В процессе перехода на новые стандарты образования роль итогового контроля знаний, умений и навыков обучающихся по биологии усиливается, а сами формы и его содержание претерпевают значимых изменений.
В связи с этим возрастает потребность в систематической дополнительной работе с обучающимися по повторению, обобщению и систематизации их знаний по основным темам школьного курса биологии.
Результаты государственной (итоговой) аттестации во многом зависят от предварительной подготовки к этому ответственному периоду.
Как же подготовить учащихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ и ОГЭ?
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, умений и навыков, а также качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность.
Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ должна осуществляется по следующим направлениям:
I. информационная работа;
II. содержательная (предметная) подготовка (Формула эффективного действия: учебник - носитель содержания образования + технология обучения + технология оценивания);
III. психологическая подготовка (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможности личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Основываясь на выделенных направлениях, отнесем к актуальным вопросам подготовки к ОГЭ и ЕГЭ следующие:
Организация информационной работы по подготовке выпускников к
ГИА и ЕГЭ.
Мониторинг качества.
Психологическая подготовка учащихся к ОГЭ И ЕГЭ
Винформационной деятельности по подготовке к экзаменам выделим
два направления:
Информационная работа с учениками.
Информационная работа с родителями, в результате которой проводят ознакомление с правилами поведения на экзамене, правами выпускников правилами заполнения бланков ГИА.
Содержательная (предметная) подготовка (готовность по предмету, умение решать тестовые задания).
На данном этапе учитель должен осмыслить основные требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам выпускников школы , изучить кодификаторы и спецификацию ЕГЭ и ОГЭ, изменения в КИМах и выстроить траекторию подготовки выпускников к итоговой аттестации.
Исходя, из субъективных проблем при подготовке обучающихся к
итоговой аттестации необходимо вносить дополнения и корректировку в календарно-тематическое планирование по биологии с учетом содержания КИМов и развития универсальных мыслительных операций учащихся.
Поэтому необходимо начинать подготовку к итоговой аттестации уже с того класса, когда изучаются темы, вошедшие в кодификатор, и целенаправленную подготовку с 8 класса, когда закладывается технология выполнения заданий разделов ЕГЭ.
Если экзамен по предмету выбрало большое число учащихся класса, при
организации повторения необходимо планировать уроки с обязательным
повторением содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы. То есть, в календарно-тематическое планирование (независимо от УМК по предмету) педагогу целесообразно включить раздел «Подготовка к ЕГЭ», где будут указаны темы и коды контролируемых элементов, к которым учитель обращается в рамках данного урока, а также сроки и формы диагностики уровня усвоения материала.
Для подготовки к ГИА по биологии школьников, изучающих предмет на базовом уровне, желательно использовать элективный курс, расширяющий программу по биологии, внеурочные и факультативные формы работы по предмету для коррекции расхождения действующего учебного плана и требований ГИА.
Необходимо разработать индивидуальные планы подготовки учащихся к ГИА, и согласовать их с учениками и их родителями.
При проведении учебных занятий необходимо уделять внимание:
- работе с терминами и основными понятиями, что позволит сформировать крепкую теоретическую базу знаний, необходимую для выполнения заданий первой части ЕГЭ. Создавать словарь Терминов (телефонная книга, по темам), который можно оформлять не только традиционным способом: термин-определение, но и табличным вариантом:
Термин
Этимология
Определение
Опорная схема
Для усвоения терминов можно использовать терминологические диктанты, составление и решение кроссвордов.
- формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;
- решению задач по алгоритмам их решения;
- подготовке и проведению проверочных, контрольных работ в формате ЕГЭ.
Самым важным направлением в процессе подготовки учащихся к экзамену должна стать систематическая работа непосредственно с тестовыми
заданиями.
В первую очередь необходимо отрабатывать и закреплять знания и умения базового уровня. То есть при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ необходимо научить школьников технике сдачи теста. Для этого уже с 5-6-го класса необходимо внедрять в учебный процесс: разноуровневые тематические тесты, проведение учебно-тренировочных тестов по темам, работу с тренировочными материалами для подготовки к ГИА.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с
тетрадью на печатной основе
со сборниками тестов
с использованием пособий, подготовленных авторскими коллективами ФИПИ, и пособия, имеющие гриф ФИПИ (сайт www.fipi.ru.)
тренинги с использованием Интернет – технологий.
Использование сайтов предметной направленности (например,
http://bioege.edu.ru/) и On-line тесты для подготовки к итоговой аттестации. Большое количество экзаменационных материалов размещено в Интернет-ресурсах информационной поддержки ЕГЭ:
http://www.ege.edu.ru/,
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru/,
Федеральный центр тестирования (ФЦТ) http://www.rustest.ru/,
Московский институт открытого образования (МИОО) www.mioo.ru. и другие.
При подготовке к ГИА необходимо с учащимися детально разобрать демонстрационный вариант ЕГЭ и ОГЭ, назначение которого заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.
Следует учесть, что при подготовке к итоговой аттестации лучше избрать тематическое повторение и систематизацию учебного материала. После повторения каждой темы проверять её усвоение выполнением тестовых заданий 1 и 2 частей.
Для эффективной подготовки школьников к ГИА необходимо использовать различные виды контроля. При этом контроль должен восприниматься обучающимися не как что-то нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может ориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям.
Система контроля качества подготовки по биологии учащихся 9-11-х классов
Виды контроля
Средства диагностики
Входной
-Тестовые задания по предмету, определяющие уровень подготовки учащихся за основную школу.
- Анкеты по изучению мотивации.
Тематический
-Тесты с выбором одного ответа.
-Терминологические тесты с одним ответом.
- Тесты с выбором трех ответов.
-Тесты на соответствие и на установление последовательности.
-Тесты повышенной сложности для самоконтроля.
- Задания на нахождение ошибок в тексте.
- Задания с использованием текста.
- Задания с использованием рисунка.
- Задания для развернутого ответа.
-Тексты с пропущенными словами в предложениях и др
Итоговый (за 9-11 класс)
- Тестовые задания по предмету, определяющие базовый, повышенный, высокий уровень подготовки учащихся за 10-11 класс;
- оценка знаний, умений и навыков раздела программы в соответствии с требованиями стандартов
Данные виды контроля определяют деятельность учителя:
- по отработке и совершенствованию предметных и надпредметных компетенций.
- обсуждение результатов мониторинга с учащимися и составление индивидуальных планов коррекции.
- по проведению тематических, тренировочных консультаций по запросам учащихся.
Психологическая подготовка учащихся к ОГЭ ИЕГЭ заключается в выработке психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ОГЭ и сдаче ЕГЭ и позволят каждому школьнику более успешно вести себя во время экзамена, т.е. будут способствовать развитию памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.
Результативность сдачи ЕГЭ и ОГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. Если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.
Подготовка обучающихся к ГИА.
В процессе перехода на новые стандарты образования роль итогового контроля знаний, умений и навыков обучающихся по биологии усиливается, а сами формы и его содержание претерпевают значимых изменений.
В связи с этим возрастает потребность в систематической дополнительной работе с обучающимися по повторению, обобщению и систематизации их знаний по основным темам школьного курса биологии.
Результаты государственной (итоговой) аттестации во многом зависят от предварительной подготовки к этому ответственному периоду.
Как же подготовить учащихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ и ОГЭ?
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, умений и навыков, а также качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность.
Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ должна осуществляется по следующим направлениям:
I. информационная работа;
II. содержательная (предметная) подготовка (Формула эффективного действия: учебник - носитель содержания образования + технология обучения + технология оценивания);
III. психологическая подготовка (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможности личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Основываясь на выделенных направлениях, отнесем к актуальным вопросам подготовки к ОГЭ и ЕГЭ следующие:
ГИА и ЕГЭ.
В информационной деятельности по подготовке к экзаменам выделим
два направления:
Содержательная (предметная) подготовка (готовность по предмету, умение решать тестовые задания).
На данном этапе учитель должен осмыслить основные требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам выпускников школы , изучить кодификаторы и спецификацию ЕГЭ и ОГЭ, изменения в КИМах и выстроить траекторию подготовки выпускников к итоговой аттестации.
Исходя, из субъективных проблем при подготовке обучающихся к
итоговой аттестации необходимо вносить дополнения и корректировку в календарно-тематическое планирование по биологии с учетом содержания КИМов и развития универсальных мыслительных операций учащихся.
Поэтому необходимо начинать подготовку к итоговой аттестации уже с того класса, когда изучаются темы, вошедшие в кодификатор, и целенаправленную подготовку с 8 класса, когда закладывается технология выполнения заданий разделов ЕГЭ.
Если экзамен по предмету выбрало большое число учащихся класса, при
организации повторения необходимо планировать уроки с обязательным
повторением содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы. То есть, в календарно-тематическое планирование (независимо от УМК по предмету) педагогу целесообразно включить раздел «Подготовка к ЕГЭ», где будут указаны темы и коды контролируемых элементов, к которым учитель обращается в рамках данного урока, а также сроки и формы диагностики уровня усвоения материала.
Для подготовки к ГИА по биологии школьников, изучающих предмет на базовом уровне, желательно использовать элективный курс, расширяющий программу по биологии, внеурочные и факультативные формы работы по предмету для коррекции расхождения действующего учебного плана и требований ГИА.
Необходимо разработать индивидуальные планы подготовки учащихся к ГИА, и согласовать их с учениками и их родителями.
При проведении учебных занятий необходимо уделять внимание:
- работе с терминами и основными понятиями, что позволит сформировать крепкую теоретическую базу знаний, необходимую для выполнения заданий первой части ЕГЭ. Создавать словарь Терминов (телефонная книга, по темам), который можно оформлять не только традиционным способом: термин-определение, но и табличным вариантом:
Термин
Этимология
Определение
Опорная схема
Для усвоения терминов можно использовать терминологические диктанты, составление и решение кроссвордов.
- формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;
- решению задач по алгоритмам их решения;
- подготовке и проведению проверочных, контрольных работ в формате ЕГЭ.
Самым важным направлением в процессе подготовки учащихся к экзамену должна стать систематическая работа непосредственно с тестовыми
заданиями.
В первую очередь необходимо отрабатывать и закреплять знания и умения базового уровня. То есть при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ необходимо научить школьников технике сдачи теста. Для этого уже с 5-6-го класса необходимо внедрять в учебный процесс: разноуровневые тематические тесты, проведение учебно-тренировочных тестов по темам, работу с тренировочными материалами для подготовки к ГИА.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с
http://bioege.edu.ru/) и On-line тесты для подготовки к итоговой аттестации. Большое количество экзаменационных материалов размещено в Интернет-ресурсах информационной поддержки ЕГЭ:
При подготовке к ГИА необходимо с учащимися детально разобрать демонстрационный вариант ЕГЭ и ОГЭ, назначение которого заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.
Следует учесть, что при подготовке к итоговой аттестации лучше избрать тематическое повторение и систематизацию учебного материала. После повторения каждой темы проверять её усвоение выполнением тестовых заданий 1 и 2 частей.
Для эффективной подготовки школьников к ГИА необходимо использовать различные виды контроля. При этом контроль должен восприниматься обучающимися не как что-то нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может ориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям.
Система контроля качества подготовки по биологии учащихся 9-11-х классов
Виды контроля
Средства диагностики
Входной
-Тестовые задания по предмету, определяющие уровень подготовки учащихся за основную школу.
- Анкеты по изучению мотивации.
Тематический
-Тесты с выбором одного ответа.
-Терминологические тесты с одним ответом.
- Тесты с выбором трех ответов.
-Тесты на соответствие и на установление последовательности.
-Тесты повышенной сложности для самоконтроля.
- Задания на нахождение ошибок в тексте.
- Задания с использованием текста.
- Задания с использованием рисунка.
- Задания для развернутого ответа.
-Тексты с пропущенными словами в предложениях и др
Итоговый (за 9-11 класс)
- Тестовые задания по предмету, определяющие базовый, повышенный, высокий уровень подготовки учащихся за 10-11 класс;
- оценка знаний, умений и навыков раздела программы в соответствии с требованиями стандартов
Пробный ЕГЭ и ОГЭ
(несколько раз во 2 п/г)
- КИМы ЕГЭ по предмету за предыдущий год;
- рекомендации, помогающие школьникам снизить «стрессовость» экзаменационной ситуации.
Г ИА (внешняя) –ЕГЭ-11,ОГЭ-9
КИМы ЕГЭ и ОГЭ-9 по биологии
Данные виды контроля определяют деятельность учителя:
- по отработке и совершенствованию предметных и надпредметных компетенций.
- обсуждение результатов мониторинга с учащимися и составление индивидуальных планов коррекции.
- по проведению тематических, тренировочных консультаций по запросам учащихся.
Психологическая подготовка учащихся к ОГЭ И ЕГЭ заключается в выработке психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ОГЭ и сдаче ЕГЭ и позволят каждому школьнику более успешно вести себя во время экзамена, т.е. будут способствовать развитию памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.
Результативность сдачи ЕГЭ и ОГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. Если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.