Эксперимент по введению ЕГЭ по географии в нашей стране проходит с 2001 года. И уже определились главные преимущества – совмещение итоговой аттестации с вступительными экзаменами в вузы, объективность и надежность выставления оценок. Так же с введение ЕГЭ стало возможным получать объективные данные о реальном уровне знаний и умений выпускников, информацию о пробелах в знаниях и умениях по разделам курса, о степени усвоения знаний и умений. ЕГЭ позволяет рефлексировать степень обученности выпускников школ.
Учет результатов ЕГЭ становится важным фактором совершенствования образовательного процесса. Охватывает 7 основных разделов курса «География» с 6 по 11 класс. Чего мы не наблюдали ранее. Изучив в 6 классе тему «Географические координаты», мы переставали обращаться к ней в старших классах. Так как в ходе итоговой аттестации в 11 классе мы не находили в билетах данного вопроса.
Задания ЕГЭ направлены на оценку знаний и умений учащихся с учетом сформированных основных компетенций, которые должны быть в «портфеле» ученика – выпускника основной школы. С каждым годом идет сокращение доли заданий, проверяющих знания справочного характера, способность воспроизвести изученные факты.
Самым ценным считается проверка умений работать с основными источниками знаний – топографические планы и карты, картосхемы, статистические материалы.
Справедливо высказывание «Карта – второй язык географии», третьим же бесспорно можно считать статистические материалы, так как в социально – экономической географии без этого нельзя провести ни одного урока.
Проверка проходит по заданиям трех уровней – базовый, повышенный, высокий. Уровни сложности позволяют мотивировать учащихся на изучение предмета география.