МАК, как инструмент, открыла для себя в 2013 году.
Метафорические карты обладают многими достоинствами: создают обстановку доверия и безопасности - картинки нравятся людям любого возраста и, может показаться, что работа с проективными картами проходит в форме игры; возможность решения проблем на символическом уровне с привлечением неосознаваемых ресурсов психики; для психолога - легкость освоения методики (с базовыми техниками можно разобраться по инструкции к любой колоде), и при этом широкое поле для безопасных экспериментов и проявлений творчества - адаптировать существующие техники под требования актуальной ситуации. Согласна с Кац и Мухаматулиной "Карты - это психологическое зеркало, отражающее состояние и проблемы людей, с которыми мы работаем, это всегда приглашение к рассказу...Надо только научиться этот рассказ слышать".
Мое знакомство с МАК началось с карт издательства "ОН".
"Cope" (Преодоление) - работа с травмой, катастрофой, эмоциональными реакциями на травмирующие события, исцеление, восстановление и надежда, и ресурсы, на которые опирается человек для преодоления кризисов.
"TanDoo" - для работы с отношениями в паре, жизненный путь супругов, новые отправные точки для обдумывания собственных отношений, прояснение желаний и ожиданий каждого из партнеров.
"OH" - исторически первая и потому наиболее универсальная, позволяет работать с самым широким спектром ситуаций.
Потом появились колоды издательства "Генезис".
"Из сундука прошлого" - метафора детских переживаний, и еще это возможность встретиться со своим детством или разбудить своего Внутреннего Ребенка.
"Пути - дороги", "Лестницы", "Окна и двери",...
В работе с педагогами попробовала карты из настольной игры "Диксит" , включила упражнения с использованием карт на этапе знакомства, для выявления ожиданий , представлений о себе и роли в группе, сбора обратной связи и рефлексии. Ведь совершенно не важно, что на самом деле изображено на карте. Важно только то, что в данный момент видит человек, держащий карту. "Истина в глазах смотрящего".
Пример упражнения для тренинговой работы с педагогами «Разные ученики».
Необходимо разложить карты колоды картинкой вверх. После выполнения первой половины упражнения перевернуть карты картинкой вниз и перемешать. Вторую часть карт педагоги вытягивают вслепую.
Инструкция участникам: выберите четыре карты, которые представят ученика в следующих ролях:
1. Идеальный ученик (как модель, эталон);
2. Успешный ученик (отличник/хорошист);
3. Неуспевающий ученик;
4.Ученик (как Ребенок, Личность).
Обсудите значение карт и причины их выбора в парах. По завершении обсуждения выберите еще четыре карты интуитивно, это будет ваш бессознательный выбор. Обсудите карты второго круга в парах, затем в общем кругу. Вопросы для обсуждения: Что объединяет все карты первого сознательного выбора? Где сознательный и бессознательный выбор сходятся, а где противоречат друг другу? Всегда ли удается в Ученике видеть Личность?
Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги.
МАК, как инструмент, открыла для себя в 2013 году.
Метафорические карты обладают многими достоинствами: создают обстановку доверия и безопасности - картинки нравятся людям любого возраста и, может показаться, что работа с проективными картами проходит в форме игры; возможность решения проблем на символическом уровне с привлечением неосознаваемых ресурсов психики; для психолога - легкость освоения методики (с базовыми техниками можно разобраться по инструкции к любой колоде), и при этом широкое поле для безопасных экспериментов и проявлений творчества - адаптировать существующие техники под требования актуальной ситуации. Согласна с Кац и Мухаматулиной "Карты - это психологическое зеркало, отражающее состояние и проблемы людей, с которыми мы работаем, это всегда приглашение к рассказу...Надо только научиться этот рассказ слышать".
Мое знакомство с МАК началось с карт издательства "ОН".
"Cope" (Преодоление) - работа с травмой, катастрофой, эмоциональными реакциями на травмирующие события, исцеление, восстановление и надежда, и ресурсы, на которые опирается человек для преодоления кризисов.
"TanDoo" - для работы с отношениями в паре, жизненный путь супругов, новые отправные точки для обдумывания собственных отношений, прояснение желаний и ожиданий каждого из партнеров.
"OH" - исторически первая и потому наиболее универсальная, позволяет работать с самым широким спектром ситуаций.
Потом появились колоды издательства "Генезис".
"Из сундука прошлого" - метафора детских переживаний, и еще это возможность встретиться со своим детством или разбудить своего Внутреннего Ребенка.
"Пути - дороги", "Лестницы", "Окна и двери",...
В работе с педагогами попробовала карты из настольной игры "Диксит" , включила упражнения с использованием карт на этапе знакомства, для выявления ожиданий , представлений о себе и роли в группе, сбора обратной связи и рефлексии. Ведь совершенно не важно, что на самом деле изображено на карте. Важно только то, что в данный момент видит человек, держащий карту. "Истина в глазах смотрящего".
Пример упражнения для тренинговой работы с педагогами «Разные ученики».
Необходимо разложить карты колоды картинкой вверх. После выполнения первой половины упражнения перевернуть карты картинкой вниз и перемешать. Вторую часть карт педагоги вытягивают вслепую.
Инструкция участникам: выберите четыре карты, которые представят ученика в следующих ролях:
1. Идеальный ученик (как модель, эталон);
2. Успешный ученик (отличник/хорошист);
3. Неуспевающий ученик;
4.Ученик (как Ребенок, Личность).
Обсудите значение карт и причины их выбора в парах. По завершении обсуждения выберите еще четыре карты интуитивно, это будет ваш бессознательный выбор. Обсудите карты второго круга в парах, затем в общем кругу. Вопросы для обсуждения: Что объединяет все карты первого сознательного выбора? Где сознательный и бессознательный выбор сходятся, а где противоречат друг другу? Всегда ли удается в Ученике видеть Личность?
Ирина Мощевитина