Наряду с понятием «метод обучения» в теории и педагогической практике используются термины «система (группа или род) методов обучения» и «прием обучения». В дидактике и предметных методиках обучения под этими терминами принято понимать, что:
Ø Роды (системы, группы) методов– это самые крупные группы, выделяемые по наиболее существенным признакам, например: источник получения знаний, характер деятельности учителя, характер деятельности ученика в процессе обучения.
Ø Виды методов– это конкретный метод, соответствующий тому или иному роду, например: наблюдение, моделирование, демонстрация.
Ø Методические приемы(подвиды или разновидности методов) – это элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения, например: лепка из пластилина органа растения - цветка как разновидность моделирования; комментирование учителем результатов опыта как разновидность демонстрации.
Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать (объединять в системы или группы) по нескольким основаниям. Например:
1. По источником передачи и характеру восприятия информации—система традиционных методов (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников, С.И. Перовский):
а)словесные методы(рассказ, беседа, лекция и пр.);
б)наглядные методы(показ, демонстрация и пр.);
в)практическиеметоды (лабораторные работы, сочинения и пр.).
2. По основным компонентам деятельности учителя—система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения:
а)методы организации и осуществлении учебной деятельности
(словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные,самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);
б)методы стимулирования и мотивации учения
(методыформирования интереса: познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формированиядолга и ответственности в учении: разъяснение общественнойи личностной значимости учения, предъявление педагогическихтребований);
в)методы контроля и самоконтроля
(устныйи письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль,фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
3. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся и уровням позновательной деятельности—система методов обучения Лернера — Скаткина:
а) Объяснительно-иллюстративный
Используется для первичного усвоения знаний, умений.
Обеспечивает восприятие, осознание воспринятого и его запоминание.
б)Инструктивно-иллюстративный (репродуктивный)
Используется для закрепления знаний и выработки умений.
Обеспечивает воспроизведение изученной информации по образцу.
в)Исследовательский
Используется для приведения имеющихся знаний в систему и формирования умения применять знания в новых ситуациях: в повседневной деятельности или теоретической деятельности.
Обеспечивает активное усвоение новой информации путем синтеза ранее полученных знаний и вновь приобретенных.
По данному методу организация учебно-воспитательного процесса строится по следующей схеме – учитель конструирует исследовательскую задачу (без всяких инструкций), а ученик ищет способ ее решения. По степени сложности в исследовательском роде методов выделяют три уровня (подрода):
ü проблемный;
ü частично-поисковый;
ü эвристический.
4. По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельностиучителя и учащегося–система методов М.И. Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).
Различные точки зрения на проблему классификации (объединения отдельных методов в определенные группы, соответствующие той или иной системе методов обучения) отражают естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Но все более четко обозначается целостный подход к характеристике их сущности. Какой же системы методов обучения (классификации) придерживаться педагогам? Той, которая более понятна и удобна в работе.
Далее в сборнике более подробно будут рассмотрены с точки зрения психолого-педагогического подхода система методов, в которой основанием для классификации методов обучения служит способ передачи и восприятия информации, а с точки зрения организационно-процессуального подхода – система методов обучения проблемно-развивающего обучения М.И. Махмутова.
В заключение же разговора об иерархии методов обучения следует обратить внимание на систему методов обучения Верзилина – Корсунской. Они, вместе с сотрудниками и ныне существующей, ведущей кафедры РФ в области методики обучения биологии и экологии, впервые в мировой педагогической практике разработали и теоретически обосновали взаимосочетание и вариативность методов обучения через систему методических приемов. Ими обосновано деление методических приемов на три группы:
ü логические;
ü организационные;
ü технические.
Исходя из всего многообразия методов и методических приемов они смоделировали целостную систему методов обучения биологии и экологии (смотри рисунок
№ 1). Представленная модель обосновывает ряд закономерностей:
Во-первых, данная модель показывает, что одни и те же методические приемы представляют разные методы! Именно этим и объясняется вариативность и взаимосочетание методов обучения.
Во-вторых, они обращают внимание на то, что во всех группах методов используются одни и те же логические приемы интеллектуальной деятельности (сравнение, обобщение, выявление признаков, выводы, постановка проблемы, доказательство и др.). Это обстоятельство весьма существенно влияет на возможности всех методов в развитии мышления учащихся и формировании их самостоятельности в работе – любой метод в равной степени влияет на развитие мышления обучающихся,следовательно, нет никаких оснований для классификации методов обучения на активные и пассивные!Организационными приемами учитель направляет внимание, восприятие и работу учащихся. К техническим приемам относится использование различного оборудования, подсобных средств и материалов, улучшающих познавательную работу школьников.
В-третьих, использование разнообразных методических приемов на занятии, особенно в их взаимосочетании, свидетельствует о творческой инициативе и педагогическом мастерстве педагога, т.е. служит показателем качества работы педагога.
Комментарий был изменен с момента создания (Skulenkova, чт, 18/06/2009 - 11:38).
/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif";}
Иерархия в классификации методов обучения
Наряду с понятием «метод обучения» в теории и педагогической практике используются термины «система (группа или род) методов обучения» и «прием обучения». В дидактике и предметных методиках обучения под этими терминами принято понимать, что:
Ø Роды (системы, группы) методов – это самые крупные группы, выделяемые по наиболее существенным признакам, например: источник получения знаний, характер деятельности учителя, характер деятельности ученика в процессе обучения.
Ø Виды методов – это конкретный метод, соответствующий тому или иному роду, например: наблюдение, моделирование, демонстрация.
Ø Методические приемы (подвиды или разновидности методов) – это элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения, например: лепка из пластилина органа растения - цветка как разновидность моделирования; комментирование учителем результатов опыта как разновидность демонстрации.
Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать (объединять в системы или группы) по нескольким основаниям. Например:
1. По источником передачи и характеру восприятия информации — система традиционных методов (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников, С.И. Перовский):
а) словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.);
б) наглядные методы (показ, демонстрация и пр.);
в) практические методы (лабораторные работы, сочинения и пр.).
2. По основным компонентам деятельности учителя — система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения:
а) методы организации и осуществлении учебной деятельности
(словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);
б) методы стимулирования и мотивации учения
(методы формирования интереса: познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении: разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);
в) методы контроля и самоконтроля
(устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
3. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся и уровням позновательной деятельности — система методов обучения Лернера — Скаткина:
а) Объяснительно-иллюстративный
Используется для первичного усвоения знаний, умений.
Обеспечивает восприятие, осознание воспринятого и его запоминание.
б) Инструктивно-иллюстративный (репродуктивный)
Используется для закрепления знаний и выработки умений.
Обеспечивает воспроизведение изученной информации по образцу.
в) Исследовательский
Используется для приведения имеющихся знаний в систему и формирования умения применять знания в новых ситуациях: в повседневной деятельности или теоретической деятельности.
Обеспечивает активное усвоение новой информации путем синтеза ранее полученных знаний и вновь приобретенных.
По данному методу организация учебно-воспитательного процесса строится по следующей схеме – учитель конструирует исследовательскую задачу (без всяких инструкций), а ученик ищет способ ее решения. По степени сложности в исследовательском роде методов выделяют три уровня (подрода):
ü проблемный;
ü частично-поисковый;
ü эвристический.
4. По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося – система методов М.И. Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).
Различные точки зрения на проблему классификации (объединения отдельных методов в определенные группы, соответствующие той или иной системе методов обучения) отражают естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Но все более четко обозначается целостный подход к характеристике их сущности. Какой же системы методов обучения (классификации) придерживаться педагогам? Той, которая более понятна и удобна в работе.
Далее в сборнике более подробно будут рассмотрены с точки зрения психолого-педагогического подхода система методов, в которой основанием для классификации методов обучения служит способ передачи и восприятия информации, а с точки зрения организационно-процессуального подхода – система методов обучения проблемно-развивающего обучения М.И. Махмутова.
В заключение же разговора об иерархии методов обучения следует обратить внимание на систему методов обучения Верзилина – Корсунской. Они, вместе с сотрудниками и ныне существующей, ведущей кафедры РФ в области методики обучения биологии и экологии, впервые в мировой педагогической практике разработали и теоретически обосновали взаимосочетание и вариативность методов обучения через систему методических приемов. Ими обосновано деление методических приемов на три группы:
ü логические;
ü организационные;
ü технические.
Исходя из всего многообразия методов и методических приемов они смоделировали целостную систему методов обучения биологии и экологии (смотри рисунок
№ 1). Представленная модель обосновывает ряд закономерностей:
Во-первых, данная модель показывает, что одни и те же методические приемы представляют разные методы! Именно этим и объясняется вариативность и взаимосочетание методов обучения.
Во-вторых, они обращают внимание на то, что во всех группах методов используются одни и те же логические приемы интеллектуальной деятельности (сравнение, обобщение, выявление признаков, выводы, постановка проблемы, доказательство и др.). Это обстоятельство весьма существенно влияет на возможности всех методов в развитии мышления учащихся и формировании их самостоятельности в работе – любой метод в равной степени влияет на развитие мышления обучающихся, следовательно, нет никаких оснований для классификации методов обучения на активные и пассивные! Организационными приемами учитель направляет внимание, восприятие и работу учащихся. К техническим приемам относится использование различного оборудования, подсобных средств и материалов, улучшающих познавательную работу школьников.
В-третьих, использование разнообразных методических приемов на занятии, особенно в их взаимосочетании, свидетельствует о творческой инициативе и педагогическом мастерстве педагога, т.е. служит показателем качества работы педагога.
С уважением, Марина Скуленкова