Соблюдение Единого речевого режима в образовательной организации.
Единый речевой режим в общеобразовательной организации – система единых требований, предполагающих строгое соблюдение всеми педагогическими работниками и учащимися литературной нормы в области орфоэпии, грамматики, логики, орфографии; грамотное оформление всех материалов, в том числе материалов сайта образовательной организации, документов и наглядных пособий; система овладения терминами по всем предметам учебного плана и т.п.
Тем не менее, в настоящее время на федеральном уровне не разработаны методические рекомендации по вопросу соблюдения единого речевого режима, что несет определенные проблемы. В частности, нет единой формулировки понятия «единый речевой режим», поэтому часто в локальных актах ОО встречается термин «единый орфографический режим», что существенно упрощает понимание единого речевого режима.
Тенденцией самых последних лет стало все более активное использование метапредметного подхода в преподавании русскому языку. Курс, «изначально существовавший как структурно-системный, ориентированный преимущественно на формирование грамматических и правописных навыков, преобразуется в курс коммуникативно-культурологической направленности и метапредметного статуса» [1]
Важнейшим источником современного понимания единого речевого режима стали основные документы, регламентирующие содержание современного общего образования, - Федеральный государственный образовательный стандарт [3] и Примерные программы по разным предметам. Результаты обучения, указанные в этих документах, делятся на три группы – предметные, метапредметные и личностные. В каждой из этих групп результатов есть аспекты, так или иначе связанные с единым речевым режимом. Если говорить о личностных результатах, то работа по обеспечению единого речевого режима является составной частью направления 5: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
Главными положениями, на которые опирается понимание единого речевого режима, являются формулировки во ФГОС первых двух предметных результатов обучения русскому языку:
- совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Показательно, что в новом стандарте особое внимание уделяется языковым аспектам и при перечислении результатов обучения по неязыковым предметам – математике, биологии, музыке.
Соблюдение единого речевого режима в школе требует воспитания речевой культуры учащихся общими силами всех учителей. Ведь один из метапредметных результатов освоения учащимися образовательной программы общего образования – умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Необхожимо также, чтобы требования, предъявляемые на уроках русского языка к соблюдению норм, должны поддерживаться и на уроках по другим предметах, и в системе внеклассных занятий» [2].
Администрации ОО необходимо направлять, координировать и контролировать работу по осуществлению единого речевого режима в общеобразовательной организации. Следует включать вопросы о единых требованиях к устной и письменной речи общеобразовательной организации в вопросы для рассмотрения на педагогических советах, в систему внутришкольного контроля, организовать обмен опытом учителей-предметников и проводить совместные заседания методических объединений, посвященные вопросам повышения культуры речи всех участников образовательных отношений. Необходимо разработать в ОО положение о едином речевом режиме, где, наряду с пунктом «Требования к речи учащихся», должен быть пункт «Соблюдение речевого режима педагогическими работниками».
ПроектПоложения о едином речевом режиме в нашей школе разработан. До утверждения (конец августа) время есть. Может, кто-то поделится Положением о едином речевом режиме своей ОО? Буду рада взаимодействию.
С уважением, Н.Г.Горох.
Источники:
1. Львова С.И. Усиление метапредметного статуса курса русского (родного) языка в современной системе школьного образования/ Актуальные проблемы теории и практики преподавания русского языка в современной школе: Материалы международной заочной научно-практической конференции (к 85-летию М.М. Разумовской). – М.: Экон-информ, 2013. – с. 125
2 «Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ)», разработанные ФИПИ).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : Раздел II, п.10, п.п.10.
Комментарий был изменен с момента создания (goroh.nadia, вс, 06/08/2017 - 22:12).
Соблюдение Единого речевого режима в образовательной организации.
Единый речевой режим в общеобразовательной организации – система единых требований, предполагающих строгое соблюдение всеми педагогическими работниками и учащимися литературной нормы в области орфоэпии, грамматики, логики, орфографии; грамотное оформление всех материалов, в том числе материалов сайта образовательной организации, документов и наглядных пособий; система овладения терминами по всем предметам учебного плана и т.п.
Тем не менее, в настоящее время на федеральном уровне не разработаны методические рекомендации по вопросу соблюдения единого речевого режима, что несет определенные проблемы. В частности, нет единой формулировки понятия «единый речевой режим», поэтому часто в локальных актах ОО встречается термин «единый орфографический режим», что существенно упрощает понимание единого речевого режима.
Тенденцией самых последних лет стало все более активное использование метапредметного подхода в преподавании русскому языку. Курс, «изначально существовавший как структурно-системный, ориентированный преимущественно на формирование грамматических и правописных навыков, преобразуется в курс коммуникативно-культурологической направленности и метапредметного статуса» [1]
Важнейшим источником современного понимания единого речевого режима стали основные документы, регламентирующие содержание современного общего образования, - Федеральный государственный образовательный стандарт [3] и Примерные программы по разным предметам. Результаты обучения, указанные в этих документах, делятся на три группы – предметные, метапредметные и личностные. В каждой из этих групп результатов есть аспекты, так или иначе связанные с единым речевым режимом. Если говорить о личностных результатах, то работа по обеспечению единого речевого режима является составной частью направления 5: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
Главными положениями, на которые опирается понимание единого речевого режима, являются формулировки во ФГОС первых двух предметных результатов обучения русскому языку:
- совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Показательно, что в новом стандарте особое внимание уделяется языковым аспектам и при перечислении результатов обучения по неязыковым предметам – математике, биологии, музыке.
Соблюдение единого речевого режима в школе требует воспитания речевой культуры учащихся общими силами всех учителей. Ведь один из метапредметных результатов освоения учащимися образовательной программы общего образования – умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Необхожимо также, чтобы требования, предъявляемые на уроках русского языка к соблюдению норм, должны поддерживаться и на уроках по другим предметах, и в системе внеклассных занятий» [2].
Администрации ОО необходимо направлять, координировать и контролировать работу по осуществлению единого речевого режима в общеобразовательной организации. Следует включать вопросы о единых требованиях к устной и письменной речи общеобразовательной организации в вопросы для рассмотрения на педагогических советах, в систему внутришкольного контроля, организовать обмен опытом учителей-предметников и проводить совместные заседания методических объединений, посвященные вопросам повышения культуры речи всех участников образовательных отношений. Необходимо разработать в ОО положение о едином речевом режиме, где, наряду с пунктом «Требования к речи учащихся», должен быть пункт «Соблюдение речевого режима педагогическими работниками».
Проект Положения о едином речевом режиме в нашей школе разработан. До утверждения (конец августа) время есть. Может, кто-то поделится Положением о едином речевом режиме своей ОО? Буду рада взаимодействию.
С уважением, Н.Г.Горох.
Источники:
1. Львова С.И. Усиление метапредметного статуса курса русского (родного) языка в современной системе школьного образования/ Актуальные проблемы теории и практики преподавания русского языка в современной школе: Материалы международной заочной научно-практической конференции (к 85-летию М.М. Разумовской). – М.: Экон-информ, 2013. – с. 125
2 «Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ)», разработанные ФИПИ).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : Раздел II, п.10, п.п.10.
Н.Горох