ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Сегодня при множестве проблем, общих для преподавания русского языка и литературы в средней школе, возникает одна особо важная: как представить учебный материал по предмету так, чтобы он остался в памяти ребёнка на долгие годы, а знания перешли в прочные умения и навыки?
Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Происходящая модернизация школьного образования нацелена на профессионализм, творчество и компетентность учителя.
В связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта школа должна формировать целостную систему универсальных способов деятельности учащихся, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
В основе моей методической темы лежат требования к современному образовательному процессу, который характеризуется общей направленностью на дидактические системы гуманно-личностной ориентации, одна из главных задач которых состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться».
В связи с этим перемещается акцент с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на совокупность методов, позволяющих обеспечить общее развитие личности ребенка и гарантированно обеспечить доступность, качество и эффективность образования.
Урок как организационная форма – явление динамическое, он постоянно изменяется, отражая основные тенденции развития педагогического процесса. Как учитель-практик, стараюсь найти такие формы и способы обучения, которые сняли бы следующие недостатки урока: ориентированность на среднего ученика, единообразие содержания, сдерживание познавательной активности.
Каким же должен быть современный урок? Сегодня я рассматриваю его не только как деятельность учителя, то есть как форму обучения, но и как деятельность ученика, то есть как форму учения.
Личностно-ориентированный урок предполагает быстрое включение школьников в учебную деятельность, поэтому особое внимание обращаю на начало урока – организационный момент, который предназначен для создания рабочей настроенности. Решению этой задачи способствуют активные методы и приёмы, к которым можно отнести анонсирование темы, эффект неожиданности, парадоксальности, использование эстетических средств воздействия.
Так, определены основные принципы моделирования личностно-ориентированного урока:
учет возрастных индивидуально-психологических особенностей учащихся;
признание ученика субъектом образовательного процесса, способным на саморазвитие;
включение учащихся в совместное творчество, планирование, подготовку, осуществление и анализ форм образовательного процесса;
опора на взаимное уважение, доверие и партнерство.
Продумывая методическую тему, я в первую очередь учитывала именно те тенденции, которые лежат в основе современных образовательных технологий: наряду с традиционными педагогическими понятиями формы, средства и методы обучения, в последние годы широко употребляются термины педагогические технологии, технологии образования, новые педагогические, инновационные учебные технологии и так далее.
Из этого следует, что сегодня учитель-информатор должен уступить место учителю-организатору активной творческой, познавательной деятельности каждого ученика на уроке. А это требует разнообразного дидактического обеспечения урока.
В своей работе я стараюсь активно внедрять новые формы и методы. Постоянно обогащаю кабинет таблицами, схемами, алгоритмами, разноуровневым дидактическим материалом, наглядным материалом, мультимедийными программами. Собран богатый видео- аудио- , DVD- материал. Пользуюсь любой возможностью для проведения уроков с применением компьютеров и интерактивной доски.
Требования времени заставляют учителя применять личностно-ориентированные технологии. Их использование напрямую зависит от того, насколько хорошо учитель знает своих учеников, их потенциал.
В «Концепции развития образования» указано, что учащиеся могут выбирать формы и методы обучения, индивидуальные образовательные программы, в которых особое место отводится творческой деятельности и созданию условий для развития индивидуальных способностей учащихся. Таким образом, задача учителя - организовать так свою работу с учащимися, чтобы они могли реализовать и развить свои способности как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Большое внимание уделяю вопросу организации урочной среды как среды развития личности. Научно-теоретические семинары, круглые столы, реферирование, уроки-лекции, уроки-защиты своих научных работ – все это позволяет разнообразить работу и вызвать интерес к предмету.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом уроке учащийся узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность русского языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных областях знаний.
Методика интегрированных уроков помогает дать не только определенную сумму знания в его углубленной (расширенной) редакции, но и исключить перегрузку школьников при сохранении творческой активности и высокого познавательного интереса к гуманитарным наукам.
Практика подобных уроков (например, совместно с учителем истории при изучении творчества А.С.Пушкина или с учителем ИЗО при изучении народных сказок) доказала необходимость интегрирования литературы с этими предметами.
Среди множества существующих на сегодняшний день педагогических технологий можно выделить наиболее прогрессивные, использование которых весьма эффективно при изучении русского языка и литературы и которыми у себя в лицее мы успешно пользуемся.
Информационные технологии (как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами ( компьютерами, аудио- и видеосредствами, информационной продукцией).
Проектная и исследовательская деятельность как средство всестороннего развития ребенка.
Нестандартные, в том числе интегрированные уроки как средство развития творчества, креативности мышления и социализации личности.
Технологии модульного обучения по системе профессора А.Третьякова. Особый вид модульного обучения – подготовка по индивидуальным планам учащихся, ориентированных на раскрытие потенциала каждого учащегося, его дарований.
Технология разноуровневого обучения. Сводится, прежде всего, ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала.
Индивидуальные образовательные технологии: а) создание ситуации успеха для каждого ученика, б) индивидуальная работа с одаренными детьми.
Работая над формированием языковой компетентности учащихся, в своей практике опираюсь как на традиционные методы и приёмы, так и новые технологии обучения. Остановлюсь на наиболее значимых, на мой взгляд, технологиях обучения, помогающих формировать и совершенствовать языковую компетентность учащихся.
В 2008 году мне посчастливилось познакомиться с авторской технологией обучения русскому языку Ю.А. Поташкиной, доцента ВГПУ. Основной целью автора концепции является интеллектуальное и речевое развитие учащихся средствами русского языка как учебного предмета. Отличительными особенностями данной технологии являются:
1) признание приоритетной задачей учебного предмета «русский язык» формирование словесно-логического мышления учащихся, опирающегося на осознание форм и структур родного языка;
2) целостное представление всей системы родного языка в основных её чертах учащимся до 10-11 лет, то есть в возрасте, когда закладываются базовые возможности главнейших психических функций;
3) смысловой подход к фактам языка (метод «активной грамматики»), способный обеспечить учащихся сущностными знаниями о языке, а с ними понимание изучаемого материала:
4) в теоретической части: использование оригинальных логико-структурных схем, что обеспечивает развитие логических и речевых способностей учащихся;
5) в практической части: работа с алгоритмами и алгоритмизированными таблицами;
6) по правописанию, программирующих решение орфографических или пунктуационных задач, и являющихся тренажерами для выработки навыков правописания;
7) по грамматике, программирующих поиск дифференциальных признаков грамматических явлений, помогая формированию навыков владения лингвистическими разборами;
8) система непрерывного правописного тренинга;
9) письмо со «следами размышлений» по самому его ходу в работах любого типа, что развивает орфографическую зоркость, не позволяет упускать из внимания аспект правописания при письме;
10) система обязательного речевого тренинга, способствующая формированию устной монологической речи учащихся.
Для формирования языковой компетентности учащихся используются следующие технологические приёмы, разработанные Ю.А. Поташкиной:
в теме «Орфография»:
• «запрет на бездумное письмо» – осмысленная правописная деятельность с «графической защитой»,
• «свёртка», алгоритмизация правил русской орфографии, их блочная подача,
• решение орфографических задач как составляющая часть урока любого типа: включение в разминку урока от 7 до 10 орфограмм;
2) в теме «Пунктуация»:
• синтаксический разбор с расстановкой знаков препинания (в домашнем задании и ежеурочно – составляющая часть разминки, объяснение постановки пунктуационного знака);
3) в теме «Культура речи»:
• скандирование («пропевание») лексического минимума с обязательным «проговариванием» орфоэпической нормы, толкованием значения слова.
Что же можно использовать из перечисленного в классах, обучающихся по УМК Т.М. Баранова и М.М. Разумовской? Это прежде всего использование в начале каждого урока «разминки», которая включает работу по повторению всех разделов языка; алгоритмизацию правил русской орфографии, их блочную подачу; синтаксический разбор с расстановкой знаков препинания и объяснением правил пунктуации.
Средства реализации инновационных педагогических технологий:
продуктивная деятельность учащихся;
педагогика сотрудничества;
самостоятельная индивидуальная и групповая работа учащихся;
интеграция учебных предметов;
глобальное мышление и видение мира.
Внедрение инновационных педагогических технологий повышает квалификационный уровень самого учителя, заставляя уходить от стереотипов в преподавании предметов.
Положительные тенденции, наметившиеся в преподавании предметов.
разработка методических тем по моделированию системы повышения качества обученности;
участие в проведении экспериментов и научных исследований;
разработка учебных программ и курсов;
формирование регулярно обновляемого учебного материала по проблемам преподавания русского языка и литературы в современной школе;
подготовка и проведение олимпиад, конкурсов и так далее;
введение активных методов преподавания элективных курсов, дополнительных предметов.
Методические рекомендации учителям русского языка и литературы.
осуществлять преподавание гуманитарных дисциплин через языковое погружение и внедрение современных методик обучения;
развивать профессиональную компетентность через научно-методическую деятельность;
усилить диагностико-аналитическую деятельность через презентацию педагогического опыта, работу творческих групп, семинары и так далее;
усилить работу с одаренными детьми через работу творческих групп и семинаров;
усилить технологизацию предметов через внедрение инновационных технологий.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Сегодня при множестве проблем, общих для преподавания русского языка и литературы в средней школе, возникает одна особо важная: как представить учебный материал по предмету так, чтобы он остался в памяти ребёнка на долгие годы, а знания перешли в прочные умения и навыки?
Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Происходящая модернизация школьного образования нацелена на профессионализм, творчество и компетентность учителя.
В связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта школа должна формировать целостную систему универсальных способов деятельности учащихся, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
В основе моей методической темы лежат требования к современному образовательному процессу, который характеризуется общей направленностью на дидактические системы гуманно-личностной ориентации, одна из главных задач которых состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться».
В связи с этим перемещается акцент с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на совокупность методов, позволяющих обеспечить общее развитие личности ребенка и гарантированно обеспечить доступность, качество и эффективность образования.
Урок как организационная форма – явление динамическое, он постоянно изменяется, отражая основные тенденции развития педагогического процесса. Как учитель-практик, стараюсь найти такие формы и способы обучения, которые сняли бы следующие недостатки урока: ориентированность на среднего ученика, единообразие содержания, сдерживание познавательной активности.
Каким же должен быть современный урок? Сегодня я рассматриваю его не только как деятельность учителя, то есть как форму обучения, но и как деятельность ученика, то есть как форму учения.
Личностно-ориентированный урок предполагает быстрое включение школьников в учебную деятельность, поэтому особое внимание обращаю на начало урока – организационный момент, который предназначен для создания рабочей настроенности. Решению этой задачи способствуют активные методы и приёмы, к которым можно отнести анонсирование темы, эффект неожиданности, парадоксальности, использование эстетических средств воздействия.
Так, определены основные принципы моделирования личностно-ориентированного урока:
Продумывая методическую тему, я в первую очередь учитывала именно те тенденции, которые лежат в основе современных образовательных технологий: наряду с традиционными педагогическими понятиями формы, средства и методы обучения, в последние годы широко употребляются термины педагогические технологии, технологии образования, новые педагогические, инновационные учебные технологии и так далее.
Из этого следует, что сегодня учитель-информатор должен уступить место учителю-организатору активной творческой, познавательной деятельности каждого ученика на уроке. А это требует разнообразного дидактического обеспечения урока.
В своей работе я стараюсь активно внедрять новые формы и методы. Постоянно обогащаю кабинет таблицами, схемами, алгоритмами, разноуровневым дидактическим материалом, наглядным материалом, мультимедийными программами. Собран богатый видео- аудио- , DVD- материал. Пользуюсь любой возможностью для проведения уроков с применением компьютеров и интерактивной доски.
Требования времени заставляют учителя применять личностно-ориентированные технологии. Их использование напрямую зависит от того, насколько хорошо учитель знает своих учеников, их потенциал.
В «Концепции развития образования» указано, что учащиеся могут выбирать формы и методы обучения, индивидуальные образовательные программы, в которых особое место отводится творческой деятельности и созданию условий для развития индивидуальных способностей учащихся. Таким образом, задача учителя - организовать так свою работу с учащимися, чтобы они могли реализовать и развить свои способности как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Большое внимание уделяю вопросу организации урочной среды как среды развития личности. Научно-теоретические семинары, круглые столы, реферирование, уроки-лекции, уроки-защиты своих научных работ – все это позволяет разнообразить работу и вызвать интерес к предмету.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом уроке учащийся узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность русского языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных областях знаний.
Методика интегрированных уроков помогает дать не только определенную сумму знания в его углубленной (расширенной) редакции, но и исключить перегрузку школьников при сохранении творческой активности и высокого познавательного интереса к гуманитарным наукам.
Практика подобных уроков (например, совместно с учителем истории при изучении творчества А.С.Пушкина или с учителем ИЗО при изучении народных сказок) доказала необходимость интегрирования литературы с этими предметами.
Среди множества существующих на сегодняшний день педагогических технологий можно выделить наиболее прогрессивные, использование которых весьма эффективно при изучении русского языка и литературы и которыми у себя в лицее мы успешно пользуемся.
Работая над формированием языковой компетентности учащихся, в своей практике опираюсь как на традиционные методы и приёмы, так и новые технологии обучения. Остановлюсь на наиболее значимых, на мой взгляд, технологиях обучения, помогающих формировать и совершенствовать языковую компетентность учащихся.
В 2008 году мне посчастливилось познакомиться с авторской технологией обучения русскому языку Ю.А. Поташкиной, доцента ВГПУ. Основной целью автора концепции является интеллектуальное и речевое развитие учащихся средствами русского языка как учебного предмета. Отличительными особенностями данной технологии являются:
1) признание приоритетной задачей учебного предмета «русский язык» формирование словесно-логического мышления учащихся, опирающегося на осознание форм и структур родного языка;
2) целостное представление всей системы родного языка в основных её чертах учащимся до 10-11 лет, то есть в возрасте, когда закладываются базовые возможности главнейших психических функций;
3) смысловой подход к фактам языка (метод «активной грамматики»), способный обеспечить учащихся сущностными знаниями о языке, а с ними понимание изучаемого материала:
4) в теоретической части: использование оригинальных логико-структурных схем, что обеспечивает развитие логических и речевых способностей учащихся;
5) в практической части: работа с алгоритмами и алгоритмизированными таблицами;
6) по правописанию, программирующих решение орфографических или пунктуационных задач, и являющихся тренажерами для выработки навыков правописания;
7) по грамматике, программирующих поиск дифференциальных признаков грамматических явлений, помогая формированию навыков владения лингвистическими разборами;
8) система непрерывного правописного тренинга;
9) письмо со «следами размышлений» по самому его ходу в работах любого типа, что развивает орфографическую зоркость, не позволяет упускать из внимания аспект правописания при письме;
10) система обязательного речевого тренинга, способствующая формированию устной монологической речи учащихся.
Для формирования языковой компетентности учащихся используются следующие технологические приёмы, разработанные Ю.А. Поташкиной:
• «запрет на бездумное письмо» – осмысленная правописная деятельность с «графической защитой»,
• «свёртка», алгоритмизация правил русской орфографии, их блочная подача,
• решение орфографических задач как составляющая часть урока любого типа: включение в разминку урока от 7 до 10 орфограмм;
2) в теме «Пунктуация»:
• синтаксический разбор с расстановкой знаков препинания (в домашнем задании и ежеурочно – составляющая часть разминки, объяснение постановки пунктуационного знака);
3) в теме «Культура речи»:
• скандирование («пропевание») лексического минимума с обязательным «проговариванием» орфоэпической нормы, толкованием значения слова.
Что же можно использовать из перечисленного в классах, обучающихся по УМК Т.М. Баранова и М.М. Разумовской? Это прежде всего использование в начале каждого урока «разминки», которая включает работу по повторению всех разделов языка; алгоритмизацию правил русской орфографии, их блочную подачу; синтаксический разбор с расстановкой знаков препинания и объяснением правил пунктуации.
Средства реализации инновационных педагогических технологий:
Внедрение инновационных педагогических технологий повышает квалификационный уровень самого учителя, заставляя уходить от стереотипов в преподавании предметов.
Положительные тенденции, наметившиеся в преподавании предметов.
Методические рекомендации учителям русского языка и литературы.