавание и определение природных объектов, визуальные наблюдения с последующей регистрацией явления, работа с компьютером, не имеющим звуковой карты. К этой группе принадлежат и основные методы обучения глухих детей. (Способы коррекции те же, что и в предыдущих случаях.)
Аудиально-кинестетические методы в общеобразовательной школе встречаются редко, но являются ведущими при обучении слепых детей. Это в основном прослушивание с последующим описанием.
Аудиовизуально-кинестетические методы включают проведение опытов и экспериментов, демонстрацию учебных видео- и кинофильмов, работу с компьютерными обучающими программами. При их использовании информация фиксируется по всем каналам. Педагогу здесь следует предусмотреть равномерную представленность информации для визуалов, аудиалов и кинестетов.
Визуализация информации
Данная классификация методов обучения объясняет, почему именно кинестеты чаще других испытывают сложности в обучении. Дело в том, что большинство существующих методов рассчитаны на аудиалов. Наглядность, применяемая достаточно широко, обеспечивает информацией визуалов, которые, кроме того, более успешны в работе с информацией. В существующей практике обучения нет методов, целевым образом предоставляющих кинестетам информацию в удобной для них форме. Большую помощь в этом может оказать формирование навыка визуализации – умения преобразовывать все виды информации в зрительный образ.
Процесс визуализации информации позволяет свертывать содержание, фиксированное в разных формах (визуальной, аудиальной, кинестетической), в емкий, наглядный образ, который может быть развернут в нужный момент и использован в качестве основы для адекватных действий – мыслительных или практических. Способность к визуализации – показатель профессионального уровня специалиста любого профиля и абсолютно необходима для успешного обучения всем предметам.
Навык визуализации развивается в процессе обучения. К приемам формирования навыка, спонтанно функционирующим в учебном процессе, относятся следующие:
§ выполнение схематических рисунков, отражающих наиболее
существенные черты внешнего или внутреннего строения биологических объектов. В графическом образе, выполненном самим учеником, в обработку информации, помимо зрительных и слуховых (в случае выплнения учебного рисунка одновременно с учителем и при наличии объяснения), включается двигательное (кинестетическое) восприятие, что повышает эффективность запоминания;
§ составление схем биологических процессов, протекающих на молекулярном, популяционном, биосферном уровнях – схематизация информации позволяет выделить наиболее существенные черты процесса, а графическое представление повышает эффективность запоминания;
§ составление опорных конспектов тем или тематических занятий, т.е. схематизация относительно больших объемов учебного материала также облегчает выделение существенных информационных блоков и повышает эффективность запоминания за счет их визуализации;
§ составление таблиц, в ходе которого обучаемый объединяет и систематизирует всю имеющуюся в его распоряжении информацию. Кроме того, необходимость выписывать большие объемы информации в ограниченные рамки граф таблицы заставляет изобретать приемы ее свертывания (визуализации);
§ использование немых рисунков для контроля знаний. Если обучающиеся оповещены, что в контрольной работе им нужно будет сделать подписи к схематическим рисункам, это стимулирует и инициирует целенаправленную работу по трансформации всей приобретенной информации в визуальную форму.
В качестве дополнительного приема визуализации информации целесообразно использовать цветовое кодирование рисунков и схем, что в данном случае играет двоякую роль: интенсифицирует процесс визуализации, ускоряя определение принадлежности (если такого цвета – значит, принадлежит такой-то общности), и облегчает процесс, обратный визуализации – развертывание информации, так как служит опорным сигналом при вспоминании.
Педагогу необходимо помнить, что рисунки, схемы, графики, опорные конспекты обучаемый должен выполнять по возможности сам, т.к. способы свертывания информации сугубо индивидуальны.
С уважением, Марина Скуленкова