Преемственность это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы
носит объективный и всеобщий характер, проявляясь в природе, обществе и познании
Применительно к обществу различают две стороны преемственности:
1.передачу социальных и культурных ценностей от поколения к поколению
2.усвоение этих ценностей каждым новым поколением, каждой новой социальной системой
Преемственность объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования - обеспечение этой необходимой связи, согласованность, взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов системы.
Для эффективного достижения целей и результатов работ, ориентированных на реализацию принципа практической направленности в обучении географии, необходимо придерживаться следующих рекомендаций.
1. Успех в обучении умениям определяется во многом преемственностью, их развитием от урока к уроку, от одной темы к другой. Учитель должен непрерывно следить за степенью освоения умения. Этот процесс должен найти отражение в сетке календарно-тематического планирования.
Кроме этого при составлении тематических планов среди различных типов уроков целесообразно выделять специальные уроки, ведущей задачей которых выступает формирование и совершенствование географических умений обучающихся. Такие уроки проводятся как уроки-практикумы, которые по дидактической цели ориентированы на обучение приёмам и способам действий, их систематизацию и обобщение, а также проверку (контроль) уровня овладения школьниками теми или иными умениями.
2. Необходимо координировать работу по формированию и развитию умений школьников с учителями-предметниками. Например, при формировании умения составлять топографический план или строить графики и диаграммы, необходим контакт с учителями математики для выяснения подготовленности учащихся к вычислительным, измерительным и графическим работам.
3. Организация практической работы должна подчиняться чётко заданной цели, сформулированной на языке действий школьников. Примеры формулировок задач: «Проанализировать климатические диаграммы»; «По картам атласа определить особенности размещения природных зон материка». Чёткая постановка познавательной задачи активизирует работу обучающихся.
4 После постановки задач при выполнении работы необходимо напомнить способы действий (активизировать ориентировочную основу действий).
5. Задания для практических работ могут иметь следующие формы:
кратких требований («составьте схему»; «обозначьте на контурной карте»);
инструкций и планов действий («используя карты атласа и текст учебника, составьте характеристику государства по плану»).
С уважением, Татьяна Скибо, учитель географии МОУ "СОШ №2 г. Нариманов", Наримановский район, Астраханская область
Преемственность это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы
носит объективный и всеобщий характер, проявляясь в природе, обществе и познании
Применительно к обществу различают две стороны преемственности:
1.передачу социальных и культурных ценностей от поколения к поколению
2.усвоение этих ценностей каждым новым поколением, каждой новой социальной системой
Преемственность объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования - обеспечение этой необходимой связи, согласованность, взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов системы.
Для эффективного достижения целей и результатов работ, ориентированных на реализацию принципа практической направленности в обучении географии, необходимо придерживаться следующих рекомендаций.
1. Успех в обучении умениям определяется во многом преемственностью, их развитием от урока к уроку, от одной темы к другой. Учитель должен непрерывно следить за степенью освоения умения. Этот процесс должен найти отражение в сетке календарно-тематического планирования.
Кроме этого при составлении тематических планов среди различных типов уроков целесообразно выделять специальные уроки, ведущей задачей которых выступает формирование и совершенствование географических умений обучающихся. Такие уроки проводятся как уроки-практикумы, которые по дидактической цели ориентированы на обучение приёмам и способам действий, их систематизацию и обобщение, а также проверку (контроль) уровня овладения школьниками теми или иными умениями.
2. Необходимо координировать работу по формированию и развитию умений школьников с учителями-предметниками. Например, при формировании умения составлять топографический план или строить графики и диаграммы, необходим контакт с учителями математики для выяснения подготовленности учащихся к вычислительным, измерительным и графическим работам.
3. Организация практической работы должна подчиняться чётко заданной цели, сформулированной на языке действий школьников. Примеры формулировок задач: «Проанализировать климатические диаграммы»; «По картам атласа определить особенности размещения природных зон материка». Чёткая постановка познавательной задачи активизирует работу обучающихся.
4 После постановки задач при выполнении работы необходимо напомнить способы действий (активизировать ориентировочную основу действий).
5. Задания для практических работ могут иметь следующие формы:
кратких требований («составьте схему»; «обозначьте на контурной карте»);
инструкций и планов действий («используя карты атласа и текст учебника, составьте характеристику государства по плану»).