Коровина Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь Саратовского района Саратовской области»
Проблемы повышения грамотности школьников в современных условиях.Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы.Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
В работе по формированию орфографической зоркости у обучающихся наиболее эффективными являются следующие орфографические упражнения:
1) списывание с правильного текста: с этой целью используются специальные орфографические упражнения с осложнёнными грамматико-орфографическими заданиями, в ходе которых вырабатывается навык применения правила на практике;
2) письмо заученного наизусть связного текста: используются, тексты художественных произведений, изучаемых в курсе литературного чтения;
3) предупредительный диктант: при проведении предупредительного диктанта перед записью отдельного предложения или целого текста устно проводится объяснение определённых орфограмм, имеющихся в словах, которые входят в данное предложение или текст;
4) объяснительный диктант: при проведении объяснительного диктанта осуществляется объяснение орфограмм после записи текста. Чтобы все обучающиеся производили соответствующий грамматико-орфографический разбор слов с нужной орфограммой необходимо письменно объяснить написание анализируемых слов;
5) выборочный диктант: помогает сосредоточить внимание на нужной орфограмме (или орфограммах). При выборочной записи слов или словосочетаний обучающиеся объясняют соответствующие орфограммы или письменно, или устно;
6) диктанты с изменением текста: творческий, свободный диктант: у обучающихся вырабатывается навык применения орфографических правил в условиях, когда приходится думать о содержании и грамматическом оформлении предложения;
7) зрительный диктант: при зрительном восприятии накапливаются зрительно-графические образы, модели изучаемых орфограмм, укрепляется зрительно-графическая память обучающихся, что чрезвычайно важно.
8) карточки с индивидуальными заданиями;
9) работа со словарями;
10) проверочные диктанты;
11) работа над ошибками: работа над ошибками должна проводиться в системе после каждой письменной работы, проверенной учителем. Домашняя работа над ошибками должна строго контролироваться.
Коровина Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь Саратовского района Саратовской области»
Проблемы повышения грамотности школьников в современных условиях.Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы.Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
В работе по формированию орфографической зоркости у обучающихся наиболее эффективными являются следующие орфографические упражнения:
1) списывание с правильного текста: с этой целью используются специальные орфографические упражнения с осложнёнными грамматико-орфографическими заданиями, в ходе которых вырабатывается навык применения правила на практике;
2) письмо заученного наизусть связного текста: используются, тексты художественных произведений, изучаемых в курсе литературного чтения;
3) предупредительный диктант: при проведении предупредительного диктанта перед записью отдельного предложения или целого текста устно проводится объяснение определённых орфограмм, имеющихся в словах, которые входят в данное предложение или текст;
4) объяснительный диктант: при проведении объяснительного диктанта осуществляется объяснение орфограмм после записи текста. Чтобы все обучающиеся производили соответствующий грамматико-орфографический разбор слов с нужной орфограммой необходимо письменно объяснить написание анализируемых слов;
5) выборочный диктант: помогает сосредоточить внимание на нужной орфограмме (или орфограммах). При выборочной записи слов или словосочетаний обучающиеся объясняют соответствующие орфограммы или письменно, или устно;
6) диктанты с изменением текста: творческий, свободный диктант: у обучающихся вырабатывается навык применения орфографических правил в условиях, когда приходится думать о содержании и грамматическом оформлении предложения;
7) зрительный диктант: при зрительном восприятии накапливаются зрительно-графические образы, модели изучаемых орфограмм, укрепляется зрительно-графическая память обучающихся, что чрезвычайно важно.
8) карточки с индивидуальными заданиями;
9) работа со словарями;
10) проверочные диктанты;
11) работа над ошибками: работа над ошибками должна проводиться в системе после каждой письменной работы, проверенной учителем. Домашняя работа над ошибками должна строго контролироваться.