Урок географии 11 класс. Учитель Чернышова Галина Григорьевна АОКШИ им П. О. Сухого. Г. Ахтубинск Астраханская обл. Тема: Китай. Цель: Образовательная: Создание условий для осознания и осмысления знаний о причинах экономического роста Китая Развивающая: Создание условий для развития навыков анализа, сопоставления, развития критического мышления; Воспитывающая: Создание условий для развития коммуникативных способностей в процессе диалога. Воспитывать уважение к странам и народам мира на примере Китая. Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления. Оборудование: Политическая карта мира, раздаточный материал. Планируемые результаты: Предметные: Знать: природноресурсный потенциал страны; особенности динамики численности населения; экономические и другие реформы, проводимые руководством современного Китая. Уметь находить существенные признаки, присущие конфуцианской цивилизации. Объяснять причины «экономического чуда» Китая. Определять на карте промышленные районы Китая, города-миллионеры, центры черной металлургии, центры машиностроения, сельскохозяйственные районы. Личностные: Осознание себя жителем Земли, развивать уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни Китая. Метапредметные: Умение ориентироваться в окружающем мире, работать в коллективе. Ход урока I. Организационный момент. -Добрый день, ребята. Я рада видеть вас сегодня. Не будем терять время и приступим к уроку. II. Целеполагание и мотивация. Вступительное слово учителя - Сегодня мы продолжим путешествие по зарубежной Азии. Послушайте и скажите, в какой стране нам сегодня заочно предстоит побывать. Это удивительная и сказочная страна с необычной историей, оригинальной культурой и философией, одна их древнейших цивилизаций мира, родина многих выдающихся открытий, сыгравших значительную роль в развитии человечества: пороха, бумаги, шелка, фарфора и компаса. Сегодня страну называют одним из четырех драконов Азии, это динамично развивающаяся страна, где мирно уживаются древние пагоды и зеркальные небоскребы, традиционная культура и ультрасовременное производство. Вопрос: Как вы думаете, почему именно Китай из стран Азии, заслуживает столь пристального внимания россиян? В чем значимость для нас? Ответы: – страна является нашим южным соседом; – мощное развитие промышленности, особенно наукоемных отраслей; – освоение космоса и разработки ядерного оружия; –На настоящий момент, когда страны ЕС и Америка ввели экономические санкции против Российской Федерации, Китай и станы Восточной Азии становятся для нашей страны приоритетными партнерами в плане экономического и политического сотрудничества. - Первое знакомство с Китаем для вас проходило в 7 классе, где вы впервые получили представление об этой стране. Работаем с таблицей «З-Х-У». - Что вы знаете об этой стране? Выслушаем мнения. Знаю Хочу узнать Узнал - Что бы вы хотели узнать? Цель урока: выявить причины экономического роста Китайской Народной Республики прием фисшбоу - Чтобы ответить на главный вопрос урока, составим план урока. Сегодня мы должны рассмотреть следующие вопросы: План урока: 1. Визитная карточка страны. 2. Мировые открытия. 3. Особенности населения Китая. 4. Предпосылки экономического развития 5. Особенности экономического развития страны. 6. Результаты экономической политики Китая. 1. Визитная карточка страны. Китай – самая большая страна в Зарубежной Азии её площадь 9561тыс. кв.км. Это 3-е место в мире, после России и Канады. По численности населения уже очень долго страна занимает первое место. По форме правления Китай является республикой. Это страна - унитарная , хотя в административно-территориальном отношении подразделяется на 23 провинции (включая Тайвань), пять автономных районов и четыре города центрального подчинения – Шанхай, Пекин, Тяньцзинь и Чунцин. Столица Китая - Пекин (Беджин). Денежной единицей страны является юань. Страна омывается водами Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей Тихого океана. У берегов Китая есть много островов, среди них наиболее крупные – Тайвань и Хайнань. Китай граничит более чем с 10 государствами: на севере – с Монголией и Россией, на западе – с Казахстаном и Афганистаном, на юго-западе с Индией, Непалом, Бутаном, Мьянмой, Таиландом, Лаосом, Вьетнамом, на востоке с Кореей, имеет морскую границу с Филиппинами и Японией. Длина морских границ примерно равна 11 тыс. км, длина сухопутных границ составляет около 15 тыс. км. 2. Мировые изобретения - Китай – родина многих изобретений. Каждое из них имеет свою историю. Вспомним каких. -пороха -бумаги -шелка -фарфора -компаса. 3. Особенности населения страны Учитель: Вот уже в течение двух тысячелетий Китай остается самой многонаселенной страной на земном шаре. Не случайно одно из китайских изречений гласит: «Жэнь шань, жэнь хай», что означает: «горы людей, море людей». Каждый пятый человек на земле — китаец. - Выполняем задание «Кластер 1». Используя текст учебника на стр.235 и дополнительный материал, заполните кластер В январе 2005 года население Китая перевалило за 1млрд.300млн.человек. Социологи говорят, что этот рубеж мог быть преодолен еще намного раньше, если бы не жесткая демографическая политика: одна семья - один ребенок. Благодаря такой политике Китай за короткий срок перешел в третью фазу демографического перехода. Замедление роста населения положительно сказалось на экономической ситуации Китая, однако страна начала резко стареть. Как считают экономисты, в скором времени стране будет сложно обеспечивать многочисленных пенсионеров. Еще одна проблема: заводя одного ребенка многие семьи предпочитают, чтобы это был именно мальчик. Поэтому через 15-20 лет миллионам молодых мужчин будет просто не на ком жениться. Китай – многонациональное государство. Официально в Китае насчитывается 56 национальностей. Так как подавляющее большинство населения Китая (92%) составляют китайцы (самоназвание - «ханы», или «ханьць»), остальные народы обычно называют национальными меньшинствами. Ханьцы заселяют всю восточную половину страны. Согласно Ethnologue, в Китае насчитывается 236 языков: 235 живых и один исчезнувший (чжурчженьский). Различия между ними настолько велики, что при разговоре жители северных и южных провинций с трудом понимают друг друга. Для объяснения они пользуются единой иероглифической письменностью, которая доступна китайцам, говорящим на разных диалектах. Кроме того, в годы народной власти был разработан единый национальный язык «путунхуа» («общепонятный язык»), в основу которого положен пекинский диалект. Но неграмотных в стране еще около 180 млн человек. Самые распространенные религии в КНР: конфуцианство, даосизм и буддизм (ламаизм). Некоторые жители на северо-западе страны исповедуют ислам. Но в целом население Китая трудно назвать религиозным (Китай – по-прежнему социалистическая страна). Как и для других стран региона, для Китая очень xapaктepны большие контрасты расселения. По доле горожан Китай еще недавно относили к числу слабоурбанизированных стран. Но «городской взрыв» затронул и его. Ныне по общему числу городских поселений, больших городов (500) и городов-миллионеров (50), а также по абсолютному количеству горожан (515 млн) страна занимает первое место в мире. Однако Китай держит мировое первенство и по числу деревень, которых здесь примерно 700 тысяч! Где сосредоточена большая часть населения? (Почти 90% жителей coсредоточено на 1/3 части территории страны - побережье океана). Китайский народ, длительное время проживая в крайне нищенских условиях, выработал в себе ряд отличительных особенностей национального характера. Во-первых — это значительная склонность к накоплению, оставлению запасов на «черный день». Не менее важная черта склонность к перенятию позитивного опыта, как местного, так и внешнего, склонность к предпринимательству, умение конкурировать, как так местном, так и международном уровне, исполнительность и трудолюбие, патриотизм. 4. Экономика Китая Сегодняшний Китай – это динамично развивающаяся страна. По прогнозам лауреата Нобелевской премии в области экономики профессора Спенсера высокие темпы развития китайской экономики носят долгосрочный характер и сохранятся по крайней мере еще 25 лет. Используя текст учебника на с.215-216, докажите, что Китай – мощная индустриально-аграрная страна, занимающая важные позиции в мировом хозяйстве. У вас есть 4 минуты на изучение данного материала (Приложение 2). (Работа в парах) Отрасль специализации Ресурсы Центры 1. 2. 3. 4. 5. Вывод: Итак, китайская экономика создает колоссальный спрос на сырье, промышленное и строительное оборудование, технологии. Китайские рынки за счет повышения спроса населения сейчас являются самыми перспективными в мире. ФИЗМИНУТКА В чем заключается специфика китайской модели развития экономики? 5. Предпосылки экономического роста Китая. Что такое «китайская модель развития» и существует ли она вообще? Этот вопрос сегодня обсуждается во всем мире. Высокие темпы роста, «кризисоустойчивость» страны и уникальная политическая и социальная системы приковывают пристальное внимание мировой общественности, стремящейся понять, какие уроки можно /и можно ли?/ извлечь из китайского опыта. 1. экономические реформы; 2. природно – ресурсный потенциал; 3. иностранные инвестиции; 4. трудовые ресурсы; 5. реализация идеи свободных экономических зон; 6. национальные качества китайцев – исполнительность и трудолюбие; Главные причины экономические. В стране была проведена широкомасштабная экономическая реформа с целью обеспечения роста и развития экономики. Среди факторов, обусловивших беспрецедент¬ный экономический рывок Китая, от¬метим следующие: предпочтение на начальном этапе реформ отраслям, где ограниченные государственные капи¬таловложения смогли обеспечить быстрый рост (пищевая, легкая): активное по¬ощрение иностранных инвестиций (особенно хуацяо — китайцев, проживающих за рубежом); передача земли в пользование индивидуальным хозяйствам; проведение эффективной региональной политики с предоставлением широких прав местным властям в развитии местной экономики; политическая, социальная и финансовая стабильность страны и, конечно, огромное трудолюбие китайцев. Крупнейшие промышленные центры страны: Аньшанъ, Бэньси, Баотоу, Ухань (черная металлургия); Шанхай, Шенъян, Тяньцзинь, Харбин, Пекин, Лоян, Чанчунь (машиностроение) и др. Уже в 2014 г. Китай стал лидером мировой экономики , но это не означает, что изменится его место в международном разделении труда. Вряд ли страны Запада «пустят» его на рынок высокотехнологичных промышленных товаров. Сельское хозяйство в основном обеспечивает продуктами питания более чем миллиардное население и даже дает продукцию на экспорт, хотя и ввозит некоторую сельскохозяйственную продукцию, например соевые бобы. В растениеводстве, главной отрасли сельского хозяйства резко преобладают зерновые, прежде всего рис и пшеница, хотя культивируются десятки растений от умеренного до тропического пояса. Если рис вы-ращивается на орошаемых землях преимущественно на юге страны и в долине Янц¬зы, то пшеница — на Великой Китайской равнине и в долине Хуанхэ. Везде, где поз¬воляют природные условия, культивируют картофель, овощи, фрукты. Среди техни¬ческих культур преобладает хлопчатник, основные посевы которого приурочены к бас¬сейнам Хуанхэ и Янцзы. Китай славится чаем, под который отведены террасирован¬ные склоны гор на юго-востоке и юге. Очень значимым источником продуктов питания для китайцев являются ры¬боловство и рыбоводство. Китай лидирует в мире по поголовью свиней. По поголовью свиней, овец и коз, рабочего скота Китай входит в число ведущих стран мира. В южных и юго- восточных районах страны развито шелководство. Для Китая, учитывая численность его населения, размеры территории и уровень развития экономики, огромное значение имеет транспорт. Резко доминировавший до сих пор железнодорожный транспорт постепенно уступает свои позиции автомобильному, морскому (главные порты — Шанхай, Сянган, Далянь, Циндао, Тяньцзинь и др.), речному (80% его грузооборота приходится на бассейн Янцзы), трубопроводному, авиационному. На рубеже XX—XXI вв. Китай занимал второе место в мире (после США) по объему привлекаемых иностранных инвестиций. Главные торговые партнеры Ки¬тая — Япония, США, Республика Корея, Германия, страны Юго-Восточной Азии, Россия. КИТАЙ ПРЕВРАТИЛСЯ В МОЩНУЮ ИНДУСТРИАЛЬНО-АГРАРНУЮ ДЕРЖАВУ, КОТОРАЯ ПО ЦЕЛОМУ РЯДУ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ СОПЕРНИ¬ЧАЕТ С США, ХОТЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТСТАЛОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЕЩЕ ВЕЛИКА, ОСОБЕННО В ГЛУБИННЫХ ПРОВИНЦИЯХ И АВТОНОМНЫХ РАЙОНАХ. Внутренние различия Территориальные контрасты в КНР выражены очень ярко. Они касаются и при¬роды, и экономики, и уровня жизни населения. Большим своеобразием отличаются все 23 провинции, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения и 2 особых административных района (см. рисунок 80). Помимо пяти автономных районов с правами провинций, в Китае существуют также 30 автономных округов и 124 автономных уезда (сомона). Подобная многоликость страны объясняется многими причинами; во-первых, об¬ширностью территории и крайне разнообразными природными условиями; во-вто¬рых, этнической пестротой населения и культурной спецификой самих ханьцев, ко¬торая заметно различается в зависимости от мест их проживания; в-третьих, нерав¬номерностью заселения страны, различной степенью экономической освоенности территории. Если взять за основу последнюю причину, в пределах Китая просматриваются контуры трех крупных экономических зон: 1) наиболее развитое в социально-экономическом отношении Приморье, в состав которого входят в основном прибрежные провинции и города центрального подчинения, а также особые административные районы Сянган и Аомынь (здесь наблюдается наибольший приток иностранных инвестиций и расположены практи¬чески все так называемые особые экономические зоны); 2) центральные провинции страны, являющиеся «вторым эшелоном» экономи¬ческого возрождения Китая, которое связано прежде всего с увеличением произво¬дства топлива и энергии, химической продукции, сырья и полуфабрикатов, науко¬емких отраслей; 3) относительно слаборазвитые западные и северо-западные районы, где осно¬ву экономики по-прежнему составляют малопродуктивное сельское хозяйство и гор¬нодобывающая промышленность. Особый мир Китая — Тибет, где суровые условия высокогорья очень осложня¬ют жизнь человека. Но и здесь развивается не только отгонное животноводство (раз¬водят яков, овец, коз, лошадей, ослов, мулов), но и земледелие (голозерный ячмень, картофель, овощи). В Южном Тибете находится Лхаса — столица буддизма, административный и культурно-экономический центр Тибетского автономного района. В 2005 г. была введена в эксплуатацию железная дорога, связавшая Лхасу с осталь¬ным Китаем. В РАЗМЕЩЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИИ ХОЗЯЙСТВА МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ КИТАЯ ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ КРАЙНЯЯ НЕРАВНОМЕРНОСТЬ, ОБУСЛОВЛЕННАЯ ПРИРОДНЫМИ УСЛОВИЯМИ, ЭТНИЧЕСКИМ СОСТАВОМ НАСЕЛЕНИЯ, РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ОСВОЕН¬НОСТИ ТЕРРИТОРИИ. За последние 50 лет в Китае построено более 370 тысяч новых промышленных предприятий. Сегодня фабрики и заводы Китая производят продукции на 2,1 млрд. юаней ежедневно. Промышленность КНР представлена 360 отраслями. По общему количеству фабрик и заводов Китай занимает первое место в мире. Колоссальный природно-ресурсный потенциал Китая, естественно, способствовал реализации намеченных реформ также, как резерв трудовых ресурсов . Эти условия потенциально уже дают ему право стать лидером мировой экономики, по всем прогнозам к 2020-2030 гг. III. Первичное закрепление учебного материала. - Ребята, вернемся к главному вопросу нашего урока: Определить главные причины экономического роста Китая. Какие факты могут подтвердить, что экономический рост есть? IV. Первичное закрепление учебного материала. Факты: 1 место по объему экономики, 2 по запасам иностранной валюты ,1 место по производству 26 наименований продукции Ведущие позиции Китая в мировой экономике по некоторым отраслям в 2005 году: выплавка стали – 1 место производство химических волокон – 1 место производство х/б тканей – 1 место добыча морепродуктов и улов рыбы – 1 место валовой сбор зерновых – 1 место производство первичного алюминия – 2 место производство электроэнергии – 2 место производство продукции электроники – 2 место Домашнее задание: обязательное – §45,задание 9,10 стр.218 Дополнительное: Премьер – министр России Дмитрий Медведев, считает, что Китай не может служить моделью для экономического развития России. «Нам симпатичен и интересен опыт КНР, - сказал Медведев на встрече в Кремле с представителями предпринимательского сообщества - членами Российского союза промышленников и предпринимателей. - Но это не наша модель развития…»,- сообщает РИА «Новости» . Как вы думаете, почему? VI Рефлексия и самооценка А сейчас я прошу вас высказать свое отношение к изучаемой стране и вашей работе на уроке. • первая строка содержит одно слово - название темы урока; • вторая – описание темы в двух словах-признаках, прилагательных; • третья строка – три глагола, определяющие вашу деятельность на уроке; • четвертая строка – это фраза из четырех слов, раскрывающих смысл слова на первой строке • последняя строка – одно слово – ассоциация, синоним, которое повторяет суть темы в 1 строке. (Несколько синквейнов зачитываются) VII. Итог урока: Китай - страна древней культуры. Памятниками материальной культуры китайского народа служат знаменитые caдoво-парковые ансамбли, буддийские храмы и пагоды, такое уникальное сооружение, как Великая Китайская стена длиной около 4 тыс. км. Традиции духовной культуры, сохранившиеся до наших дней, - специфические китайские театр, живопись, музыка, кухня, гимнастика ушу, лунный календарь. С глубокой древности существуют китайская философия, астрономия, география, медицина. Сколько ни читай о Китае, ни смотри фильмов, ни ходи на лекции и презентации, первая встреча с КНР камня на камне не оставит от всех виртуальных представлений. Китай - не одна страна... Китая много. Это конгломерат миров, развивающихся параллельно, соприкасающихся, не имеющих друг к другу никакого отношения, сталкивающихся...Чуду, что зовется Китаем, нет объяснений. И именно потому, что Китай - загадка, он достоин любви - так говорят о своей родине жители Поднебесной. И с ними вынужден согласиться весь остальной мир. Вот на этом наше первое знакомство с Китаем заканчивается. Я думаю, что вы узнали для себя много нового и интересного, а также полезного, что может пригодиться вам в жизни. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Фамилия, имя: _________________ Дата: ____________ Тема: ________________________________________________________________ Ключевые вопросы темы 1. Таблица «З – Х – У» Знаю Хочу узнать Узнал 1. О населении: 2. Об экономике 3. О великих изо бретениях 1. Визитная карточка страны: Площадь:_________________ Столица:__________________ Форма правления:______________ 2. Население 3. Великие изобретения Отрасль специализации Ресурсы Центры 1. 2. 3. 4. 5. Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Предпосылки экономического развития Китая Оценка работы ученика (самооценка) _______________ Оценка работы ученика (учитель) ____________________ Домашнее задание: обязательное – §45,задание9,10 стр.218 Дополнительное: Премьер – министр России , Дмитрий Медведев, считает, что Китай не может служить моделью для экономического развития России. «Нам симпатичен и интересен опыт КНР, - сказал Медведев на встрече в Кремле с представителями предпринимательского сообщества - членами Российского союза промышленников и предпринимателей. - Но это не наша модель развития…»,- сообщает РИА «Новости» . Как вы думаете, почему?
Комментарий был изменен с момента создания (galka1581961, Wed, 26/11/2014 - 00:13).
Урок географии 11 класс. Учитель Чернышова Галина Григорьевна АОКШИ им П. О. Сухого. Г. Ахтубинск Астраханская обл. Тема: Китай. Цель: Образовательная: Создание условий для осознания и осмысления знаний о причинах экономического роста Китая Развивающая: Создание условий для развития навыков анализа, сопоставления, развития критического мышления; Воспитывающая: Создание условий для развития коммуникативных способностей в процессе диалога. Воспитывать уважение к странам и народам мира на примере Китая. Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления. Оборудование: Политическая карта мира, раздаточный материал. Планируемые результаты: Предметные: Знать: природноресурсный потенциал страны; особенности динамики численности населения; экономические и другие реформы, проводимые руководством современного Китая. Уметь находить существенные признаки, присущие конфуцианской цивилизации. Объяснять причины «экономического чуда» Китая. Определять на карте промышленные районы Китая, города-миллионеры, центры черной металлургии, центры машиностроения, сельскохозяйственные районы. Личностные: Осознание себя жителем Земли, развивать уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни Китая. Метапредметные: Умение ориентироваться в окружающем мире, работать в коллективе. Ход урока I. Организационный момент. -Добрый день, ребята. Я рада видеть вас сегодня. Не будем терять время и приступим к уроку. II. Целеполагание и мотивация. Вступительное слово учителя - Сегодня мы продолжим путешествие по зарубежной Азии. Послушайте и скажите, в какой стране нам сегодня заочно предстоит побывать. Это удивительная и сказочная страна с необычной историей, оригинальной культурой и философией, одна их древнейших цивилизаций мира, родина многих выдающихся открытий, сыгравших значительную роль в развитии человечества: пороха, бумаги, шелка, фарфора и компаса. Сегодня страну называют одним из четырех драконов Азии, это динамично развивающаяся страна, где мирно уживаются древние пагоды и зеркальные небоскребы, традиционная культура и ультрасовременное производство. Вопрос: Как вы думаете, почему именно Китай из стран Азии, заслуживает столь пристального внимания россиян? В чем значимость для нас? Ответы: – страна является нашим южным соседом; – мощное развитие промышленности, особенно наукоемных отраслей; – освоение космоса и разработки ядерного оружия; –На настоящий момент, когда страны ЕС и Америка ввели экономические санкции против Российской Федерации, Китай и станы Восточной Азии становятся для нашей страны приоритетными партнерами в плане экономического и политического сотрудничества. - Первое знакомство с Китаем для вас проходило в 7 классе, где вы впервые получили представление об этой стране. Работаем с таблицей «З-Х-У». - Что вы знаете об этой стране? Выслушаем мнения. Знаю Хочу узнать Узнал - Что бы вы хотели узнать? Цель урока: выявить причины экономического роста Китайской Народной Республики прием фисшбоу - Чтобы ответить на главный вопрос урока, составим план урока. Сегодня мы должны рассмотреть следующие вопросы: План урока: 1. Визитная карточка страны. 2. Мировые открытия. 3. Особенности населения Китая. 4. Предпосылки экономического развития 5. Особенности экономического развития страны. 6. Результаты экономической политики Китая. 1. Визитная карточка страны. Китай – самая большая страна в Зарубежной Азии её площадь 9561тыс. кв.км. Это 3-е место в мире, после России и Канады. По численности населения уже очень долго страна занимает первое место. По форме правления Китай является республикой. Это страна - унитарная , хотя в административно-территориальном отношении подразделяется на 23 провинции (включая Тайвань), пять автономных районов и четыре города центрального подчинения – Шанхай, Пекин, Тяньцзинь и Чунцин. Столица Китая - Пекин (Беджин). Денежной единицей страны является юань. Страна омывается водами Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей Тихого океана. У берегов Китая есть много островов, среди них наиболее крупные – Тайвань и Хайнань. Китай граничит более чем с 10 государствами: на севере – с Монголией и Россией, на западе – с Казахстаном и Афганистаном, на юго-западе с Индией, Непалом, Бутаном, Мьянмой, Таиландом, Лаосом, Вьетнамом, на востоке с Кореей, имеет морскую границу с Филиппинами и Японией. Длина морских границ примерно равна 11 тыс. км, длина сухопутных границ составляет около 15 тыс. км. 2. Мировые изобретения - Китай – родина многих изобретений. Каждое из них имеет свою историю. Вспомним каких. -пороха -бумаги -шелка -фарфора -компаса. 3. Особенности населения страны Учитель: Вот уже в течение двух тысячелетий Китай остается самой многонаселенной страной на земном шаре. Не случайно одно из китайских изречений гласит: «Жэнь шань, жэнь хай», что означает: «горы людей, море людей». Каждый пятый человек на земле — китаец. - Выполняем задание «Кластер 1». Используя текст учебника на стр.235 и дополнительный материал, заполните кластер В январе 2005 года население Китая перевалило за 1млрд.300млн.человек. Социологи говорят, что этот рубеж мог быть преодолен еще намного раньше, если бы не жесткая демографическая политика: одна семья - один ребенок. Благодаря такой политике Китай за короткий срок перешел в третью фазу демографического перехода. Замедление роста населения положительно сказалось на экономической ситуации Китая, однако страна начала резко стареть. Как считают экономисты, в скором времени стране будет сложно обеспечивать многочисленных пенсионеров. Еще одна проблема: заводя одного ребенка многие семьи предпочитают, чтобы это был именно мальчик. Поэтому через 15-20 лет миллионам молодых мужчин будет просто не на ком жениться. Китай – многонациональное государство. Официально в Китае насчитывается 56 национальностей. Так как подавляющее большинство населения Китая (92%) составляют китайцы (самоназвание - «ханы», или «ханьць»), остальные народы обычно называют национальными меньшинствами. Ханьцы заселяют всю восточную половину страны. Согласно Ethnologue, в Китае насчитывается 236 языков: 235 живых и один исчезнувший (чжурчженьский). Различия между ними настолько велики, что при разговоре жители северных и южных провинций с трудом понимают друг друга. Для объяснения они пользуются единой иероглифической письменностью, которая доступна китайцам, говорящим на разных диалектах. Кроме того, в годы народной власти был разработан единый национальный язык «путунхуа» («общепонятный язык»), в основу которого положен пекинский диалект. Но неграмотных в стране еще около 180 млн человек. Самые распространенные религии в КНР: конфуцианство, даосизм и буддизм (ламаизм). Некоторые жители на северо-западе страны исповедуют ислам. Но в целом население Китая трудно назвать религиозным (Китай – по-прежнему социалистическая страна). Как и для других стран региона, для Китая очень xapaктepны большие контрасты расселения. По доле горожан Китай еще недавно относили к числу слабоурбанизированных стран. Но «городской взрыв» затронул и его. Ныне по общему числу городских поселений, больших городов (500) и городов-миллионеров (50), а также по абсолютному количеству горожан (515 млн) страна занимает первое место в мире. Однако Китай держит мировое первенство и по числу деревень, которых здесь примерно 700 тысяч! Где сосредоточена большая часть населения? (Почти 90% жителей coсредоточено на 1/3 части территории страны - побережье океана). Китайский народ, длительное время проживая в крайне нищенских условиях, выработал в себе ряд отличительных особенностей национального характера. Во-первых — это значительная склонность к накоплению, оставлению запасов на «черный день». Не менее важная черта склонность к перенятию позитивного опыта, как местного, так и внешнего, склонность к предпринимательству, умение конкурировать, как так местном, так и международном уровне, исполнительность и трудолюбие, патриотизм. 4. Экономика Китая Сегодняшний Китай – это динамично развивающаяся страна. По прогнозам лауреата Нобелевской премии в области экономики профессора Спенсера высокие темпы развития китайской экономики носят долгосрочный характер и сохранятся по крайней мере еще 25 лет. Используя текст учебника на с.215-216, докажите, что Китай – мощная индустриально-аграрная страна, занимающая важные позиции в мировом хозяйстве. У вас есть 4 минуты на изучение данного материала (Приложение 2). (Работа в парах) Отрасль специализации Ресурсы Центры 1. 2. 3. 4. 5. Вывод: Итак, китайская экономика создает колоссальный спрос на сырье, промышленное и строительное оборудование, технологии. Китайские рынки за счет повышения спроса населения сейчас являются самыми перспективными в мире. ФИЗМИНУТКА В чем заключается специфика китайской модели развития экономики? 5. Предпосылки экономического роста Китая. Что такое «китайская модель развития» и существует ли она вообще? Этот вопрос сегодня обсуждается во всем мире. Высокие темпы роста, «кризисоустойчивость» страны и уникальная политическая и социальная системы приковывают пристальное внимание мировой общественности, стремящейся понять, какие уроки можно /и можно ли?/ извлечь из китайского опыта. 1. экономические реформы; 2. природно – ресурсный потенциал; 3. иностранные инвестиции; 4. трудовые ресурсы; 5. реализация идеи свободных экономических зон; 6. национальные качества китайцев – исполнительность и трудолюбие; Главные причины экономические. В стране была проведена широкомасштабная экономическая реформа с целью обеспечения роста и развития экономики. Среди факторов, обусловивших беспрецедент¬ный экономический рывок Китая, от¬метим следующие: предпочтение на начальном этапе реформ отраслям, где ограниченные государственные капи¬таловложения смогли обеспечить быстрый рост (пищевая, легкая): активное по¬ощрение иностранных инвестиций (особенно хуацяо — китайцев, проживающих за рубежом); передача земли в пользование индивидуальным хозяйствам; проведение эффективной региональной политики с предоставлением широких прав местным властям в развитии местной экономики; политическая, социальная и финансовая стабильность страны и, конечно, огромное трудолюбие китайцев. Крупнейшие промышленные центры страны: Аньшанъ, Бэньси, Баотоу, Ухань (черная металлургия); Шанхай, Шенъян, Тяньцзинь, Харбин, Пекин, Лоян, Чанчунь (машиностроение) и др. Уже в 2014 г. Китай стал лидером мировой экономики , но это не означает, что изменится его место в международном разделении труда. Вряд ли страны Запада «пустят» его на рынок высокотехнологичных промышленных товаров. Сельское хозяйство в основном обеспечивает продуктами питания более чем миллиардное население и даже дает продукцию на экспорт, хотя и ввозит некоторую сельскохозяйственную продукцию, например соевые бобы. В растениеводстве, главной отрасли сельского хозяйства резко преобладают зерновые, прежде всего рис и пшеница, хотя культивируются десятки растений от умеренного до тропического пояса. Если рис вы-ращивается на орошаемых землях преимущественно на юге страны и в долине Янц¬зы, то пшеница — на Великой Китайской равнине и в долине Хуанхэ. Везде, где поз¬воляют природные условия, культивируют картофель, овощи, фрукты. Среди техни¬ческих культур преобладает хлопчатник, основные посевы которого приурочены к бас¬сейнам Хуанхэ и Янцзы. Китай славится чаем, под который отведены террасирован¬ные склоны гор на юго-востоке и юге. Очень значимым источником продуктов питания для китайцев являются ры¬боловство и рыбоводство. Китай лидирует в мире по поголовью свиней. По поголовью свиней, овец и коз, рабочего скота Китай входит в число ведущих стран мира. В южных и юго- восточных районах страны развито шелководство. Для Китая, учитывая численность его населения, размеры территории и уровень развития экономики, огромное значение имеет транспорт. Резко доминировавший до сих пор железнодорожный транспорт постепенно уступает свои позиции автомобильному, морскому (главные порты — Шанхай, Сянган, Далянь, Циндао, Тяньцзинь и др.), речному (80% его грузооборота приходится на бассейн Янцзы), трубопроводному, авиационному. На рубеже XX—XXI вв. Китай занимал второе место в мире (после США) по объему привлекаемых иностранных инвестиций. Главные торговые партнеры Ки¬тая — Япония, США, Республика Корея, Германия, страны Юго-Восточной Азии, Россия. КИТАЙ ПРЕВРАТИЛСЯ В МОЩНУЮ ИНДУСТРИАЛЬНО-АГРАРНУЮ ДЕРЖАВУ, КОТОРАЯ ПО ЦЕЛОМУ РЯДУ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ СОПЕРНИ¬ЧАЕТ С США, ХОТЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТСТАЛОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЕЩЕ ВЕЛИКА, ОСОБЕННО В ГЛУБИННЫХ ПРОВИНЦИЯХ И АВТОНОМНЫХ РАЙОНАХ. Внутренние различия Территориальные контрасты в КНР выражены очень ярко. Они касаются и при¬роды, и экономики, и уровня жизни населения. Большим своеобразием отличаются все 23 провинции, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения и 2 особых административных района (см. рисунок 80). Помимо пяти автономных районов с правами провинций, в Китае существуют также 30 автономных округов и 124 автономных уезда (сомона). Подобная многоликость страны объясняется многими причинами; во-первых, об¬ширностью территории и крайне разнообразными природными условиями; во-вто¬рых, этнической пестротой населения и культурной спецификой самих ханьцев, ко¬торая заметно различается в зависимости от мест их проживания; в-третьих, нерав¬номерностью заселения страны, различной степенью экономической освоенности территории. Если взять за основу последнюю причину, в пределах Китая просматриваются контуры трех крупных экономических зон: 1) наиболее развитое в социально-экономическом отношении Приморье, в состав которого входят в основном прибрежные провинции и города центрального подчинения, а также особые административные районы Сянган и Аомынь (здесь наблюдается наибольший приток иностранных инвестиций и расположены практи¬чески все так называемые особые экономические зоны); 2) центральные провинции страны, являющиеся «вторым эшелоном» экономи¬ческого возрождения Китая, которое связано прежде всего с увеличением произво¬дства топлива и энергии, химической продукции, сырья и полуфабрикатов, науко¬емких отраслей; 3) относительно слаборазвитые западные и северо-западные районы, где осно¬ву экономики по-прежнему составляют малопродуктивное сельское хозяйство и гор¬нодобывающая промышленность. Особый мир Китая — Тибет, где суровые условия высокогорья очень осложня¬ют жизнь человека. Но и здесь развивается не только отгонное животноводство (раз¬водят яков, овец, коз, лошадей, ослов, мулов), но и земледелие (голозерный ячмень, картофель, овощи). В Южном Тибете находится Лхаса — столица буддизма, административный и культурно-экономический центр Тибетского автономного района. В 2005 г. была введена в эксплуатацию железная дорога, связавшая Лхасу с осталь¬ным Китаем. В РАЗМЕЩЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИИ ХОЗЯЙСТВА МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ КИТАЯ ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ КРАЙНЯЯ НЕРАВНОМЕРНОСТЬ, ОБУСЛОВЛЕННАЯ ПРИРОДНЫМИ УСЛОВИЯМИ, ЭТНИЧЕСКИМ СОСТАВОМ НАСЕЛЕНИЯ, РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ОСВОЕН¬НОСТИ ТЕРРИТОРИИ. За последние 50 лет в Китае построено более 370 тысяч новых промышленных предприятий. Сегодня фабрики и заводы Китая производят продукции на 2,1 млрд. юаней ежедневно. Промышленность КНР представлена 360 отраслями. По общему количеству фабрик и заводов Китай занимает первое место в мире. Колоссальный природно-ресурсный потенциал Китая, естественно, способствовал реализации намеченных реформ также, как резерв трудовых ресурсов . Эти условия потенциально уже дают ему право стать лидером мировой экономики, по всем прогнозам к 2020-2030 гг. III. Первичное закрепление учебного материала. - Ребята, вернемся к главному вопросу нашего урока: Определить главные причины экономического роста Китая. Какие факты могут подтвердить, что экономический рост есть? IV. Первичное закрепление учебного материала. Факты: 1 место по объему экономики, 2 по запасам иностранной валюты ,1 место по производству 26 наименований продукции Ведущие позиции Китая в мировой экономике по некоторым отраслям в 2005 году: выплавка стали – 1 место производство химических волокон – 1 место производство х/б тканей – 1 место добыча морепродуктов и улов рыбы – 1 место валовой сбор зерновых – 1 место производство первичного алюминия – 2 место производство электроэнергии – 2 место производство продукции электроники – 2 место Домашнее задание: обязательное – §45,задание 9,10 стр.218 Дополнительное: Премьер – министр России Дмитрий Медведев, считает, что Китай не может служить моделью для экономического развития России. «Нам симпатичен и интересен опыт КНР, - сказал Медведев на встрече в Кремле с представителями предпринимательского сообщества - членами Российского союза промышленников и предпринимателей. - Но это не наша модель развития…»,- сообщает РИА «Новости» . Как вы думаете, почему? VI Рефлексия и самооценка А сейчас я прошу вас высказать свое отношение к изучаемой стране и вашей работе на уроке. • первая строка содержит одно слово - название темы урока; • вторая – описание темы в двух словах-признаках, прилагательных; • третья строка – три глагола, определяющие вашу деятельность на уроке; • четвертая строка – это фраза из четырех слов, раскрывающих смысл слова на первой строке • последняя строка – одно слово – ассоциация, синоним, которое повторяет суть темы в 1 строке. (Несколько синквейнов зачитываются) VII. Итог урока: Китай - страна древней культуры. Памятниками материальной культуры китайского народа служат знаменитые caдoво-парковые ансамбли, буддийские храмы и пагоды, такое уникальное сооружение, как Великая Китайская стена длиной около 4 тыс. км. Традиции духовной культуры, сохранившиеся до наших дней, - специфические китайские театр, живопись, музыка, кухня, гимнастика ушу, лунный календарь. С глубокой древности существуют китайская философия, астрономия, география, медицина. Сколько ни читай о Китае, ни смотри фильмов, ни ходи на лекции и презентации, первая встреча с КНР камня на камне не оставит от всех виртуальных представлений. Китай - не одна страна... Китая много. Это конгломерат миров, развивающихся параллельно, соприкасающихся, не имеющих друг к другу никакого отношения, сталкивающихся...Чуду, что зовется Китаем, нет объяснений. И именно потому, что Китай - загадка, он достоин любви - так говорят о своей родине жители Поднебесной. И с ними вынужден согласиться весь остальной мир. Вот на этом наше первое знакомство с Китаем заканчивается. Я думаю, что вы узнали для себя много нового и интересного, а также полезного, что может пригодиться вам в жизни. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Фамилия, имя: _________________ Дата: ____________ Тема: ________________________________________________________________ Ключевые вопросы темы 1. Таблица «З – Х – У» Знаю Хочу узнать Узнал 1. О населении: 2. Об экономике 3. О великих изо бретениях 1. Визитная карточка страны: Площадь:_________________ Столица:__________________ Форма правления:______________ 2. Население 3. Великие изобретения Отрасль специализации Ресурсы Центры 1. 2. 3. 4. 5. Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Предпосылки экономического развития Китая Оценка работы ученика (самооценка) _______________ Оценка работы ученика (учитель) ____________________ Домашнее задание: обязательное – §45,задание9,10 стр.218 Дополнительное: Премьер – министр России , Дмитрий Медведев, считает, что Китай не может служить моделью для экономического развития России. «Нам симпатичен и интересен опыт КНР, - сказал Медведев на встрече в Кремле с представителями предпринимательского сообщества - членами Российского союза промышленников и предпринимателей. - Но это не наша модель развития…»,- сообщает РИА «Новости» . Как вы думаете, почему?