Интегративный подход в преподавании в условиях перехода на ФГОС ОО
Обращение к интеграции как средству создания целостного восприятия учебного материала объясняется рядом преимуществ этого достаточно нового вида образовательной деятельности на уроке.
Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
Эксперименты по реализации интеграции на уроках литературы наиболее активно и интересно ведутся мною чаще всего на вводных уроках литературы в старших классах. При изучении монографической темы интегративный подход позволяет включить литературу как вид искусства в круг фактов, изучаемых другими гуманитарными науками, поразмышлять над произведением в контексте нравственных, философских, социальных проблем эпохи. Такие вводные уроки требуют глубокой подготовки, ученик не просто слушает лекцию, он активно включается в дискуссию. Со стороны учителя требуется найти параллели, которые заинтересуют современного читателя, и тогда произведение из прошлого или позапрошлого века откроет много интересного и нового.
Современную литературу в 11 классе изучать непросто: нехватка времени, сложность в выборе произведения. А ведь подростку будет интересно прочитать о себе и сравнить себя со своим ровесником из, скажем, 60-х годов 20 века.
В этом году я попробовала прочитать с 11 классом лирическую комедию Виктора Розова «В поисках радости». Вводный урок продолжался 2 часа, в активной работе. Выпускники открыли для себя эпоху «оттепели» в литературе, узнали о режиссёрах и драматургах, им был интересен главный герой комедии, потому что талантливый драматург Виктор Розов очень хотел, чтобы читатель задумался над тем, зачем он живёт, как относится к близким и родным людям, что такое добро.
Захарова Ольга Васильевна, учитель русского языка
и литературы МОУ «СОШ с.Воскресенское
Воскресенского района Саратовской области»
Интегративный подход в преподавании в условиях перехода на ФГОС ОО
Обращение к интеграции как средству создания целостного восприятия учебного материала объясняется рядом преимуществ этого достаточно нового вида образовательной деятельности на уроке.
Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
Эксперименты по реализации интеграции на уроках литературы наиболее активно и интересно ведутся мною чаще всего на вводных уроках литературы в старших классах. При изучении монографической темы интегративный подход позволяет включить литературу как вид искусства в круг фактов, изучаемых другими гуманитарными науками, поразмышлять над произведением в контексте нравственных, философских, социальных проблем эпохи. Такие вводные уроки требуют глубокой подготовки, ученик не просто слушает лекцию, он активно включается в дискуссию. Со стороны учителя требуется найти параллели, которые заинтересуют современного читателя, и тогда произведение из прошлого или позапрошлого века откроет много интересного и нового.
Современную литературу в 11 классе изучать непросто: нехватка времени, сложность в выборе произведения. А ведь подростку будет интересно прочитать о себе и сравнить себя со своим ровесником из, скажем, 60-х годов 20 века.
В этом году я попробовала прочитать с 11 классом лирическую комедию Виктора Розова «В поисках радости». Вводный урок продолжался 2 часа, в активной работе. Выпускники открыли для себя эпоху «оттепели» в литературе, узнали о режиссёрах и драматургах, им был интересен главный герой комедии, потому что талантливый драматург Виктор Розов очень хотел, чтобы читатель задумался над тем, зачем он живёт, как относится к близким и родным людям, что такое добро.
Виктор Розов «В поисках радости»