Сомова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Энтузиастская ООШ», Владимирская область, Юрьев-Польский р-н, с.Энтузиаст.
№8. Проблемы повышения грамотности школьников в современных условиях.
Для целенаправленного и систематического развития интеллекта учащихся в 21 веке применяются современные педагогические технологии, которые направлены познавательный процесс, на повышение качества знаний школьника как личности. Но существуют и проблемы грамотности. Какова же причина?
Причиной ошибки может стать непонимание лексического значения слова. Поэтому формирование словарного запаса детей – это основа орфографического навыка. Главная причина низкого уровня орфографической грамотности – дети перестали читать. Ведь чтение развивает интеллект, речь, обогащает лексический запас, грамматический строй речи, а это важно для грамотного письма. Значит, задача учителей и родителей – привить школьникам любовь к книге, сформировать у них потребность читать для собственного удовольствия. Уровень грамотности – это приобщение к общечеловеческим ценностям, культуре языка в целом.
Какие же упражнения применяет учитель, чтобы повысить грамотность школьника? Вот некоторые из них:
1.Обращение к словарям (толкование, значение и происхождения слов).
2.Использование в речи новых слов с последующей синонимизацией.
3.Орфографическое буквенное проговаривание слов по слогам.
4.Постановка ударений в словах.
5.Написание словарных диктантов, диктантов с пробелами и творческих работ.
6.Использование развивающих игр на уроках: кроссворды, шарады, ребусы, КВН, викторины, сообщения: «Почему мы так говорим».
7.Сочинение лингвистических сказок (миниатюр); написание сочинений разных жанров на лингвистическую тему.
Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать возможности всех учащихся, добиваясь увеличения объема заданий за счет разнообразия заданий. Внимание, память, мышление – это одни из основных компонентов, которые необходимо развивать у школьника для повышения грамотности. Родителям и учителям следует учесть медицинский фактор: есть ли у ребенка болезни, влияющие на снижение внимания и памяти. Запоминание словарных слов происходит по-разному: “визуалам” нужно увидеть, “аудиалам” – услышать слово.
На сайте «Могу писать» создан специальный раздел, в котором есть тексты, подходящие для орфографического чтения. Здесь же есть ссылки на зрительные диктанты (https://mogu-pisat.ru/about/primer/?ELEMENT_ID=87980) и даны 3 упражнения, которые помогут быть грамотным (https://mogu-pisat.ru/stat/metod/?ELEMENT_ID=2882). Кроме этого есть познавательная группа «Методы преподавания русского языка» на https://ok.ru/metodikarus. Вот пример того, как пишется буква О в корне слов: https://ok.ru/metodikarus/topic/65570475802852.
В настоящее время есть огромное количество «помощников», которые служат для развития речи школьников. Но есть «но». Здесь уместно вспомнить афоризм: Томаса Майн Рида: «Привести лошадь на водопой может и один человек, но даже сорок не смогут заставить ее пить». Трудно заставить ребёнка добывать знания, если он этого не хочет, у него нет в жизни положительных примеров. А авторитет учителя в наш 21 век, к сожалению, подорван. Но даже и с такой формулировкой преподаватели верят в грамотного ученика!
Августовский сетевой педсовет 2016
Сомова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Энтузиастская ООШ», Владимирская область, Юрьев-Польский р-н, с.Энтузиаст.
№8. Проблемы повышения грамотности школьников в современных условиях.
Для целенаправленного и систематического развития интеллекта учащихся в 21 веке применяются современные педагогические технологии, которые направлены познавательный процесс, на повышение качества знаний школьника как личности. Но существуют и проблемы грамотности. Какова же причина?
Причиной ошибки может стать непонимание лексического значения слова. Поэтому формирование словарного запаса детей – это основа орфографического навыка. Главная причина низкого уровня орфографической грамотности – дети перестали читать. Ведь чтение развивает интеллект, речь, обогащает лексический запас, грамматический строй речи, а это важно для грамотного письма. Значит, задача учителей и родителей – привить школьникам любовь к книге, сформировать у них потребность читать для собственного удовольствия. Уровень грамотности – это приобщение к общечеловеческим ценностям, культуре языка в целом.
Какие же упражнения применяет учитель, чтобы повысить грамотность школьника? Вот некоторые из них:
1.Обращение к словарям (толкование, значение и происхождения слов).
2.Использование в речи новых слов с последующей синонимизацией.
3.Орфографическое буквенное проговаривание слов по слогам.
4.Постановка ударений в словах.
5.Написание словарных диктантов, диктантов с пробелами и творческих работ.
6.Использование развивающих игр на уроках: кроссворды, шарады, ребусы, КВН, викторины, сообщения: «Почему мы так говорим».
7.Сочинение лингвистических сказок (миниатюр); написание сочинений разных жанров на лингвистическую тему.
Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать возможности всех учащихся, добиваясь увеличения объема заданий за счет разнообразия заданий. Внимание, память, мышление – это одни из основных компонентов, которые необходимо развивать у школьника для повышения грамотности. Родителям и учителям следует учесть медицинский фактор: есть ли у ребенка болезни, влияющие на снижение внимания и памяти. Запоминание словарных слов происходит по-разному: “визуалам” нужно увидеть, “аудиалам” – услышать слово.
На сайте «Могу писать» создан специальный раздел, в котором есть тексты, подходящие для орфографического чтения. Здесь же есть ссылки на зрительные диктанты (https://mogu-pisat.ru/about/primer/?ELEMENT_ID=87980) и даны 3 упражнения, которые помогут быть грамотным (https://mogu-pisat.ru/stat/metod/?ELEMENT_ID=2882). Кроме этого есть познавательная группа «Методы преподавания русского языка» на https://ok.ru/metodikarus. Вот пример того, как пишется буква О в корне слов: https://ok.ru/metodikarus/topic/65570475802852.
В настоящее время есть огромное количество «помощников», которые служат для развития речи школьников. Но есть «но». Здесь уместно вспомнить афоризм: Томаса Майн Рида: «Привести лошадь на водопой может и один человек, но даже сорок не смогут заставить ее пить». Трудно заставить ребёнка добывать знания, если он этого не хочет, у него нет в жизни положительных примеров. А авторитет учителя в наш 21 век, к сожалению, подорван. Но даже и с такой формулировкой преподаватели верят в грамотного ученика!
Используемые ресурсы.
http://io.nios.ru/articles2/51/2/puti-povysheniya-orfograficheskoy-gramotnosti-na-urokah-russkogo-yazyka
http://copirayter.ru/kak-povysit-gramotnost-po-russkomu-yazyku-pomoshch-servisy/
http://repetitorov.net/kak-nauchit-shkolnika-pisat-gramotno-8-uprazhnenij-na-uluchshenie-vnimaniya-i-pamyati/
сомишна