Добрый день, уважаемые коллеги! Проблема преемственности в образовательном пространстве средней общеобразовательной школы актуальна всегда. Так как преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности, соответственно для успешного решения данной проблемы необходимо начинать работу как можно раньше. С учетом введения ФГОС приоритетной целью школьного образования является развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т. е. научить учиться. Путь достижения этой цели — формирование УУД. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения.
На мой взгляд, обеспечение преемственности при изучении разных курсов географии осуществляется через содержание географического образования, поскольку география – это особенный предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность, требующая от ученика умения составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать. Наряду с предметными компетенциями на уроках географии уделяется формированию у учащихся ИКТ — компетенций, приёмов учебно-исследовательской и проектной деятельности, умений осознанного смыслового чтения и правильной работы с текстовой информацией. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении практико-ориентированных задач. Очень важно не только сохранить практические навыки, приобретенные учащимися как в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир», так и при изучении последующих курсов географии в средней и старшей школе, но и развивать их.
Первое условие обеспечения преемственности - усовершенствование существующей системы географических знаний и умений в начальной школе и 5 классе в соответствии с выделенными аспектами преемственности. Применительно к начальной школе элементами системы являются представления, факты и элементарные причинно-следственные связи. Большинство географических фактов и представлений связаны с картой. Карта-это второй язык географии, без прочтения и понимания карты нельзя изучить географию, поэтому на этом этапе можно ввести картографический блок «Путешествие по картам атласа», который позволит повысить качество пропедевтической подготовки школьников, станет стержневой частью в обучении учащихся географических объектов, обобщает полученные в 1-4 классах элементарные представления учащихся о географических объектах и «прикрепляет» их к карте; увеличивает количество практических умений школьников в работе с разными по охвату территории и тематике картами; обеспечивает более тесную «стыковку» с содержанием начального курса географии 5-6 классов.
Вторым условием обеспечения преемственности является реализация эффективных форм организации учебной деятельности. Исследования показали, что сконцентрированный картографический материал утомляет учащихся, интерес к знаниям уменьшается, поэтому изучение географических объектов и явлений должно происходить в неразрывной связи с «человеком». Установлено, что применение приема, при котором отдельные территории России (Урал, Кавказ, Восточно-Европейская равнина) изучаются на основе специально отобранных легенд, былин и сказов с географическим содержанием, а также с использованием физической карты России способствуют: 1) «очеловечиванию» содержания, то есть показу отдельных территорий через восприятие их людьми, жившими и живущими на них; 2) созданию яркого образа изучаемой территории; 3) организации оценочной деятельности учащихся; 4) организации деятельности учащихся по извлечению и анализу географической информации из физической карты России, текстов легенд, сказов, былин.
Таким образом, можно выделить некоторые особенности познавательных задач, практических заданий, учебных диалогов и ролевых игр, определившие выбор их как методического условия обеспечения преемственности: 1) использование указанных форм организации познавательной деятельности должно соответствовать возрастным особенностям учащихся; 2) в ходе решения практических задач активизируется мышление учащихся, устанавливаются цепи умозаключений, обеспечивается развитие школьников, а, следовательно, реализуется логический аспект преемственности; 3) указанные формы организации обучения формируют базу географических фактов и определенный запас номенклатуры, а также картографические представления, и тем самым обеспечивают реализацию логико-содержательного аспекта преемственности; 4) задачи, ролевые игры и учебные диалоги позволяют ребенку осознать значимость получаемых знаний и умений в повседневной жизни, что соотносится с ценностно-смысловым аспектом преемственности.
Учебная задача - задания, в которых субъект на основе известного осуществляет целенаправленный поиск неизвестного через включение промежуточных мыслительных действий.
С уважением, учитель географии МБОУ г. Астрахань "Гимназия №1" Алиева Ольга Анатольевна
Добрый день, уважаемые коллеги! Проблема преемственности в образовательном пространстве средней общеобразовательной школы актуальна всегда. Так как преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности, соответственно для успешного решения данной проблемы необходимо начинать работу как можно раньше. С учетом введения ФГОС приоритетной целью школьного образования является развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т. е. научить учиться. Путь достижения этой цели — формирование УУД. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения.
На мой взгляд, обеспечение преемственности при изучении разных курсов географии осуществляется через содержание географического образования, поскольку география – это особенный предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность, требующая от ученика умения составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать. Наряду с предметными компетенциями на уроках географии уделяется формированию у учащихся ИКТ — компетенций, приёмов учебно-исследовательской и проектной деятельности, умений осознанного смыслового чтения и правильной работы с текстовой информацией. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении практико-ориентированных задач. Очень важно не только сохранить практические навыки, приобретенные учащимися как в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир», так и при изучении последующих курсов географии в средней и старшей школе, но и развивать их.
Первое условие обеспечения преемственности - усовершенствование существующей системы географических знаний и умений в начальной школе и 5 классе в соответствии с выделенными аспектами преемственности. Применительно к начальной школе элементами системы являются представления, факты и элементарные причинно-следственные связи. Большинство географических фактов и представлений связаны с картой. Карта-это второй язык географии, без прочтения и понимания карты нельзя изучить географию, поэтому на этом этапе можно ввести картографический блок «Путешествие по картам атласа», который позволит повысить качество пропедевтической подготовки школьников, станет стержневой частью в обучении учащихся географических объектов, обобщает полученные в 1-4 классах элементарные представления учащихся о географических объектах и «прикрепляет» их к карте; увеличивает количество практических умений школьников в работе с разными по охвату территории и тематике картами; обеспечивает более тесную «стыковку» с содержанием начального курса географии 5-6 классов.
Вторым условием обеспечения преемственности является реализация эффективных форм организации учебной деятельности. Исследования показали, что сконцентрированный картографический материал утомляет учащихся, интерес к знаниям уменьшается, поэтому изучение географических объектов и явлений должно происходить в неразрывной связи с «человеком». Установлено, что применение приема, при котором отдельные территории России (Урал, Кавказ, Восточно-Европейская равнина) изучаются на основе специально отобранных легенд, былин и сказов с географическим содержанием, а также с использованием физической карты России способствуют: 1) «очеловечиванию» содержания, то есть показу отдельных территорий через восприятие их людьми, жившими и живущими на них; 2) созданию яркого образа изучаемой территории; 3) организации оценочной деятельности учащихся; 4) организации деятельности учащихся по извлечению и анализу географической информации из физической карты России, текстов легенд, сказов, былин.
Таким образом, можно выделить некоторые особенности познавательных задач, практических заданий, учебных диалогов и ролевых игр, определившие выбор их как методического условия обеспечения преемственности: 1) использование указанных форм организации познавательной деятельности должно соответствовать возрастным особенностям учащихся; 2) в ходе решения практических задач активизируется мышление учащихся, устанавливаются цепи умозаключений, обеспечивается развитие школьников, а, следовательно, реализуется логический аспект преемственности; 3) указанные формы организации обучения формируют базу географических фактов и определенный запас номенклатуры, а также картографические представления, и тем самым обеспечивают реализацию логико-содержательного аспекта преемственности; 4) задачи, ролевые игры и учебные диалоги позволяют ребенку осознать значимость получаемых знаний и умений в повседневной жизни, что соотносится с ценностно-смысловым аспектом преемственности.
Учебная задача - задания, в которых субъект на основе известного осуществляет целенаправленный поиск неизвестного через включение промежуточных мыслительных действий.
С уважением, учитель географии МБОУ г. Астрахань "Гимназия №1" Алиева Ольга Анатольевна