Проблема повышения грамотности школьников в современных условиях – одна из актуальных в работе учителя русского языка и литературы. Хотя работу над этой проблемой каждый учитель ведёт постоянно, но грамотность детей оставляет желать лучшего. Анализируя ошибки, допущенные учениками в диктантах, сочинениях и изложениях, я убеждаюсь в том, что причины их появления не в незнании правил, а в отсутствии именно орфографической зоркости, в неумении применить правило на письме. Для повышения грамотности обучающихся и формирования орфографической зоркости учащихся я использую следующие виды работ:
Списывание как прием обучения орфографии (опора на зрительную память).
Различные виды диктантов (словарный, зрительный, слуховой, выборочный, графический, творческий, свободный).
Словарная работа (иногда дети не понимают лексическое значение слова)
Письмо по памяти.
Дидактические игры и другие.
Стараюсь оказывать существенную помощь учащимся на этапе поиска орфограммы. Для этого часто прибегаю к наглядности: таблицам, опорным схемам, сигналам, в которых зафиксированы опознавательные признаки орфограмм.
Ликвидировать разрыв между теорией — правилом и практикой — его применением при выполнении упражнений моим обучающимся помогает алгоритм. Я стараюсь не давать его детям в готовом виде. Организую работу так, чтобы дети самостоятельно (конечно, под моим руководством ) построили его, определили последовательность действий по использованию правила. Алгоритмы составляем с 5 класса, оформляем их в папках-скоросшивателях «Тетрадь опорных сигналов» (ТОС). Они есть у каждого ученика . ТОСы хорошо помогают в проведении работы над ошибками (как отмечают многие учителя, это очень важный момент в повышении грамотности). При проверке работ учитель подчёркивает в слове место, где допущена ошибка. Но многие учащиеся самостоятельно не могут определить, на какое правило допущено ошибка. В наших ТОСах каждая орфограмма имеет свой номер, кратко оформляется правило, приводятся примеры, даётся образец выполнения работы над ошибками на это правило.
Например:
№
НАЗВАНИЕ
орфограммы
ПРАВИЛО
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ
1
Безударная гласная в корне слова
Изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной
Учебник № 1 стр. 48
Записать слово, выделить орфограмму, привести 2 примера
Вода—воды,
земля—земли,
зацветет - цвет
5
Парные глухие и звонкие согласные
Изменить слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная
Учебник № 1 стр. 49
Записать слово, выделить орфограмму, привести 2 примера
Гриб - грибы
сугроб-сугробы
дорожка-дороженька
11
Гласная перед Л в суффиксах глаголов
В суффиксах глаголов перед л пишется та же гласная, что и перед ть в инфинитиве
Записать слово, выделить орфограмму, привести 2 примера
увидЕл—увидЕть
клеИл—клеИть
надеЯлся—надеЯться
13
Безударное личное окончание глаголов
1 спряжение- е,ут-ют
2 спряжение- и,ат-ят
2 спряжение
все глаголы на ить,кроме брить,стелить
7глаголов на –еть: видеть,ненавидеть,смотреть,зависеть,обидеть,вертеть, терпеть
4 глагола на ать: гнать, дышать, слышать, держать
Остальные глаголы относятся к 1 спряжению
Записать слово, выделить орфограмму, привести 2 примера
Пре- 1)близка по значению к слову очень/прекрасныи/
2) можно заменить приставкои пере-/преградить-перегородить/
Записать слово,
выделить орфограмму, привести 2примера
Привинтить,
прискакать,
приколоть
При проверке работ я подчёркиваю место ошибки, а на полях ставлю цифру (число) - номер орфограммы из ТОС. Учащиеся видят, на какое правило ошибка, вспоминают его и делают по образцу работу над ошибками. Особенно хорошо это работает в 5, 6 классах, детям нравится, постепенно они запоминают номера орфограмм и самостоятельно выполняют работу. До конца 7 класса (пока изучается морфология, орфография) мы оформляем в ТОСах до 60 орфограмм.
Систематически проводя указанные выше виды работ, формирую у своих учеников орфографическую грамотность. Работу над орфографией я рассматриваю как приоритетное направление в системе обучения русскому языку и стараюсь отводить ей ведущее место в учебном процессе.
Проблема повышения грамотности школьников в современных условиях – одна из актуальных в работе учителя русского языка и литературы. Хотя работу над этой проблемой каждый учитель ведёт постоянно, но грамотность детей оставляет желать лучшего. Анализируя ошибки, допущенные учениками в диктантах, сочинениях и изложениях, я убеждаюсь в том, что причины их появления не в незнании правил, а в отсутствии именно орфографической зоркости, в неумении применить правило на письме. Для повышения грамотности обучающихся и формирования орфографической зоркости учащихся я использую следующие виды работ:
Стараюсь оказывать существенную помощь учащимся на этапе поиска орфограммы. Для этого часто прибегаю к наглядности: таблицам, опорным схемам, сигналам, в которых зафиксированы опознавательные признаки орфограмм.
Ликвидировать разрыв между теорией — правилом и практикой — его применением при выполнении упражнений моим обучающимся помогает алгоритм. Я стараюсь не давать его детям в готовом виде. Организую работу так, чтобы дети самостоятельно (конечно, под моим руководством ) построили его, определили последовательность действий по использованию правила. Алгоритмы составляем с 5 класса, оформляем их в папках-скоросшивателях «Тетрадь опорных сигналов» (ТОС). Они есть у каждого ученика . ТОСы хорошо помогают в проведении работы над ошибками (как отмечают многие учителя, это очень важный момент в повышении грамотности). При проверке работ учитель подчёркивает в слове место, где допущена ошибка. Но многие учащиеся самостоятельно не могут определить, на какое правило допущено ошибка. В наших ТОСах каждая орфограмма имеет свой номер, кратко оформляется правило, приводятся примеры, даётся образец выполнения работы над ошибками на это правило.
Например:
№
НАЗВАНИЕ
орфограммы
ПРАВИЛО
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ
1
Безударная гласная в корне слова
Изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной
Учебник № 1 стр. 48
Записать слово, выделить орфограмму, привести 2 примера
Вода—воды,
земля—земли,
зацветет - цвет
5
Парные глухие и звонкие согласные
Изменить слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная
Учебник № 1 стр. 49
Записать слово, выделить орфограмму, привести 2 примера
Гриб - грибы
сугроб-сугробы
дорожка-дороженька
11
Гласная перед Л в суффиксах глаголов
В суффиксах глаголов перед л пишется та же гласная, что и перед ть в инфинитиве
Записать слово, выделить орфограмму, привести 2 примера
увидЕл—увидЕть
клеИл—клеИть
надеЯлся—надеЯться
13
Безударное личное окончание глаголов
1 спряжение- е,ут-ют
2 спряжение- и,ат-ят
2 спряжение
все глаголы на ить,кроме брить,стелить
7глаголов на –еть: видеть,ненавидеть,смотреть,зависеть,обидеть,вертеть, терпеть
4 глагола на ать: гнать, дышать, слышать, держать
Остальные глаголы относятся к 1 спряжению
Записать слово, выделить орфограмму, привести 2 примера
Пилит,строит,косит- 2 спряжение
Пишет,колет,думает- 1 спряжение
20
Приставки при-, пре-
При- 1)присоединение,близость,приближение/приклеить,прибежать/
2)расположение вблизи чего-либо/пришкольныи/
3)неполное деиствие/приоткрыть/
Пре- 1)близка по значению к слову очень/прекрасныи/
2) можно заменить приставкои пере-/преградить-перегородить/
Записать слово,
выделить орфограмму, привести 2примера
Привинтить,
прискакать,
приколоть
При проверке работ я подчёркиваю место ошибки, а на полях ставлю цифру (число) - номер орфограммы из ТОС. Учащиеся видят, на какое правило ошибка, вспоминают его и делают по образцу работу над ошибками. Особенно хорошо это работает в 5, 6 классах, детям нравится, постепенно они запоминают номера орфограмм и самостоятельно выполняют работу. До конца 7 класса (пока изучается морфология, орфография) мы оформляем в ТОСах до 60 орфограмм.
Систематически проводя указанные выше виды работ, формирую у своих учеников орфографическую грамотность. Работу над орфографией я рассматриваю как приоритетное направление в системе обучения русскому языку и стараюсь отводить ей ведущее место в учебном процессе.