Интегративный подход в преподавании в условиях перехода на ФГОС ОО
Интеграция учебных предметов эффективна на любой возрастной ступени школьного образования. Она влияет на результаты деятельности учащихся: у детей создается целостное представление о проблеме, расширяется их кругозор, повышается уровень культуры суждений, культуры речи, налицо и эмоциональная вовлеченность в проблему. Интеграция в современной школе обусловливает создание для учащихся возможностей занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе, не просто усваивать материал, но и познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине.
Литература в ряду других предметов гуманитарного цикла может и должна способствовать формированию ценностного потенциала, мировоззрения личности. Интегративный подход к преподаванию литературы в школе позволит в какой-то мере преодолеть искусственную обособленность учебных предметов и достичь более целостного восприятия материала. Результатом работы в этом направлении является развитие у детей абстрактного, понятийного мышления.
Интеграция предоставляет и учителю, и ученику больше возможности для интеллектуального творчества и овладения сложным материалом, что особенно актуально в период перехода к профильному образованию. Ролью ученика на интегрированном уроке является не воспроизведение и пересказ знаний, почерпнутых из учебника или от учителя, а выработка индивидуального пути освоения и применения этих знаний. К ученику как к участнику процесса предъявляются следующие требования:
· Умение находить и обрабатывать информацию, используя различные источники.
· Навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации.
· Умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию.
· Выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других.
· Выступать публично, литературно выражая свои мысли.
Межпредметные связи способствуют формированию личности школьника как субъекта познания и обучения. Задача учителя – предметника – способствовать формирования у учащихся универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные:
- овладение приёмами анализа литературного произведения,
- умение сравнивать, приводить примеры,
-постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с дополнительным материалом,
- создание на уроках игровых ситуаций, которые должны порождать стимул к работе с дополнительной литературой, к более глубокому осмыслению темы, а ответ должен строиться не только из найденных фактов, а логически построенной цепи суждений и личного мнения.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
- совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности)
Личностные УДД:
- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);
- формирование языковой компетентности.
Регулятивные УУД:
- умение выделять свойства в изучаемых событиях и дифференцировать их;
- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению литературных понятий.
Интегративный подход в преподавании в условиях перехода на ФГОС ОО
Интеграция учебных предметов эффективна на любой возрастной ступени школьного образования. Она влияет на результаты деятельности учащихся: у детей создается целостное представление о проблеме, расширяется их кругозор, повышается уровень культуры суждений, культуры речи, налицо и эмоциональная вовлеченность в проблему. Интеграция в современной школе обусловливает создание для учащихся возможностей занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе, не просто усваивать материал, но и познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине.
Литература в ряду других предметов гуманитарного цикла может и должна способствовать формированию ценностного потенциала, мировоззрения личности. Интегративный подход к преподаванию литературы в школе позволит в какой-то мере преодолеть искусственную обособленность учебных предметов и достичь более целостного восприятия материала. Результатом работы в этом направлении является развитие у детей абстрактного, понятийного мышления.
Интеграция предоставляет и учителю, и ученику больше возможности для интеллектуального творчества и овладения сложным материалом, что особенно актуально в период перехода к профильному образованию. Ролью ученика на интегрированном уроке является не воспроизведение и пересказ знаний, почерпнутых из учебника или от учителя, а выработка индивидуального пути освоения и применения этих знаний. К ученику как к участнику процесса предъявляются следующие требования:
· Умение находить и обрабатывать информацию, используя различные источники.
· Навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации.
· Умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию.
· Выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других.
· Выступать публично, литературно выражая свои мысли.
Межпредметные связи способствуют формированию личности школьника как субъекта познания и обучения. Задача учителя – предметника – способствовать формирования у учащихся универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные:
- овладение приёмами анализа литературного произведения,
- умение сравнивать, приводить примеры,
-постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с дополнительным материалом,
- создание на уроках игровых ситуаций, которые должны порождать стимул к работе с дополнительной литературой, к более глубокому осмыслению темы, а ответ должен строиться не только из найденных фактов, а логически построенной цепи суждений и личного мнения.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
- совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности)
Личностные УДД:
- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);
- формирование языковой компетентности.
Регулятивные УУД:
- умение выделять свойства в изучаемых событиях и дифференцировать их;
- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению литературных понятий.