Официальный сайт jetune 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



На: Виртуальный методический кабинет

M. Skulenkova
Фото пользователя M. Skulenkova
На сайте с: 30/01/2009
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 years 32 weeks назад.
На: Виртуальный методический кабинет

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif";}

Иерархия в классификации методов обучения

 Наряду с понятием «метод обучения» в теории и педаго­гической практике используются термины «система (группа или род) методов обучения» и «прием обучения». В дидактике и предметных методиках обучения под этими терминами принято понимать, что:

Ø Роды (системы, группы) методов – это самые крупные группы, выделяемые по наиболее существенным признакам, например: источник получения знаний, характер деятельности учителя, характер деятельности ученика в процессе обучения.

Ø Виды методов – это конкретный метод, соответствующий тому или иному роду, например: наблюдение, моделирование, демонстрация.

Ø Методические приемы (подвиды или разновидности методов) – это элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения, например: лепка из пластилина органа растения - цветка как разновидность моделирования; комментирование учителем результатов опыта как разновидность демонстрации.

 

Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать (объединять в системы или группы) по нескольким основаниям. Например:

 

1. По источником передачи и характеру восприятия инфор­мации система традиционных методов (Е.Я. Голант, И.Т. Ого­родников, С.И. Перовский):

а) словесные методы (рассказ, бесе­да, лекция и пр.);

б) наглядные методы (показ, демонстрация и пр.);

в) практические методы (лабораторные работы, сочинения и пр.).

 

2. По основным компонентам деятельности учителя систе­ма методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения:

а) методы организации и осуществлении учебной деятельности

(словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподава­теля);

б) методы стимулирования и мотивации учения

(методы формирования интереса: познавательные игры, анализ жизнен­ных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении: разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);

в) методы контроля и самоконтроля

(устный и письменный контроль, лабораторные и практические рабо­ты, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

 

3. По характеру взаимной деятельности учителя и учащих­ся и уровням позновательной деятельности система методов обучения Лернера — Скаткина:

а) Объяснительно-иллюстративный

Используется для первичного усвоения знаний, умений.

Обеспечивает восприятие, осознание воспринятого и его запоминание.

б) Инструктивно-иллюстративный (репродуктивный)

Используется для закрепления знаний и выработки умений.

Обеспечивает воспроизведение изученной информации по образцу.

в) Исследовательский

Используется для приведения имеющихся знаний в систему и формирования умения применять знания в новых ситуациях: в повседневной деятельности или теоретической деятельности.

Обеспечивает активное усвоение новой информации путем синтеза ранее полученных знаний и вновь приобретенных.

По данному методу организация учебно-воспитательного процесса строится по следующей схеме – учитель конструирует исследовательскую задачу (без всяких инструкций), а ученик ищет способ ее решения. По степени сложности в исследовательском роде методов выделяют три уровня (подрода):

ü проблемный;

ü частично-поисковый;

ü эвристический.

 

4. По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося система методов М.И. Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).

 

Различные точки зрения на проблему классификации (объединения отдельных методов в определенные группы, соответствующие той или иной системе методов обучения) отражают естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Но все более четко обозначается целостный подход к характеристике их сущности. Какой же системы методов обучения (классификации) придерживаться педагогам? Той, которая более понятна и удобна в работе.

Далее в сборнике более подробно будут рассмотрены с точки зрения психолого-педагогического подхода система методов, в которой основанием для классификации методов обучения служит способ передачи и восприятия информации, а с точки зрения организационно-процессуального подхода – система методов обучения проблемно-развивающего обучения М.И. Махмутова.

В заключение же разговора об иерархии методов обучения следует обратить внимание на систему методов обучения Верзилина – Корсунской. Они, вместе с сотрудниками и ныне существующей, ведущей кафедры РФ в области методики обучения  биологии и экологии, впервые в мировой педагогической практике разработали и теоретически обосновали взаимосочетание и вариативность методов обучения через систему методических приемов. Ими обосновано деление методических приемов на  три группы:

ü логические;

ü организационные;

ü технические.

Исходя из всего многообразия методов и методических приемов они смоделировали целостную систему методов обучения биологии и экологии (смотри рисунок

№ 1). Представленная модель обосновывает ряд закономерностей:

Во-первых, данная модель показывает, что одни и те же методические приемы представляют разные методы! Именно этим и объясняется вариативность и взаимосочетание методов обучения.

Во-вторых, они обращают внимание на то, что во всех группах методов используются одни и те же логические приемы интеллектуальной деятельности (сравнение, обобщение, выявление признаков, выводы, постановка проблемы, доказательство и др.). Это обстоятельство весьма существенно влияет на возможности всех методов в развитии мышления учащихся и формировании их самостоятельности в работе – любой метод в равной степени влияет на развитие мышления обучающихся,  следовательно, нет никаких оснований для классификации методов обучения на активные и пассивные! Организационными приемами учитель направляет внимание, восприятие и работу учащихся. К техническим приемам относится использование различного оборудования, подсобных средств и материалов, улучшающих познавательную работу школьников.

В-третьих, использование разнообразных методических приемов на занятии, особенно в их взаимосочетании, свидетельствует о творческой инициативе и педагогическом мастерстве педагога, т.е. служит показателем качества  работы педагога.

Комментарий был изменен с момента создания (Skulenkova, чт, 18/06/2009 - 11:38).

С уважением, Марина Скуленкова

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн